Ситуация на границе с КНР: как "пробивают" пробку из 19 тысяч автомашин
За неделю работы межведомственной группе удалось сократить очередь на казахстанско-китайской границе в 4 раза, с 300 до 70 автотранспортных средств
Представители Национальной Палаты предпринимателе "Атамекен" вошли в состав Межведомственной рабочей группы (МРГ) по урегулированию ситуации на границе и выехали в пункт пропуска «Нур Жолы», передает корреспондент Устинка LIVE.
Группа создана в рамках поручения премьер-Министра РК 13 марта. По итогам работы за первую неделю цифровые показатели по пропуску автотранспортных средств (АТС) резко возросли - в 4 раза при ввозе из КНР со 150 до 680 машин в день и в 2 раза при вывозе из РК — с 80 до 160 в день.
Перед группой поставлена задача в максимально сжатые сроки "вытолкнуть с границы" пробку из 19 тысяч автотранспортных средств, возникшую с начала года. Причина затора - недоработка новой системы электронной очереди "CarGoRuqsat" (СЭО), - рассказали в НПП.
В результате работы, проведенной Министерством финансов совместно с Нацпалатой непосредственно в пункте пропуска "Нур Жолы" оптимизированы некоторые таможенные процедуры, позволившие существенно сократить время прохождения через него АТС. Также установлено, что до 70% автомобилей, в 2022 году забронировавших свою очередь в старой электронной очереди E-Border, не прибывают в пункт пропуска для фактического перемещения через границу. 20 марта по инициативе НПП "Атамекен" МРГ приняла ряд решения по ускорению пропускной способности на пункте пропуска.
Во-первых, до внесения изменений в нормативный правовой акт МИИР РК от 13.12.22 решено не привлекать к административной ответственности водителей АТС, прибывающих на границу без карточек допуска к международным автоперевозкам и бланков разрешений КНР вида "С" (для грузовых автомобилей).
Во-вторых, для полной очистки старой электронной очереди пункт пропуска будет раз в месяц объявлять 6 тысячам водителям авто через мессенджеры об их пропуске в любой день в течение этого месяца. По мере заезда или не заезда машин на границу они будут автоматически выбывать из электронной очереди. Это позволит в течение 2-3 месяцев полностью избавиться от 19-тысячного «хвоста» и адекватно работать участникам ВЭД только в новой системе.
В-третьих, поддержано предложение НПП "Атамекен" о незамедлительном принятии мер по приоритетному пропуску через госграницу АТС, оформленных на экспорт товаров из РК и товаров, ввозимых из КНР по инвестиционным контрактам и в рамках госзакупок (госзаказа). До разработки и внедрения в СЭО отдельной очереди для этих категорий товаров НПП "Атамекен" совместно с заинтересованными госорганами (МФ, МИИР, МТИ) проработает временный механизм по оптимизации процесса ускоренного перемещения этих товаров.
Работа группы продолжается. Почти решены вопросы выдачи достаточного количества китайских виз - 150 штук в неделю, и бланков китайских разрешений на въезд АТС, а также доработки СЭО.
Напомним, пилотный проект СЭО был запущен в ноябре 2022 года в пункте пропуска "Достык". По результатам пилота необходимо было провести анализ результатов, устранить ошибки и доработать систему. Для этого предлагалось создать рабочую группу с участием НПП, которая консолидировано вносила бы предложения бизнеса и разъясняла ситуацию участникам перевозочного процесса. Однако тогда группа создана не была.