Усть-Каменогорск
пасмурно
-4°
  • Усть-Каменогорск
    -4°
  • Алматы
    +1°
  • Нур-Султан (Астана)
    -7°
  • Актобе
    -3°
  • Форт-Шевченко
    +10°
  • Атырау
    +5°
  • Караганда
    -8°
  • Кокшетау
    -5°
  • Костанай
    -5°
  • Кызылорда
    +3°
  • Павлодар
    -8°
  • Петропавловск
    -7°
  • Тараз
    +3°
  • Уральск
    +5°
  • Шымкент
    +7°
$
498.34
+3.47
519.72
-0.93
¥
68.79
+0.45
4.85
-0.06
Курсы Национального Банка РК

Звоните, если вы стали очевидцем происшествия, ваши права нарушены, или хотите поднять проблему

Как в Усть-Каменогорске понемногу налаживали пассажирское транспортное сообщение

На рубеже 1940-1950-х нынешний областной центр весьма слабо охватывался автобусными маршрутами, первые попытки наладить движение осуществлялись на грузовиках и редких автобусах

Новости Казахстана / Общество в Казахстане / Как в Усть-Каменогорске понемногу налаживали пассажирское транспортное сообщение

Маленький уездный город совсем не претендовал на широкое развитие транспортной сети, передает корреспондент Устинка LIVE. Однако превращение Усть-Каменогорска в послевоенные годы в крупный административный и промышленный центр требовало решительных мер по созданию автобусных маршрутов по городу и за его пределами. Поначалу дело складывалось трудно. Единственная областная автобаза, она же – бывший гараж управления «Иртышгэсстрой» в центре города в районе тогдашнего рынка – по улице Орджоникидзе, 25 располагала в основном лишь грузовыми автомобилями. Жители городских окраин добирались до своих жилищ попутным транспортом.

Изначальные попытки

Принципиальное отсутствие автобусов не мешало отдельным предприятиям налаживать пассажирское движение в подотчетных им районах города. В рабочем поселке Аблакетка таким предприятием являлся союзный трест «Казгидроэнергострой» - «КазГЭС». Распоряжением по тресту от 20 августа 1947 года утвердили маршрут перевозки пассажиров и обязали транспортный отдел треста выделить в качестве пассажирской машины грузовой автомобиль «Студебекер», оборудовать машину скамейками, в дальнейшем – тентом. Первый пассажирский маршрут поселка Аблакетка начинался в Усть-Каменогорске, у облавтобазы - бывшего гаража «Иртышгэсстроя», заканчивался же на Аблакетке, у управления треста. Остановки были следующие: «Бывший гараж», «Притор», «Лесозавод», «Гараж», «Управление треста КазГЭС». Пассажирская машина выполняла всего два рейса: утром и вечером. Также доставка жителей поселка осуществлялась пассажирским поездом, следовавшем по железнодорожной ветке «Иртышгэсстроя». Вскоре в городе наконец открылись важнейшие на тот момент автобусные направления: Усть-Каменогорск – Защита и Усть-Каменогорск – Аблакетка. В 1949 году к ним добавилось еще два маршрута: Усть-Каменогорск – Новая Гавань и Усть-Каменогорск – Белоусовка, с января 1949 года даже сумели организовать круглосуточное движение грузовых такси. Областная автобаза к тому моменту располагала парком в 15 автобусов преимущественно модели ГАЗ-03-30, по вместимости это – практически первая советская «маршрутка». Однако их не хватало, газеты пестрели многочисленными жалобами на нерегулярность движения столь малочисленных и столь маленьких автобусов. Так, 25 июля 1949 года вышло распоряжение по тресту «Казгидроэнергострой» об обеспечении пассажирского движения между городом и поселком Аблакетка. Автотранспортную контору треста обязали выделить грузовик ЗИС-150 и переоборудовать его под перевозку пассажиров, а также беспрекословно соблюдать график движения пассажирских машин: раз в полчаса из города до Аблакетки и обратно. Тем же распоряжением обязали автобус № 00-14 перевозить рабочих и служащих треста от Лесозавода до створа ГЭС. Так на Аблакетке образовался еще один маршрут – внутри поселка. К слову, плата за проезд в пассажирских машинах «Усть-Каменогорск – Аблакетка» в 1949 году была установлена в размере десяти копеек за билет.

Первый автопарк

Возможность замены грузовиков на нормальный пассажирский транспорт в Усть-Каменогорске и Восточном Казахстане появилась с началом серийного выпуска на Московском автомобильном заводе автобуса ЗИС-155 – самого массового типа автобусов в Советском Союзе 1950-х годов. Первые автобусы ЗИС-155 появились в областном центре в 1951-м, в Лениногорске – в 1952 году, в газетах их называли автобусами «троллейбусного типа». Доставался новый тип машин не всем маршрутам. Если номера 1, 3, 4, 5 – на Защиту, в Октябрьский, на Аблакетку и Новую Гавань обслуживались ЗИС-ами, то на маршруте 7 применялись автобусы малой вместимости еще одной массовой марки – ПАЗ-651. «Семерка» поначалу двигалась совсем иначе. Если ее путь начинался как и сейчас – в поселке Красина, то затем носатый «ПАЗик» самой первой модели, прозванной «Коробочка», петлял в узких улочках частного сектора Пристани, на месте нынешнего 7-го микрорайона, а завершал свой путь в районе нынешней Стрелки – на Крепости, у паромной переправы в Меновное, его конечная остановка так и называлась – «Паром». Начало 50-х отметилось постепенным переносом старой облавтобазы из центра города в другие районы, образование грузовых автопредприятий и базы такси. В 1956 году открылась автобаза №2 в районе под названием Комендантка, на улице Достоевского – самый первый автобусный парк Усть-Каменогорска. Спустя пару лет в автопарк стала поступать техника новых моделей: ЗИЛ-158, по сути дальнейшее развитие 155-го ЗИС-а, прозванный в народе «Сарай», и последнее слово промышленности СССР – «Львов» ЛАЗ-695. ЛАЗы разных модификаций производства Львовского автобусного завода на многие годы закрепились на маршруте номер 4 и других городских и пригородных направлениях Усть-Каменогорска.

Однако обновление подвижного состава слабо влияло на улучшение положения с городским транспортом. В газетах тех лет нередко сообщали о проблемах автобусного парка и огромных очередях на остановках. Ненадлежащее качество перевозок стало одной из причин строительства в Усть-Каменогорске трамвайной линии.

Управление по-новому

Транспортные проблемы Усть-Каменогорска стали решаться с образованием в 1965 году Облавтотреста - областного пассажирского автоуправления. Сложнее всего стояли вопросы развития производственно-технической базы автопредприятий, повышения культуры обслуживания населения. Первые «ласточки» деятельности автоуправления – сданный в эксплуатацию в 1967 году Усть-Каменогорский автовокзал и введенный в строй в 1968-м автобусный парк №2 на Школьном шоссе, ныне автопарк на проспекте Абая. В то же время маршрутная сеть начала активно расширяться. Одним из новых маршрутов стал номер 27 «Речной вокзал – Аблакетский причал», созданный для обслуживания желающих покататься на пассажирских судах по Иртышу. Сошедший на Речном вокзале с борта «Ракеты» или «Метеора» путник мог добраться на 27-м до Аблакетского причала и продолжить с него свой путь речным транспортом.

В последующие два десятка лет объем деятельности автоуправления несоизмеримо вырос. Автопарк №2 был реконструирован, расширились таксомоторный парк и автовокзал, открылся новый автобусный парк №1 на улице Авроры. На крупных автопредприятиях области открывались социально-бытовые комплексы – столовые, раздевалки, медицинские пункты. Старая автобусная колонна – бывшая автобаза №2 на Комендантке превратилась в пункт централизованного технического обслуживания автобусов и легковых такси – ПАЦТО. Ныне на его территории находится рынок «Заречный». Не обошлось и без обновления подвижного состава образцами последнего слова техники – автобусами ЛиАЗ-677М с автоматической коробкой передач, модернизированными ЛАЗ-ами модели 695Н, междугородними «Икарусами», позже – автобусами ЛАЗ и ЛиАЗ новых моделей с дизельными двигателями. Маленькие ПАЗ-ики же еще в 1960-х годах на добрые три десятка лет перешли в разряд исключительно служебных автобусов. К 1990 году маршрутная сеть Усть-Каменогорска состояла из около шестидесяти городских и пригородных направлений. Но главное нововведение 1980-х годов – созданная одной из первых в республике центральная диспетчерская служба с применением связи «диспетчер – водитель». Многие годы регулярность движения автобусов контролировалась при помощи пунктов, на которых отмечались водители по пути следования.

Так в Усть-Каменогорске от грузовиков ЗИС и «Студебекер» до комфортабельных ЛиАЗ-ов и «Икарусов» в течение сорока лет менялся подвижной состав пассажирского транспорта. Открывались автопредприятия и расширялась маршрутная сеть.

Следующая →