Усть-Каменогорск
малооблачно
+11°
  • Усть-Каменогорск
    +11°
  • Алматы
    +17°
  • Нур-Султан (Астана)
    +8°
  • Актобе
    +14°
  • Форт-Шевченко
    +20°
  • Атырау
    +18°
  • Караганда
    +14°
  • Кокшетау
    +7°
  • Костанай
    +11°
  • Кызылорда
    +23°
  • Павлодар
    +9°
  • Петропавловск
    +6°
  • Тараз
    +17°
  • Уральск
    +10°
  • Шымкент
    +19°
$
443.37
+1.32
474.49
+0.35
¥
61.24
+0.17
4.83
+0.09
Курсы Национального Банка РК

Звоните, если вы стали очевидцем происшествия, ваши права нарушены, или хотите поднять проблему

Новые правила закупа медуслуг в РК: предпринимателям не светит!

Медицинское бизнес-сообщество бьет тревогу, Минздрав совместно с Фондом социального медицинского страхования разработал проект приказа, которым вносятся очень спорные изменения

Новости Казахстана / Медицина в Казахстане / Новые правила закупа медуслуг в РК: предпринимателям не светит!
Фото:
pixabay

Предприниматели страны обеспокоены сразу тремя новеллами, которые напрямую могут повлиять на доступность медицинских услуг населению и стать серьезными барьерами для развития частного сектора здравоохранения, передает корреспондент Устинка LIVE.

Приказ устанавливает минимальное количество прикрепленного населения в размере не менее 10 тысяч человек к новым организациям первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) для допуска к закупу услуг в рамках гарантированного объема медпомощи (ГОБМП) и обязательного социального медстрахования (ОСМС). Также обязательное наличия прикрепленного населения для допуска к закупу услуг дневных станционаров в рамках ГОБМП и ОСМС. Кроме того, определен предел объема консультативно диагностических услуг, передаваемых организациями ПМСП на соисполнение, - для районов – 60% от общей суммы договора, для городов - 50%, для областей - 30%.

Предприниматели не согласны с установлением порога в 10 тысяч прикрепленного населения к новым организациям ПМСП для допуска к закупу услуг и попросили чиновников объяснить, откуда взялась эта цифра.

У нас в Аркалыке проживает всего 25 тысяч населения. К нашей клинике прикреплено около пяти тысяч населения. Нам невозможно прикрепить 10 тысяч населения. Даже поэтапно, даже если дадите 2-3 года.  Такими нормами будет загублен частный медицинских сектор в моногородах. Приведу пример, мы рассматривали город Есиль Акмолинской области для открытия ПМСП, но там всего проживает 8 тысяч населения и получается, что согласно новым требования Минздрава новые ПМСП не смогут там открыться, а действующие ПМСП не смогут через 2-3 года прикрепить 10 тысяч населения. В итоге, в моногороде с 8 тысячами населения через два года не будет ПМСП? Так получается? Как тогда население будет получать амбулаторную помощь, как будет развиваться конкурентная среда? Почему при расчетах не предусмотрели моногорода? Почему всех поставили в общий круг? – задается вопросами учредитель одного из медицинских центров Сабит Абдикадирулы.

Если рассмотреть новшества для Восточного Казахстана, картина также бесперспективна. В Шемонаихе – районном центре – у нас проживает порядка 11 тысяч человек. И есть госполиклиника. То есть частной первичке там абсолютно нечего делать получается. Исполнительный директор Национальной Ассоциации Primary Health Care Инна Стратулат отметила, что нововведение приведет к укрупнению и расширению действующих организаций ПМСП. Результатом нововведений станет разрушение действующей инфраструктуры здравоохранения, так как исчезнут врачебные амбулатории и небольшие центры ПМСП.

Приведу пример частных поставщиков городов республиканского значения, где имеется активная конкуренция. 19 поставщиков в Алматы, 15 в Астане, 13 в Шымкенте, не имеют 10 тысяч прикрепленного населения при минимальном уровне около 2 тысяч прикрепленного населения. Эти организации сегодня каким образом должны быть укрупнены? Даже года будет недостаточно, чтобы с 2 тысяч довести до 10 тысяч прикрепленное население. Это потребует не только механизм свободного выбора, это потребует распределение населения от управлений здравоохранения. Но насколько государственные структуры готовы и смогут перераспределить их территорию через приказы управлений здравоохранения, я глубоко сомневаюсь. Потому что никто не заинтересован в перераспределении населения частному сектору, - сказала спикер в ходе онлайн-обсуждения изменений на площадке Нацпалаты "Атамекен".

Она также добавила, укрупнение медорганизаций потребует создание дополнительных мощностей, финансовых и кадровых ресурсов. Однако сейчас этого не позволяют ни финансовые возможности поставщиков, ни имеющиеся площади. Кроме того, предприниматели подняли вопрос установления обязательного наличия прикрепленного населения для допуска к закупу услуг дневных стационаров в рамках ГОБМП и ОСМС. Эта норма обязывает пациента получать медуслуги независимо от желания, предоставляемого качества и доступности только по месту прикрепления, что создает препятствия для развития частного бизнеса в сфере медицины и значительно затрудняет доступность стационарзамещающей помощи, уверены предприниматели. Ведь теперь дневные стационары зависят от организаций первичной медико-санитарной помощи, которые несмотря на повышенную загруженность и дефицит койко-мест не заинтересованы выдавать направления пациентам в сторонние дневные стационары в целях защиты своих финансовых интересов.

Получается по проекту правил закупа, что дневные стационары без прикрепленного населения просто выпадут из системы ГОБМП/ОСМС, а их на сегодня около 239 медорганизаций. Это опять будет дополнительная финансовая нагрузка на организации ПМСП, так как они будут вынуждены организовывать дневные стационары у себя для обеспечения помощью своего прикрепленного населения.  Кроме того, если будет установлен предел объема передачи на соисполнение КДУ-услуг, то это опять ляжет финансовым бременем на ПМСП, которые на сегодня итак находятся в финансовом затруднении и кредиторских задолженностях. Итогом предлагаемых нововведений МЗ РК и Фонда соцмедстрахования станет снижение доступности медицинской помощи, ограничение конкуренции и невозможности сохранения принципа "врач у дома". Поэтому НПП выступает против предложений Минздрава, в связи с чем настоящие вопросы Нацпалата вынесла для рассмотрения на уровне заместителя премьер-министра, - озвучила директор департамента медицинских услуг НПП "Атамекен" Назгуль Кабдрахманова.

В Фонде социального медицинского страхования отметили, что рассмотрят предложения бизнеса, но "с точки зрения развития медицины".

Фонд медстрахования – это не институт развития бизнеса. Фонд медстрахования – это развитие медицины в стране. Фонд не будет сидеть и думать, какие расходы понесет предприниматель. Мы работаем на развитие здравоохранения. Вот с этой точки зрения, необходимо рассматривать предложения, - резюмировал заместитель председателя правления НАО «Фонд социального медицинского страхования» Айдар Нуралиев.

Следующая →