Усть-Каменогорск
ясно
+2°
  • Усть-Каменогорск
    +2°
  • Алматы
    +17°
  • Нур-Султан (Астана)
    +8°
  • Актобе
    +19°
  • Форт-Шевченко
    +19°
  • Атырау
    +22°
  • Караганда
    +6°
  • Кокшетау
    +8°
  • Костанай
    +6°
  • Кызылорда
    +21°
  • Павлодар
    +6°
  • Петропавловск
    +8°
  • Тараз
    +18°
  • Уральск
    +16°
  • Шымкент
    +19°
$
444.22
+0.37
476.38
+2.08
¥
61.31
+0.06
4.82
+0.02
Курсы Национального Банка РК

Звоните, если вы стали очевидцем происшествия, ваши права нарушены, или хотите поднять проблему

Более 3 тысяч водителей автобусов не хватает в РК, в ВКО — порядка 600

Представители отрасли пассажирских перевозок рассказали, что нужно предпринять на республиканском уровне, чтобы справиться с дефицитом

Новости Казахстана / Экономика в Казахстане / Более 3 тысяч водителей автобусов не хватает в РК, в ВКО — порядка 600
Фото:
Устинка LIVE

Первый заместитель премьер-министра РК Роман Скляр в ответе на депутатский запрос сообщил, что на один автобус в Казахстане приходится семь водителей категории D, передает корреспондент Устинка LIVE.

По данным, имеющимся у Романа Скляра, право на управление пассажирским транспортом (водительские удостоверения категории D) имеют более 466 тысяч человек, при этом в стране зарегистрировано 62,5 тысячи автобусов. Однако при этом автопарки страны испытывают острый дефицит водителей общественного транспорта. Даже при зарплате на уровне средней по стране специалисты не желают работать на общественных маршрутах. Они готовы возить грузовики, уходят в "дальнобои", такси, все, что угодно, только не водить автобусы.

Вымирают, как мамонты!

Устькаменогорцы, помните ноябрьские морозы? Когда дождаться на остановках хоть какого-то транспорта было практически невозможно. Тогда на линию не вышли 160 автобусов, да и остальные в течение дня сходили с линии из-за поломок.

Ломались даже новые автобусы. Водители уходили на больничный. У одного из автоперевозчиков заболели сразу 14 человек. В ТОО «РОСТ» двое водителей вообще получили обморожение, в процессе починки автобусов, - объяснял тогда ситуацию возмущенным горожанам директор Центра управления пассажирскими перевозками Усть-Каменогорска Нурсултан Карибеков.

Сейчас, по отчетам, в Усть-Каменогорске работают на маршрутах ежедневно порядка 220 автобусов. Еще в 2015 году выходило на линию более 300! При этом водители работают практически в авральном режиме.

У нас серьезный кадровый голод, не хватает порядка 400 специалистов. Водители перерабатывают. Аварийные бригады тоже работают без отдыха, - посыпает голову пеплом глава ЦУПП.

По информации автоперевозчиков областного центра, ежегодно 10 водителей уходят на пенсию. В ближайшие три года, если не будет притока кадров, работать даже на новых автобусах будет некому.

До 2015 года мы набирали постоянно в течение года группы водителей В и С категорий, - говорит представитель одного из автопарков. - Обучали за свой счет водителей на категорию D. Сейчас прежняя схема подготовки кадров незаконна. То есть, с легковой и грузовой автомашины на автобус после ускоренного курса переподготовки не пересесть.

Согласно поправкам в "Закон о дорожном движении" за руль габаритного автобуса допускаются водители не младше 25 лет и с трехлетним стажем управления маршрутным такси, причем, подтвержденным прежним работодателем. Директор автошколы Евгений Черныш подобные нововведения считает одним из ключевых факторов кадрового дефицита в автопарках.

Учеников на полную категорию D можно посчитать по пальцам во всех учебных организациях города люди просто не хотят идти в эту среду водителем маршрутки, чтобы через три года получить автобусную категорию полноценную, уходят в другие сферы, ищут места водителей-дальнобойщиков, - подчеркивает Евгений Черныш. - Мы уже обращение направили в Мажилис РК, в Министерство индустрии. Изменения, которые были приняты в 2015 году, должны были способствовать резкому снижению аварийности и улучшению работы общественного транспорта, но пока мы таких изменений не видим.

Депутаты городского маслихата также через запросы в МВД и Мажилис пытаются добиться смягчения столь требовательных норм "Закона о дорожном движении". Настаивают и на пересмотре соцпакета в автотранспортной индустрии. Водители автобусов работают более 10 часов в одну смену, и доработать до пенсии многим просто не хватает здоровья.

Муж сейчас до пенсии тянет за баранкой автобуса, - рассказывает жительница Усть-Каменогорска Людмила Малышева. - Раньше работали со сменщиком в две смены. Сейчас в четыре утра встанет, в двенадцать ночи только домой приходит. Сидеть за рулем 18 часов, где здоровья и нервов хватит! Да зарплата высокая, но только из-за переработки. Но это такой адский труд, причем люди перестали уважать водителей, каждый норовит оскорбить! Дороги не чищенные, остановки не подсыпаны , водитель автобуса на работу как на квест идет. Сейчас доработают те, кто в прошлом веке начинал, и вообще пешком пойдем. Вымирают водители, как мамонты…

Когда дефицита как бы нет, но он есть

По ответу вице-премьера РК, в Казахстане, ну, прямо как в Багдаде, все в этой сфере спокойно.

Проблемных вопросов нехватки водителей этой категории не имеется! – резюмирует Роман Скляр. - В свою очередь, для повышения уровня обслуживания населения и качества водительского состава со стороны МВД предпринимателям рекомендуется (!) пересматривать по мере необходимости вопросы, касающиеся режима работы водителей, условий их труда, повышения уровня заработной платы.

Между тем, по данным НПП "Атамекен", в Казахстане не хватает около 3000 водителей автобусов. Большинство водителей общественного транспорта – предпенсионного возраста, лишь 1,7% водителей автобусов входят в возрастную категорию до 29 лет.

Водить автобус на общественном маршруте трудно и невыгодно, - считает исполнительного директора ОЮЛ "Союз автотранспортников Республики Казахстан" Сабит Аманбаев. - Рынок труда поставил водителей в такие условия, что им выгоднее развозить хлеб и щебень или "таксовать". В среднем по стране зарплата водителей автобусов действительно иногда достигает 500-600 тысяч тенге, но такая сумма складывается из переработок. Если бы у нас работало нужное количество водителей автобусов, то есть в три смены бы работали, зарплата варьировалась бы от 250 до 300 тысяч тенге в месяц.

В Нацпалате предпринимателей "Атамекен" уже предлагали упростить получение прав на вождение автобусов. По мнению представителей НПП, можно выдавать права категории D с 22 лет и снизить требования по общему водительскому стажу до трех лет, а по категории D1 – до года.

МВД долгое время не поддерживало этот вопрос, но сегодня в ведомстве уже готовы обсуждать проблему и варианты снижения возраста для категории D. Упрощение потребует внесения поправок в законы "О дорожном движении" и "Об автотранспорте". При этом необходимо акцентировать внимание на безопасности путем усиления программы обучения водителей, – отмечал управляющий директор логистики и перевозок НПП "Атамекен" Мурат Амрин.

В Союзе автотранспортников считают, что решить проблему нехватки водителей можно с помощью разработки системного плана финансирования автопарков.

Этот дефицит водителей можно было бы давно решить, если бы был разработан системный план, если бы автопарк вовремя получал финансирование, тогда мы могли бы поднять на достойный уровень зарплату, чтобы водители вернулись на автобусы, – отметил исполнительный директор ОЮЛ "Союз автотранспортников Республики Казахстан".

На сбои в работе общественного транспорта жалуются жители практически всех регионов страны. В 2022 году по вине водителей автобусов произошло 382 ДТП, в которых погибли 37 человек. Более 70% аварий произошли на регулярных маршрутах. Кадровый дефицит, который приводит к росту нагрузки на водителей автобусов, стал одним из главных факторов риска на дороге. Очевидно, что в сложившейся ситуации предприниматели и госорганы должны найти совместное решение проблемы, а не перекладывать ответственность друг на друга.

Уже 400 водителей не хватает в городе и это действительно огромная проблема, есть только один путь - надо вернуть старую схему, которая была до 2015 года, - подчеркивает аким Усть-Каменогорска Жаксылык Омар. - Мы совместно с общественностью направили соответствующее письмо министерству, которое курирует этот вопрос.

Представители общественности, акиматов и депутатского корпуса отстаивают принципы упрощения получения требуемых для управления автобусом водительских прав категории D. Что же касается финансовой поддержки автопарков, то только в прошлом году коммерческие автопарки Усть-Каменогорска получили почти 2 миллиарда тенге госдотаций и часть полученных бюджетных средств предприниматели должны были направить в фонд заработной платы.

Следующая →