Усть-Каменогорск
пасмурно
+16°
  • Усть-Каменогорск
    +16°
  • Алматы
    +14°
  • Нур-Султан (Астана)
    +16°
  • Актобе
    +22°
  • Форт-Шевченко
    +20°
  • Атырау
    +19°
  • Караганда
    +18°
  • Кокшетау
    +11°
  • Костанай
    +13°
  • Кызылорда
    +21°
  • Павлодар
    +13°
  • Петропавловск
    +8°
  • Тараз
    +14°
  • Уральск
    +15°
  • Шымкент
    +16°
$
441.44
-1.91
473.09
-2.45
¥
60.96
-0.22
4.75
-0.07
Курсы Национального Банка РК

Звоните, если вы стали очевидцем происшествия, ваши права нарушены, или хотите поднять проблему

Министерские инициативы грозят обернуться удорожанием топлива в РК

Зачем нефтебазам и АЗС контрольные приборы учета, оснащение которыми выльется в сотни миллионов тенге, а передача данных — в полмиллиона ежемесячно?

Новости Казахстана / Общество в Казахстане / Министерские инициативы грозят обернуться удорожанием топлива в РК
Фото:
Устинка LIVE

4 ноября 2022 года в Астане пройдет Х Съезд Нацпалаты «Атамекен», на который в качестве делегатов от Регионального совета Палаты предпринимателей ВКО отправятся 14 предпринимателей, передает корреспондент Устинка LIVE.

В преддверии события рассмотрены системные и частные проблемы субъектов бизнеса региона, решение которых делегаты будут лоббировать в столице. И в первую очередь о сложившейся ситуации с контрольными приборами учета (КПУ), внедрение которых на нефтебазах и автозаправочных станциях (АЗС) законодательно закреплено Министерством энергетики РК с 2024 года. Примечательно, что законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам стимулирования инноваций, развития цифровизации и информационной безопасности», куда внесено требование об установке КПУ, не был подвергнут анализу регуляторного воздействия и не был согласован с НПП «Атамекен» и бизнес-сообществом.

Директор ТОО «Штиф» Сергей Федоров рассказал, что для полного оснащения КПУ одной средней нефтебазы требуется около 270 млн тенге, с учетом приобретения оборудования и расходных материалов, подготовительных и строительно-монтажных работ. Все эти финансовые затраты, естественно, затем будут включены в стоимость нефтепродуктов для населения. Вопрос поднимается бизнесом с 2018 года через Казахстанскую топливную ассоциацию. Направлены официальные письма Президенту РК, премьер-министру, министру энергетики, в НПП «Атамекен» и ОЮЛ Kazenergy о том, что установка контрольных приборов учета никак не решает проблему дефицита дизельного топлива, который создался в текущем году.

Региональная Палата предпринимателей включилась в процесс оспаривания целесообразности вводимых требований по установке КПУ.

Интересно, что все это законотворчество происходит в условиях уже отлаженной системы учета нефтепродуктов, и почему-то Министерством энергетики не принят во внимание тот факт, что нефтебазы не производят нефтепродукты, а лишь осуществляют их сбыт, поэтому цель внедрения КПУ – недопущение дефицита нефтепродуктов в стране – никак не может быть достигнута путем внедрения дополнительных требований к бизнесу из сферы торговли, – прокомментировал мнение отраслевого бизнеса директор ПП ВКО Кайрат Мамырбаев.

По словам директора ТОО «Штиф», с помощью КПУ невозможно наладить достоверный учет расхода ГСМ. Все дело в разности годовых температур, при которых меняется плотность нефтепродуктов, и показания датчиков выходят некорректными. Еще один момент: при отгрузке топлива в документах указывается весь закупаемый объем, тогда как по факту продукт выбирается частями, по мере возможностей потребителей. Эта разница между фактическими отгрузками и показаниями КПУ порождает массу проблем с органами государственных доходов, что вынудило ТОО «Штиф» дополнительно принять на работу двух бухгалтеров, которые «сводят концы с концами» в этой неразберихе.

Количество автотранспорта в стране постоянно растет, а у нас по-прежнему три завода выпускают ГСМ. Но вместо того чтобы наращивать производство топлива в Казахстане, который является нефтедобывающей страной, мы начинаем делить «тришкин кафтан». Ну, разве это государственный подход к проблеме? Все начинается с законов, которые продвигают и лоббируют, как я считаю, только установщики этих приборов КПУ, – говорит Сергей Федоров.

Интересно, что ранее в ТОО «Штиф» и на других нефтебазах и АЗС уже были установлены дорогостоящие КПУ, но теперь Минэнерго выдвигает требование об установке приборов других, конкретно прописанных марок. При этом в Казахстане нет ни одного предприятия, которое бы их изготавливало. Сергея Федорова поддержал директор ТОО «ГазТехОборудование» Сергей Акентьев, у которого также имеется собственная нефтебаза и 10 автозаправочных станций по области.

Мы на каждой заправке поставили по 4-5 приборов, которые приобретали в Москве, нигде ближе их не было, это самые дешевые. Вложили туда 50 миллионов тенге. Результат от приборов в общем никакой, все меряется фактически: каждое утро операторы механически меряют шестами, поправки все делаются с учетом погрешности. Суть в том, что эти приборы просто забрали у нас деньги! Мы и так даем в налоговую все фактические остатки, проверки они все равно всегда приезжают и проводят механически, и получается, что мы просто выложили деньги, поставили эти приборы, но ими не пользуемся, – констатирует Сергей Акентьев.

Предприниматель также заметил, что деньги в установку КПУ обязали вкладывать субъектов бизнеса, а выгоду от мероприятия получит государство, ведь только одно его предприятие платит 500 тысяч тенге за передачу данных с КПУ. Поэтому было бы логично, если бы государство оснащало нефтебазы и АЗС за свой счет, а потом подсчитало, выгодно это на самом деле или нет, ведь реальной картины расхода топлива оно не получит.

Представитель Казахстанской топливной ассоциации Жаксылык Жанкалов добавил, что АО «Национальные информационные технологии», которое отвечает за учет реализации дизельного топлива на АЗС, является государственной компанией, но взимает такие баснословные тарифы, что легче работать оператором, чем реализовывать нефтепродукты.

Мы начали разбираться, и эти же цифры, которые мы в АО «НИТ» передаем, нам не показывают, мотивируя тем, что мы не заключили с ними договора и не оплачиваем получение информации, которую мы же им и передаем. Предлагаем передать эти функции соответствующему государственному органу, который будет самостоятельно обслуживать, не взимая плату с предпринимателей. Ежегодная сумма, которую планирует взимать АО «НИТ», составляет примерно один миллиард тенге. Некоторые еще платят, наверное, но наша Ассоциация категорически рекомендовала своим членам не платить эти суммы. Сейчас они пробуют передать информационную систему в Министерство энергетики, и при этом просят на обслуживание ежегодно 300 миллионов тенге выделять, – пояснил Жаксылык Жанкалов.

Обсуждая проблему, представители бизнес-сообщества региона пришли к общему мнению, что без 100% доступа к интернету во всех отдаленных уголках Казахстана о введении подобных требований не может быть и речи.

Надо менять подходы – есть заводы, которые отчитываются о количестве ГСМ на выходе. Надо заводы строить, отрасль развивать, а эту тему вообще надо забыть. Им зачем знать наше количество ГСМ, баранов, молока – это для меня нужно, для учета, для бухгалтерии своей. Отменить надо это, потому что у нас цифровизация не работает – никому не нужные программы, – считает глава Корпорации «Восток-Молоко» Сейлжан Сайлаубаев. - На Съезде надо сказать, что экспертные заключения «Атамекена» должны быть обязательными для государства. При этом мы сами должны быть экспертами при разработке законопроектов. Только специалисты, технари могут рассуждать и заключения давать, правильный это законопроект или неправильный. Если мы хотим существовать, то только как мощная сила, с которой государство считается. «Атамекен» нас не должен защищать, нас должен защищать Закон, а «Атамекен» быть экспертом законотворчеств.

Этот вопрос решено поднять лично перед министром энергетики на предсъездной встрече в «Атамекене» 3 ноября.

Следующая →