Как права потребителей в РК планируют по-новому защищать
Депутаты мажилиса страны приступили к рассмотрению проекта и утверждению закона, касающегося каждого казахстанца и призванного уберечь население от обмана и финансовых потерь

Факты нарушений прав потребителей в Казахстане из года в год увеличиваются, теперь особенно в онлайн-торговле, передает корреспондент Устинка LIVE.
Действующий Закон РК "О защите прав потребителей" принят в 2010 году, и хоть в новеллы неоднократно вносились изменения, он давно не отвечает реалиям дня сегодняшнего.
Новая редакция основополагающего документа этой сферы, по мнению разработчиков, придаст новый импульс в защите прав потребителей и введет новые механизмы, усиливая влияние неправительственных организаций, повышая эффективность взаимодействия и координации деятельности государственных органов, судов, общественных объединений, омбудсмена.
Сейчас предусмотрен трехступенчатый механизм защиты прав потребителей: покупатель, у которого имеются претензии к продавцу, в первую очередь должен жаловаться реализатору или поставщику услуг. Продавец должен рассмотреть претензию, принять решение в течение 10 дней и ответить покупателю, - пояснил на брифинге в РСК руководитель Департамента торговли и защите прав потребителей по ВКО Асхат Сагидолдин. - Если спор не разрешен, потребитель может обратиться в уполномоченный орган, то есть в местные департаменты или субъекты досудебного урегулирования. Только после этого он имеет право обратиться в суд. Как правило, до этого стадии защиты доходят немногие. После внесения изменения в закон потребитель может выбрать сразу кому пожаловаться – продавцу, общественным объединениям, омбудсмену, госорганам или суду.
В новом документе предусмотрено также то, что если субъект предпринимательства до суда не разрешил спор с потребителем, суд признал его виновным, то продавцу грозит штраф в размере 10 – 50% от причиненного ущерба. Сумма штрафа взыскивается в пользу общественного объединения, доставившего дело в суд. Потребитель не понесет никаких финансовых потерь.
Это стимулирует стремление потребителя защитить свои права, предпринимателя - пытаться урегулировать спор до суда, общественные организации – к активным действиям. Недобросовестные реализаторы будут привлечены к ответственности, - констатировал глава профильного ведомства. В целях эффективного обеспечения прав граждан, улучшения казахстанской системы защиты прав потребителей планируется создание Национальной ассоциации потребителей. При разработке законов и других нормативных актов вводится обязанность согласования с НАП. За основу взят международный опыт.
Например, в Германии более 30 общественных организаций объединены в Единый союз потребителей, в котором работают квалифицированные эксперты по различным отраслям: торговля, финансы, страхование и другие — это позволяет разрешать споры без участия государственных структур. подобные институты эффективно работают в Сингапуре, Японии и Австрии. Их основная задача вносить свои предложения при принятии закона, поддерживать интересы потребителей. В РК сейчас зарегистрировано 112 общественных объединений потребителей, 47 из которых одновременно осуществляют защиту как потребителей, так и предпринимателей. 65 действуют исключительно в интересах потребителей, многие работают разрозненно, часто противоречит идеологии друг друга, что приводит к неэффективности отношений. Поэтому планируется объединение общественных организаций в одно сообщество. Также будет создан институт омбудсмена по защите прав потребителей. Он предлагается для надзора за деятельностью государственных органов, то есть выступает в роли спикера гражданского общества.
Его задача - выслушивать каждого из 20 миллионов потребителей, изучать и выявлять системные проблемы, служить представителем потребителей, своевременно докладывать по вопросам, направляя предложения по решению непосредственно в высшие эшелоны государственной власти, вплоть до президента, - подчеркнул Асхат Сагидолдин.
В новом законе электронная торговля приравнивается к традиционным торговым субъектам. То есть определяются их обязанности, четко прописываются права. Как показывает практика, онлайн-торговля развивается быстрыми темпами, но при этом именно в ней часто нарушаются права потребителей. На маркетплейсах отсутствует четкая информации о товаре и продавце (ИИН/БИН, наименование, адрес, телефон и другое), имеются несоответствия предлагаемого товара описанию, сплошь и рядом -отказ в возврате товара и денег. Наблюдается рост числа жалоб потребителей на участившиеся факты мошенничества на электронных торговых площадках. Все это и урегулирует закон.
А пока для защиты своих прав потребители ВКО могут непосредственно обращаться в региональный департамент. Отправить заявление можно по адресу: г. Усть-Каменогорск, улица 30 Гвардейской Дивизии, 22, а также в системе e-Otinish.