В РК запретят вывоз угля перекупщикам, не осуществляющим его добычу и обогащение
В Мининдустрии и инфраструктурного развития подвели итоги прошедшего отопительного сезона и сделали выводы, что после запрета на вывоз угля автомобилями, подорожали ж/д перевозки
Установлено, что вывозят твердое топливо компании, которые не имеют к этой отрасли никакого отношения, передает корреспондент Устинка LIVE.
В отопительный сезон 2022-2023 годов были приложены значительные усилия по недопущению срыва отгрузки коммунально-бытового угля на внутренний рынок и обеспечению угледобывающих компаний железнодорожным транспортом.
Был создан штаб по проведению отопительного сезона, в состав которого вошли представители местных исполнительных органов, угледобывающих компаний и республиканской Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий, - пояснили в МИИР РК. - На площадке штаба на ежедневной основе проводился мониторинг обеспеченности населения коммунально-бытовым углем, контроль своевременного предоставления железнодорожных вагонов в адрес угледобывающих компаний и работа по расширению пропускной способности магистральной железнодорожной сети. Благодаря слаженной работе штаба в этот отопительный сезон удалось избежать острой нехватки угля на внутреннем рынке. Однако стоит отметить, что наблюдался повышенной спрос на уголь со стороны населения и энергопроизводящих компаний, значительно превышавший прогнозы.
По итогам 2022 года потребление угля на внутреннем рынке Казахстана составило порядка 81,4 млн тонн, что на 5,7% больше в сравнении с 2021 годом. На коммунально-бытовые нужды населения отгружено 11,03 млн тонн угля, что на 3,1% больше, чем в 2021 году.
Повышенный спрос на уголь был связан с суровыми погодными условиями, ограниченным доступом регионов к газу, особенно в северных и центральных частях Казахстана, и ростом энергопотребления в стране. Также ситуация усугублялась случаями перепродажи твердого топлива, предназначенного для удовлетворения нужд населения, на внешние рынки по высоким ценам. Коммунально-бытовой уголь на внутреннем рынке РК реализуется по социально приемлемым ценам - в среднем по 15-20 тысяч тенге за тонну, в то время как на внешних рынках его цена может быть выше на 700-900%. Перепродажа угля осуществлялась компаниями, не осуществляющими добычу и обогащение угля, в лице строительных, продуктовых и других, - подчеркнули в ведомстве.
Для недопущения риска неконтролируемого вывоза угля из Казахстана Мининдустрии в 2022 году ввело запрет на вывоз соответствующей продукции с территории республики автомобильным транспортом. Однако это стимулировало перекупщиков перейти на экспорт угля железнодорожным транспортом. По данным таможенных органов и соответствующих агентств РФ, в период действия запрета на вывоз угля автомобильным транспортом, увеличились случаи отгрузки угля из РК непрофильными организациями в лице строительных, тепличных и продуктовых организаций, что подтверждает наличие факта перепродажи угля. К примеру, в течение 2022 года со станций, близлежащих к разрезу АО "Шубарколь комир", было экспортировано 70 630 тонн каменного угля компаниями, не занимающимися добычей и переработкой угля и не имеющими прямых контрактов с производителем.
С учетом значимости проблемы и с целью недопущения рисков срыва отопительного сезона, в настоящее время Министерством индустрии и инфраструктурного развития РК прорабатывается вопрос введения запрета на вывоз угля ж/д транспортом из Казахстана для лиц, не осуществляющих добычу и обогащение угля, - сообщили в министерстве.
Для удовлетворения повышенного спроса населения в текущем отопительном сезоне угледобывающие компании перевыполнили планы по поставке коммунально-бытового угля на внутренний рынок. К примеру, только АО "Каражыра" было отгружено порядка 2, 45 миллионов тонн угля, что больше на 5,3%, чем в 2021 году.