Усть-Каменогорск
ясно
+9°
  • Усть-Каменогорск
    +9°
  • Алматы
    +19°
  • Нур-Султан (Астана)
    +14°
  • Актобе
    +24°
  • Форт-Шевченко
    +19°
  • Атырау
    +22°
  • Караганда
    +14°
  • Кокшетау
    +10°
  • Костанай
    +19°
  • Кызылорда
    +26°
  • Павлодар
    +6°
  • Петропавловск
    +8°
  • Тараз
    +17°
  • Уральск
    +19°
  • Шымкент
    +20°
$
444.32
-1.34
473.33
-1.25
¥
61.31
-0.22
4.76
-0.02
Курсы Национального Банка РК

Звоните, если вы стали очевидцем происшествия, ваши права нарушены, или хотите поднять проблему

15 марта отмечают Всемирный день защиты прав потребителей

В этом году праздник пройдет под эгидой защиты прав потребителей в сегменте цифровых финансовых услуг, ведь мошенничество в Интернете набирает обороты во всем мире

Новости Казахстана / Общество в Казахстане / 15 марта отмечают Всемирный день защиты прав потребителей
Фото:
Руководитель Департамента по защите прав потребителей ВКО Канат Женисбекулы

Начало истории возникновения Всемирного дня защиты прав потребителей было положено президентом США Джоном Кеннеди в 1961 году, когда им были сформулированы четыре основных права потребителя: право на безопасность, право на информацию, право на выбор и право быть услышанным, передает корреспондент Устинка LIVE.

Позднее к ним добавили право на возмещение ущерба, право на потребительское образование, право на удовлетворение базовых потребностей и право на здоровую окружающую среду. Впервые был отмечен 15 марта 1983 года, когда был закреплен в международном календаре праздничных дат как Всемирный день защиты прав потребителей.

Торжественные мероприятия каждый год посвящаются определенной теме. Ее определяет Всемирная организация союзов потребителей. В 2022 году Consumers International предложила общественности сосредоточиться на правах потребителей в сегменте цифровых финансовых услуг, поэтому 15 марта решено провести под Девизом "Fair Digital Finance - "Справедливые цифровые финансовые услуги".

Рынок финансовых услуг постоянно развивается и растет, - рассказывает руководитель Департамента по защите прав потребителей ВКО Канат Женисбекулы. - Организации предоставляют возможность потребителям размещать денежные средства на банковских счетах или получать их в личное пользование под определенную процентную ставку. В перечень таких компаний входят страховые организации, банковские учреждения, фирмы микрокредитования. Предоставление услуг классифицируется исходя из места их получения: потребитель может сделать вклад или осуществить расчетно-кассовую операцию, осуществить перевод средств, получить кредит, работать с депозитами, произвести оценку имущества, получить страховые услуги. Любые действия на финансовом рынке обязательно должны совершаться в соответствии с действующим законодательством, предусматривающий наличие прав у потребителя: на получение информации, потребитель должен быть полностью осведомлен о финансовой организации и ее деятельности, потребитель имеет право определить пакет услуг самостоятельно и другие.

Использование цифровых технологий и Интернета позволило финансовым организациям ускорить и упростить доступ к своим услугам.

Банкоматы, платежные банковские и небанковские терминалы — устройства самообслуживания, средства платежей, которые делают возможным оплату товаров и услуг без участия продавца, либо обналичивание денежных средств без участия банковского кассира. Мобильный банк, интернет-банк — программные продукты, позволяющие пользователю дистанционно контролировать состояние своего банковского и карточного счета, а также совершать платежи, переводы и покупки, не выходя из дома, при помощи компьютера, планшета, мобильного телефона.

Электронные деньги — цифровые средства платежа. Для их использования нужен электронный кошелек — своеобразный аналог банковского счета. При помощи электронных денег пользователь может оплачивать интернет-покупки, совершать денежные переводы и платежи, предоставляя получателям минимальную информацию о себе. Однако будущее успешное развитие цифровой экономики возможно только при условии, что все используемые в данной сфере технологии будут не только общедоступны, но и защищены от мошенничества, злоупотреблений и технических ошибок. Как не попасть в руки мошенников?  

Самой распространенной услугой в сфере финансов является заключение кредитных договоров, до заключения которых необходимо предоставлять потребителям полную, необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора, предлагать для ознакомления типовую форму кредитного договора,  содержание кредитных договоров излагать доступно и понятно. Исключить включение в договоры с потребителями условий, ущемляющих установленные законом права потребителя, при приобретении кредита не обуславливать приобретение дополнительных услуг за плату, - отмечает глава ведомства по защите прав потребителей. - Закрывая кредит в банке необходимо  взять справку о закрытии. Иначе через некоторое время вам позвонят и укажут на неуплату, придется доплачивать. При пользовании банкоматом необходимо помнить, что на каждом из них в наглядной и доступной форме должна быть размещена информация для потребителей о телефонах служб по вопросам работы банкомата, действиях потребителя в случае возникших проблем при пользовании банковской картой, а также в случае некачественной работы банкомата, обеспечить бесперебойную работу банкоматов, в том числе в выходные и праздничные дни,  активизировать работу по осуществлению безналичных денежных расчетов.

По словам Каната Женисбекулы, микрозаймы также являются удобным решением денежных проблем. Перед тем, как его получить, нужно изучить основные тонкости. Не зная их можно оказаться в кредитной яме, нажить проблемы в семье и со здоровьем.

Поэтому советуем подумать, взвесить все за и против, - советует специалист. - Главное – это процентная ставка и срок микрозайма. Не идите в первую попавшуюся микрофинансовую организацию, изучите разные предложения и выберите самую низкую процентную ставку. Перед заключением договора вам обязаны предоставить полную информацию об условиях займа, ваших правах и обязанностях. Внимательно изучите порядок досрочного погашения, размер комиссий и условия штрафных санкций. Как потребительская услуга, микрозаймы подчиняются требованиям закона о защите прав потребителей.

Деньги сегодня – это движущая сила, поэтому каждый пытается любым способом получить большие заработки. Финансовый рынок очень развит, поэтому различных кредитных организаций, страховых компаний большое количество и каждому требуется заработок. Поэтому и появляются различные акции, зазывающие потребителей. Клиенту остается лишь быть очень внимательным, без полного прочтения и осознания договора, его подписывать нежелательно. Лучше всего обращаться в финансовые конторы, которые уже известны клиенту с хорошей стороны.   

Для обеспечения справедливого цифрового финансирования для всех нужен глобальный, совместный и скоординированный подход. Быстро развивающийся и сложный характер цифровых финансовых услуг демонстрирует потребность в инновационных подходах к регулированию, а также в цифровых финансовых услугах и продуктах, в основе которых лежит защита и расширение прав и возможностей потребителей, - подчеркивает Канат Женисбекулы. - Восточноказахстанцы по вопросам защиты своих потребительских прав, могут обратиться в Департамент по защите прав потребителей ВКО.

Адрес: г. Усть-Каменогорск, ул. Крылова,114, телефон: 8(7232)26-72-07, электронный адрес: dzpp.vko@mti.gov.kz.

Фото:
Руководитель Департамента по защите прав потребителей ВКО Канат Женисбекулы
Следующая →