Почему многие выпускники казахстанских вузов не работают по специальности
Специалисты Министерства науки и высшего образования РК выяснили, что 60% новоиспеченных специалистов выбирают профессиональные сферы, не связанные с полученным образованием
"Забудьте все, чему вас учили в школе", говорят абитуриентам в вузе, "забудьте все, чему вас учили в университете", слышат выпускники уже на работе. Почему казахстанский рынок труда страдает от вечно актуальной проблемы несоответствия между предложением, качеством навыков и фактическими требованиями на рабочем месте, разбирались в Министерстве высшего образования РК, передает сайт Zakon.kz.
Есть и системные причины, вызывающие перекос на рынке труда: качество образования и соответствие ожиданиям работодателей, неосведомленный или ошибочный выбор будущей профессии старшеклассниками и родителями. Как следствие, дети обучаются маловостребованным на местном рынке труда профессиям, находясь в состоянии угрозы безработицы или неполной занятости, - считают в ведомстве.
Во многом разочарование в выборе программы обучения связано с верой родителей в иллюзорную престижность некоторых профессий, забывая, что специалистов по этим направлениям с каждым годом многократно превышает востребованность кадров.
60% выпускников вузов работают не по специальности. Все это – результат отсутствия привязки подготовки кадров к экономическим потребностям региона, - заявили в Министерстве науки и высшего образования РК.
В ведомстве отмечают, что 75% родителей признаются, что не знают, какую профессию хотели бы выбрать их собственные дети.
Чтобы объяснить детям и родителям, какие специалисты нужны стране, Министерство высшего образования составило "Атлас новых профессий и компетенций Казахстана". Он представляет собой сборник профессий, которые по мнению экспертов каждой отрасли, уже востребованы и появятся в ближайшие 5–10 лет. В сборнике содержится информация по 9 отраслям и 463 профессиям.
Профессии распределены по категориям:
- Новые профессии – официально не существующие, но с высокой долей вероятности появятся в ближайшее время;
- Трансформирующиеся профессии – существующие профессии и специальности, которые скорее всего сильно изменятся;
- Исчезающие профессии – те профессии и специальности, которые с высокой долей вероятности будут не востребованы уже в ближайшем будущем.
В скором времени Атлас расширится новыми сферами профессиональной деятельности:
- Здравоохранение и социальные услуги;
- Образование;
- Обрабатывающая промышленность;
- Искусство;
- Развлечение и отдых (креативные индустрии);
- Финансовая и страховая деятельность;
- Услуги по проживанию и питанию;
- Водоснабжение и рециклинг отходов.
Не стоит догонять рынок труда, обучая постепенно теряющим актуальность профессиям, а перейти к проактивной подготовке кадров, когда вузы на основе прогнозных данных выпускают востребованных специалистов на рынке труда. В этой связи правительство Казахстана приступило к реализации проекта "Мамандығым - болашағым", который заключается в комплексной подготовке кадров, опережающих рынок труда, - считают в ведомстве.
Чтобы добиться успеха, в Министерстве проработали шесть основных шагов:
- Проведение прогнозных исследований для определения потребности рынка труда регионов;
- Разработка 20 региональных карт потребности в кадрах с учетом специфики региона;
- Разработка новых образовательных программ вузов по новым специальностям;
- Проведение профессиональной диагностика учащихся 7–11 классов школ;
- Обучение 5 тысяч штатных профориентаторов;
- Информационное сопровождение профориентационной работы более 6 тыс. школ с охватом более 1 млн учащихся.
Проект рассчитан на 6 лет, по итогам которого будут сформированы 20 региональных карт.