Закон, запрещающий госслужащим заниматься бизнесом, отменили в Казахстане
Поправки активно обсуждали в феврале прошлого года из-за четвертого нормативного постановления Конституционного суда, который признал не соответствующим Конституции норму закона о госслужбе

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подписал закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты республики по вопросам исполнения решений Конституционного суда и возврата государству незаконно приобретенных активов".
Закон, в частности, предусматривает отмену общего запрета на занятие предпринимательской и иной оплачиваемой деятельностью для лиц, приравненных к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций.
Сохраняются установленные действующими нормативными правовыми актами ограничения для следующих категорий: членов территориальных избирательных комиссий, осуществляющих полномочия на профессиональной постоянной основе; служащих Национального банка, Агентства по регулированию и развитию финансового рынка и уполномоченной организации в сфере гражданской авиации; управленцев национальных холдингов и национальных компаний.
Законом вводятся конкретные основания, при которых предпринимательская деятельность лиц, приравненных к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, является недопустимой. В частности: если соответствующая деятельность препятствует выполнению должностных обязанностей; если соответствующая деятельность влечет использование служебного имущества; при наличии конфликта интересов.
В феврале прошлого года при рассмотрении проекта в мажилисе депутат Снежана Имашева сообщала, что в 4-м нормативном постановлении Конституционный суд "признал не соответствующим Конституции норму закона о госслужбе, в которой говорится, что уволенный за дисциплинарный проступок госслужащий больше никогда не сможет вернуться на госслужбу".
Поправками же в законодательство предлагается, что ограничение для уволенных за дисциплинарный проступок госслужащих будет составлять два года, но через два года такие лица могут снова претендовать работать на госслужбе, - поясняла Имашева.
По ее словам, еще одно нормативное постановление Конституционного суда связано с обращением судьи, который был признан профессионально непригодным.
Конституционный суд в своем нормативном постановлении указал, что судья, уволенный за профнепригодность, не может работать только в судебной системе, но он может реализовать свое право на труд в других сферах, в том числе на госслужбе, - сказала Имашева.
В этой связи поправками в законодательство предоставляется возможность судьям, прекратившим полномочия по указанному основанию, поступить на государственную службу сразу же после прекращения полномочий, без каких-либо временных ограничений.
В законе установлены следующие сроки ограничения для уволенных с государственной службы: один год - лицам, уволенным за несоблюдение ограничений, установленных законами республики, или служебной этики; два года - лицам, уволенным за дисциплинарные проступки; три года - лицам, совершившим административные коррупционные правонарушения или уголовные проступки; пять лет лицам, совершившим преступления небольшой и средней тяжести.