В РК планируют поддерживать креативную индустрию на государственном уровне
Разработан перечень видов из 132 видов экономической деятельности, которые можно отнести к креативу, и в которых ожидается формирование 30 тысяч новых рабочих мест
В ноябре 2021 года Правительство РК утвердило Концепцию развития креативных индустрий на 2021-2025 годы, передает корреспондент Устинка LIVE.
Согласно этому документу к 2025 году вклад креативных индустрий (КИ) в экономику Казахстана должен вырасти до 5%, занятость в креативных индустриях — до 4%; количество субъектов МСП — в 1,5 раза. По итогам реализации Концепции ожидается рост экспорта продукции креативных индустрий на 200 млн долларов США. В перечень КИ войдет 132 вида экономической деятельности по следующим направлениям: издательская деятельность, ювелирное дело, кино и анимация, продвижение товаров и услуг креативных индустрий, библиотеки, музеи, культурно-досуговые учреждения, культурное наследие, музыка, реклама, архитектура и мода, телерадиовещание, фотография, народные промыслы, образование в креативных индустриях, IT и геймдевелопмент. Документ размещен для обсуждения до 5 апреля.
С 2010 по 2020 годы объем бюджетного финансирования креативных индустрий составил 18,2 млрд тенге. Сюда входит субсидирование ставки вознаграждения по займам и гарантирование кредитов. Суммарно почти 97% господдержки получили четыре сегмента КИ — искусство, образование, кино и телевидение, издательское дело и журналистика. На оставшиеся восемь сегментов пришлось чуть более 3%. Получается, что Big data, IT, перевод, архитектура, маркетинг и коммуникации пользуются меньшей государственной поддержкой, хотя растут более высокими темпами и приносят большой доход бюджету. Относительно своего вклада в экономику по валовой добавленной стоимости креативные предприятия получили в 5 раз меньше финансовой поддержки от государства, чем предприятия МСБ в других отраслях. Для сравнения, в странах с развитой креативной экономикой на поддержку креативных индустрий тратят в среднем в 19 раз больше относительно ВВП, чем в Казахстане.
Креативные индустрии в Казахстане обладают очень высоким экономическим потенциалом. Они показывают более высокую производительность и доходность, более привлекательны как работодатели. Товары и услуги КИ могут иметь высокий спрос за рубежом. По данным Министерства финансов РК по статье расходов на культуру, спорт, туризм и информационное пространство за четыре года с 2018 по 2021 годы суммарно выделено 1,87 трлн тенге, из них на республиканский бюджет приходится 31%, на местные — 69%. Ежегодно из республиканского бюджета на развитие культуры, спорта, туризма и информационного пространства выделяется в среднем ~150 млрд тенге. То есть бюджет располагает необходимыми средствами, чтобы оказать большую поддержку креативным отраслям. Необходимо перераспределение ресурсов в пользу более производительных сегментов. Нужно стимулировать инвесторов вкладываться в них за счет фискальных преференций. Уже сегодня в стране работает много талантливых творцов в самых разных сферах. С должной государственной поддержкой они смогут составить конкуренцию на международном рынке. Для этого государство готово оказывать помощь креативной индустрии через финансовые и нефинансовые инструменты.