Усть-Каменогорск
ясно
+11°
  • Усть-Каменогорск
    +11°
  • Алматы
    +17°
  • Нур-Султан (Астана)
    +12°
  • Актобе
    +16°
  • Форт-Шевченко
    +18°
  • Атырау
    +15°
  • Караганда
    +10°
  • Кокшетау
    +12°
  • Костанай
    +14°
  • Кызылорда
    +20°
  • Павлодар
    +9°
  • Петропавловск
    +13°
  • Тараз
    +18°
  • Уральск
    +11°
  • Шымкент
    +22°
$
439.43
-2.23
473.31
-1.83
¥
60.98
-0.02
4.82
-0.04
Курсы Национального Банка РК

Звоните, если вы стали очевидцем происшествия, ваши права нарушены, или хотите поднять проблему

Казахстан Казахстан Алина Кольцова
Источник:
Zakon.kz

Почему многие выпускники казахстанских вузов не работают по специальности

Специалисты Министерства науки и высшего образования РК выяснили, что 60% новоиспеченных специалистов выбирают профессиональные сферы, не связанные с полученным образованием

Новости Казахстана / Общество в Казахстане / Почему многие выпускники казахстанских вузов не работают по специальности
Фото:
Устинка LIVE

"Забудьте все, чему вас учили в школе", говорят абитуриентам в вузе, "забудьте все, чему вас учили в университете", слышат выпускники уже на работе. Почему казахстанский рынок труда страдает от вечно актуальной проблемы несоответствия между предложением, качеством навыков и фактическими требованиями на рабочем месте, разбирались в Министерстве высшего образования РК, передает сайт Zakon.kz.

Есть и системные причины, вызывающие перекос на рынке труда: качество образования и соответствие ожиданиям работодателей, неосведомленный или ошибочный выбор будущей профессии старшеклассниками и родителями. Как следствие, дети обучаются маловостребованным на местном рынке труда профессиям, находясь в состоянии угрозы безработицы или неполной занятости, - считают в ведомстве.

Во многом разочарование в выборе программы обучения связано с верой родителей в иллюзорную престижность некоторых профессий, забывая, что специалистов по этим направлениям с каждым годом многократно превышает востребованность кадров.

60% выпускников вузов работают не по специальности. Все это – результат отсутствия привязки подготовки кадров к экономическим потребностям региона, - заявили в Министерстве науки и высшего образования РК.

В ведомстве отмечают, что 75% родителей признаются, что не знают, какую профессию хотели бы выбрать их собственные дети.

Чтобы объяснить детям и родителям, какие специалисты нужны стране, Министерство высшего образования составило "Атлас новых профессий и компетенций Казахстана". Он представляет собой сборник профессий, которые по мнению экспертов каждой отрасли, уже востребованы и появятся в ближайшие 5–10 лет. В сборнике содержится информация по 9 отраслям и 463 профессиям.

Профессии распределены по категориям:

  • Новые профессии – официально не существующие, но с высокой долей вероятности появятся в ближайшее время;
  • Трансформирующиеся профессии – существующие профессии и специальности, которые скорее всего сильно изменятся;
  • Исчезающие профессии – те профессии и специальности, которые с высокой долей вероятности будут не востребованы уже в ближайшем будущем.

В скором времени Атлас расширится новыми сферами профессиональной деятельности:

  • Здравоохранение и социальные услуги;
  • Образование;
  • Обрабатывающая промышленность;
  • Искусство;
  • Развлечение и отдых (креативные индустрии);
  • Финансовая и страховая деятельность;
  • Услуги по проживанию и питанию;
  • Водоснабжение и рециклинг отходов.
Не стоит догонять рынок труда, обучая постепенно теряющим актуальность профессиям, а перейти к проактивной подготовке кадров, когда вузы на основе прогнозных данных выпускают востребованных специалистов на рынке труда. В этой связи правительство Казахстана приступило к реализации проекта "Мамандығым - болашағым", который заключается в комплексной подготовке кадров, опережающих рынок труда, - считают в ведомстве.

Чтобы добиться успеха, в Министерстве проработали шесть основных шагов:

  1. Проведение прогнозных исследований для определения потребности рынка труда регионов;
  2. Разработка 20 региональных карт потребности в кадрах с учетом специфики региона;
  3. Разработка новых образовательных программ вузов по новым специальностям;
  4. Проведение профессиональной диагностика учащихся 7–11 классов школ;
  5. Обучение 5 тысяч штатных профориентаторов;
  6. Информационное сопровождение профориентационной работы более 6 тыс. школ с охватом более 1 млн учащихся.

Проект рассчитан на 6 лет, по итогам которого будут сформированы 20 региональных карт.

Следующая →