Telegram

/ Парламент РК принял поправки по перераспределению полномочий между ветвями власти

Парламент РК принял поправки по перераспределению полномочий между ветвями власти

Парламент Казахстана на совместном заседании палат принял во втором чтении проект закона о перераспределении полномочий между уровнями государственной власти
06 марта 2017 года, 11:24 938 Виктор Раченков
Новости Казахстана и регионов на сегодня. - Парламент РК принял поправки по перераспределению полномочий между ветвями власти
Источник: © Interfax Фото: © parlam.kz
В минувшую пятницу проект закона "О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан" о перераспределении полномочий между уровнями государственной власти" был одобрен депутатами в первом чтении. Изменения и дополнения в Конституцию вносятся большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа депутатов каждой из палат и рассматриваются парламентом не менее чем в двух чтениях.

По словам депутата мажилиса парламента Казахстана, председателя совместной парламентской комиссии Нурлана Абдирова, в ходе второго чтения депутаты предложили всего 26 поправок, из которых совместная комиссия включила в итоговый документ 10.

В частности, в пункте 2 статьи 10 Конституции закреплена норма касательно того, что лишение гражданства допускается лишь по решению суда за допущение террористических преступлений, а также за причинение иного тяжкого вреда жизненно важным интересам Казахстана.
Новый пункт 3-1 статьи 2 дополняется нормой о том, что в Астане может быть установлен особый правовой режим в финансовой сфере в соответствии с конституционным законом. Данная поправка предлагается в целях закрепления в Конституции статуса международного финансового центра "Астана", регулируемого конституционным законом,- проинформировал депутат в ходе совместного заседания палат парламента в понедельник в Астане.
Принятыми поправками предусмотрено также наделение президента страны правом обращаться в Конституционный совет по вопросам рассмотрения действующих законов, тогда как сейчас глава государства может обращаться в КС только в качестве предварительного конституционного контроля по еще не подписанным законодательным актам.
Предложена также следующая редакция пункта 2 статьи 91 Конституции: "Установленные Конституцией независимость государства, унитарность, территориальная целостность, форма ее правления, а также основополагающие принципы деятельности республики, заложенные основателем независимого государства - Первым президентом Республики Казахстан - Елбасы, и его статус являются неизменными", - добавил Н. Абдиров.
В действующей редакции п.2 ст. 91 Конституции гласит, что "Установленные Конституцией унитарность и территориальная целостность государства, форма правления Республики не могут быть изменены".

Депутаты также дополнили пункт 2 статьи 39 Конституции положением о том, что "признаются неконституционными любые действия, способные нарушить, наряду с межнациональным, также и межконфессиональное согласие".

Поправками также отнесено к исключительному ведению сената парламента избрание на должность сроком на пять лет и освобождение от должности уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан по представлению президента Казахстана.

В пункт 2 статьи 41 внесено изменение касательно установления одним из требований для кандидатов в президенты страны наличия высшего образования.

Кроме того, депутаты парламента внесли изменения в одобренный в первом чтении проект в части сохранения полномочий президента Казахстана по назначению главы МВД.

Как сообщалось, 3 марта президент Казахстана Нурсултан Назарбаев внес в парламент Казахстана проект конституционных поправок по перераспределению полномочий между ветвями власти, в котором предлагалось внести изменения в 23 статьи Конституции.
По моему поручению правительство подготовило законопроект о передаче 35 полномочий президента на нижестоящие уровни, - отметил глава государства.
Н.Назарбаев акцентировал внимание на отдельных этапах политической модернизации страны.
Во-первых, новый закон значительно усиливает роль парламента в государственных делах, в том числе при формировании правительства. Во-вторых, повышается самостоятельность правительства, которому передаются полномочия по непосредственному управлению экономикой. В-третьих, модернизируется конституционная основа правоохранительной и судебной систем. Закладываются базовые основы деятельности прокуратуры, предусматривающие высший надзор за соблюдением законности, представление интересов государства в суде. В-четвертых, укрепляется система конституционного контроля. В-пятых, на конституционном уровне закрепляются гарантии неизменности нашей независимости, унитарности, территориальной целостности и формы правления, - сказал тогда Н.Назарбаев.
Кроме того, глава Казахстана заверил в сохранении президентской формы правления, направленности проводимых реформ на создание политических условий для дальнейшей модернизации государства и общества.

В свою очередь руководитель администрации президента, возглавляющий рабочую группу по данному законопроекту Адильбек Джаксыбеков на заседании в пятницу сообщил, что "в пункте 2 статьи 64 Конституции предлагается установить, что правительство за свою деятельность ответственно перед президентом и парламентом". Согласно новой редакции подпункта 4 статьи 67 Конституции премьер-министр будет обязан докладывать об основных направлениях деятельности правительства и его важнейших решениях не только президенту, но и парламенту в целом", - сказал руководитель администрации президента.
Каждая палата парламента наделяется правом по итогам заслушивания отчета члена правительства не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов палаты принимать обращение к президенту республики об освобождении от должности члена правительства в случаях неисполнения им законов. В таком случае глава государства освобождает от должности члена правительства, - сказал А.Джаксыбеков.
Он также разъяснил предлагаемый порядок формирования состава правительства.
Премьер-министр вносит представление главе государства о кандидатурах членов правительства после консультации с мажилисом парламента. Исключение делается для министров иностранных дел, обороны, назначаемых президентом самостоятельно. Принципиальным нововведением является норма, согласно которым правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным мажилисом парламента, а не перед вновь избранным президентом, - отметил А.Джаксыбеков.

Загрузка...

Новости по теме

Получайте уведомления от Устинка Live