Усть-Каменогорск
малооблачно
+11°
  • Усть-Каменогорск
    +11°
  • Алматы
    +17°
  • Нур-Султан (Астана)
    +8°
  • Актобе
    +14°
  • Форт-Шевченко
    +20°
  • Атырау
    +18°
  • Караганда
    +14°
  • Кокшетау
    +7°
  • Костанай
    +11°
  • Кызылорда
    +23°
  • Павлодар
    +9°
  • Петропавловск
    +6°
  • Тараз
    +17°
  • Уральск
    +10°
  • Шымкент
    +19°
$
443.37
+1.32
474.49
+0.35
¥
61.24
+0.17
4.83
+0.09
Курсы Национального Банка РК

Звоните, если вы стали очевидцем происшествия, ваши права нарушены, или хотите поднять проблему

Почему умирают села Восточного Казахстана, что и кто может их спасти

На расширенном совещании Правительства Президент РК Касым-Жомарт Токаев поручил разработать Концепцию развития сельских территорий, используя новые и реальные подходы

Новости Казахстана / Экономика в Казахстане / Почему умирают села Восточного Казахстана, что и кто может их спасти
Фото:
Устинка LIVE

Судя по многолетним тенденциям "всеобщего одобрямса", 2023 год пройдет под эгидой возрождения аулов, огромные силы и средства будут направлены на повышение благополучия и качества жизни сельчан, передает корреспондент Устинка LIVE.

Гладко было на бумаге, не забыть бы про людей

Концепция должна содержать комплексные меры по развитию инфраструктуры, предпринимательства, а также по повышению кадрового потенциала, увеличению доступа населения к сети интернет и другие. В 2022 году выделено 25,8 млрд тенге на реализацию 57 проектов в 28 моно- и малых городах. Интересно, что освоение столь масштабных средств в регионах до сих пор оставляет желать лучшего.

К разработке Концепции следует максимально привлечь экспертов и общественников на местах. Нужны совершенно новые, а главное, реализуемые подходы по возрождению села, — сказал Касым-Жомарт Токаев. - За 11 месяцев текущего года рост экономики замедлился с 4,6% до 2,7%. Инфляция достигла исторических максимумов за последние 14 лет, составив 19,6%. Конечно, подобная ситуация самым негативным образом влияет на уровень жизни и доходов населения.

Причины срыва реализации многих проектов на местах разные, но эксперты определяют две главные: административные барьеры, отсутствие реальной поддержки инвесторов на местах, а также то, что работать на создаваемых предприятиях некому, нет как квалифицированных специалистов, так и рабочих кадров. В корне поменять ситуацию и призвана Концепция развития сельских территорий. Однако, кажется, что все это уже Казахстан проходил. Громкие и финансово затратные госпрограммы сменяли друг друга с завидным постоянством. Деньги на их реализацию лились рекой, чиновники бодро рапортовали о мифических победах, а жители глубинки по-прежнему терпеливо ждали наступления лучшей жизни. И продолжают ждать до сих пор, мечтая об элементарных благах цивилизации. Несмотря на явную заинтересованность и госаппарата, и общественников в налаживании жизни сельчан, у семи нянек дитя так и остается без глазу…

Определенные надежды возлагались на инициированную еще первым президентом программу "Ауыл – Ел бесігі", которая в отличие от своих предшественниц действительно основательно подходила к обустройству сельских территорий. В ее рамках были установлены социальные стандарты, чего не наблюдалась ранее, также она предполагала комплексный подход к решению проблем глубинки. Подразумевалось, что если уж власть взялась обустроить тот или иной населенный пункт, то она обязана сделать это от и до: провести газ, воду, интернет, отремонтировать дороги, организовать предприятие, обеспечивающее сельчан работой.

Получилось, как всегда

Государственные органы, ответственные за реализацию проекта, конечно же, полны оптимизма и уверяют всех, что еще чуть-чуть и казахстанский аул наконец-то расцветет.

При сохранении темпов финансирования программы есть вера, что к 2025 году мы охватим преобразованиями свыше 1100 опорных сел, как и было запланировано, – заявил директор Департамента регионального развития министерства национальной экономики РК Даурен Жамбайбек.

Эксперты, общественники и даже депутаты мажилиса воспринимают анонсированные чиновником перспективы с большим скептицизмом. И, надо отметить, небезосновательно.

Сельские проблемы способны решаться только на уровне местного самоуправления. А оно у нас абсолютно не развито, – подчеркнул исполнительный директор Фонда развития парламентаризма в Казахстане Арсен Кудабаев. – Спускаемые же сверху программы на местах работать не будут, поскольку не учитывают специфику регионов.

Сомневается в эффективности действующих программ, направленных на развитие села, и руководитель программы регионального развития Фонда устойчивого развития сельских территорий Фатима Герфанова.

Провести в аул инфраструктуру – это хорошо. Но имеет ли это смысл, если у людей нет работы и они рано или поздно уедут из него? Нужно разрабатывать долгосрочные стратегии районов и направлять меры государственной поддержки на приоритетные проекты, которые могут стать драйвером того или иного села, а не каждый год бессистемно раздавать гранты, гадая при этом, выстрелят они или нет.

Действующая сейчас программа "Ауыл – Ел бесігі" совершенно не решает глубинных проблем аулов – такой приговор вынес депутат нижней палаты парламента, член Комитета по аграрным вопросам Кайнар Абасов.

До сих пор у нас нет ни одного населенного пункта, который соответствовал бы стандартам нового аула. Вместе с тем на реализацию этого проекта из бюджета уже было выделено 206 миллиардов тенге.

Эксперты считают, что проблема в том, что государственные средства, можно сказать, распыляются. Это приводит к тому, что в одном селе есть вода, но нет газа, в другом – есть газ, но нет света, в третьем – есть дороги, но нет модернизации школ и детских площадок. А это то, без чего возрождение аула в принципе невозможно. Но главное – не решаются проблемы трудоустройства сельских жителей и финансирования села в целом.

За лучшей жизнью – в города!

Населенные пункты Казахстана умирают, причем стремительно. Пять городов-призраков в стране – уже страшно, один – в ВКО. Зияющие чернотой глазницы окон полуразрушенных многоэтажек порадуют разве что любителей фэнтези постапокалипсиса да туристов-экстремалов, "осваивающих" заброшки. По селам все еще плачевнее. Аулы исчезают тихо и навсегда. Возьмем статистику лишь пяти последних лет. В 450 селах страны проживают менее 50 человек, согласно законодательству об административно-территориальном устройстве, они должны утратить статус населенного пункта и включиться в состав ближайшего. В 2017 году в РК упразднен 51 аул, преобразованы из поселков в села 4. В Восточно-Казахстанской области ликвидированы 14 деревень. Миграция населения в города может спровоцировать исчезновение 80 сел региона.
Самая сложная демографическая ситуация - в Курчумском районе ВКО. По оттоку жителей он опередил все остальные. За 23 года только село Маркаколь покинули 13 тысяч человек. Люди уезжают в поисках работы. За последнюю пятилетку в районе были упразднены опустевшие села Дингек, Жылытау, Карабулак, Тентек и Алтай, входящий ранее в состав Маралдинского сельского округа.

Тенденция обезлюдивания очень ярко прослеживается и в самом Маралды.Ранее богатый, успешный совхоз Маралихинский сейчас имеет отрицательную демографическую динамику: в 1999 году численность населения составляла 1312 человек, в 2009 году – 833 человека, в 2022 – 477 человек. В селе функционируют только школа, врачебная амбулатория и лесхоз. Как минимум, 40 семей остро нуждаются в материальной помощи. Сельчане не имеют работы и средств к существованию. В ауле даже скота не видно, его поголовье снижается из года в год. Очень ярко увидеть плачевность социально-экономического положения жителей Маралды можно по решению депутатов маслихата Курчумского района об изменении бюджета Маралдинского сельского округа на 2022 год. Налогов за этот период поступило чуть больше 2 млн тенге! То есть, в среднем по 4 тысячи на каждого жителя в год. 72,7 млн – средства различных трансфертов, в том числе из республиканского, областного и районного бюджетов. Доход жителей округа в итоге составил 74,7 млн, по грубым подсчетам по 149,5 тысячи на человека. В год! Есть и дефицит бюджета - свыше 124 тысяч тенге. И пополнять казну больше пока неоткуда.

Да, Курчумский район вошел в Программу социально-экономического развития приграничных районов на 2020–2024 годы, вместе с Тарбагатайским, Зайсанским, Катон-Карагайским и Урджарским, два последних – теперь уже в Абайской области.

На реализацию проекта потребуется порядка 150 миллиардов тенге, – сообщал тогда аким области Даниал Ахметов.

В среднем по 30 млрд на каждый район, по 6 млрд в год. От простой арифметики становится грустно. А учесть неэффективное распределение бюджетных средств местными исполнительными органами, о котором постоянно говорят и эксперты, и Глава государства – кот наплакал.

Проект между тем предусматривает создание условий для развития малого и среднего бизнеса, а также ориентирован на решение проблем жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения и образования.

Главная цель – это сокращение оттока местных жителей, – отметил аким ВКО.

На встрече с ветеранами и аксакалами Курчумского района, Даниал Ахметов заявил, что целесообразно потратить средства на улучшение качества жизни граждан. Проблемы пустеющих приграничных сел он взял на личный контроль.

Рубим сук, на котором сидим?

Вроде бы и забрезжил свет в конце тоннеля для жителей того же Маралдинского сельского округа. Надолго и основательно в умирающие аулы пришел инвестор. На разведанных месторождениях нашли золото, в планах строительство золотоизвлекательной фабрики. Пройдены все многочисленные разрешительные процедуры, получены положительные решения на проекты, согласованы технологические процессы, соблюдены промышленные и экологические требования. Строй – не хочу! Перспектив для местного населения хоть отбавляй, причем они закреплены законодательством в сфере инвестиционной деятельности. Взять хотя бы налоговые поступления в бюджет только Курчумского района – в текущем году 25 млн тенге, в следующем – 71,6 млн, в 2025 году – порядка 80 млн!

В меморандуме с акиматом Маралдинского сельского округа выражена готовность принять обязательства о социально-экономической поддержке сельчан – ежемесячно в бюджет округа будут поступать 4 млн тенге. Не говоря уже о развитии за счет инвестора инфраструктуры – скважины питьевой воды, отремонтированные мосты и дороги, освещение, благоустройство территории, обеспечение жителей углем и материальной помощью нуждающимся семьям. 

Вспомним также и трудоустройство. Уже сейчас в группе компаний золотодобытчиков на разных объектах работают 40 местных жителей. Инвестор хочет обучать в профильных колледжах и вузах страны сельскую молодежь за счет собственных средств, чтобы получить на свои производства квалифицированных специалистов из числа местного населения. Реальная программа роста доходов и благосостояния сельского населения: обучение местной молодежи в вузах и на производстве, соцподдержка сельчан, экономический эффект, налоговые и социальные отчисления, создание новых рабочих мест. Ну просто радужно и перспективно, но увы… Уже год инвестор не может приступить к реализации многообещающего проекта – строительству золотоизвлекающей фабрики и вспомогательных объектов. Причина – протестные настроения на нескольких общественных слушаниях.

Причем митингуют далеко не маралдинцы, а гордо именующие себя патриотами своей малой родины те, кто давно ее покинул и проживают в разных городах Казахстана, но в определенный срок вдруг вспоминающие о селе и встающие под лозунги и плакаты, угрожающие расправой сотрудникам группы компаний и односельчанам, готовых работать на новом предприятии. Есть у них и идейный вдохновитель, который в прямом эфире республиканского канала учит буквально "плевать на олигархов". Местные чиновники идут на поводу "населения", уговаривая промышленников, итак не слабо вложившихся в проект потерпеть: до приезда республиканской комиссии, до выборов президента, до… морковкина заговенья. Да и руководство области кроме пафосных заявлений о том, "что оно с народом", а по факту против законных обоснований инвестиционной деятельности, больше ничего сделать не может. На этом фоне неудивительно, что Президент РК в пух и прах раскритиковал работу чиновников на расширенном совещании Правительства.

По поручению Касым-Жомарта Токаева в стране сформирован единый пул инвестиционных проектов. Однако в 2022 году реализованы всего 43 из 284 запланированных — это всего 15%.

За этими сухими цифрами стоят десятки тысяч не созданных рабочих мест, миллиарды тенге, которые не начали работать на экономику, - подчеркнул Глава государства. - Следует отметить, что Министерство иностранных дел проводит достаточно эффективную работу по привлечению интереса иностранных инвесторов. Послы встречаются за рубежом, как говорится, "под ручку" привозят инвесторов к нам. Проблемы начинаются на стадии реализации, на местах. Одним словом, мы просто теряем инвесторов. Поэтому еще раз подчеркну: сопровождение реализации инвестиционных проектов - земля, разрешительная документация, инфраструктура — это зона ответственности акимов. Конечно, на центральном уровне тоже нужны изменения. Отдельные предложения есть. Прошу премьер-министра еще раз обсудить вопрос на Совете по экономической политике и внести согласованное решение.

Может пора уже не просто аплодировать и одобрять поручения Президента страны, а начать их выполнять? Хватит волокитой и всевозможными препонами отбивать охоту работать на благо страны, рубить сук, на котором подвешены интересы не инвесторов, которые устав бороться, бросят все и уйдут. На кону люди, казахстанцы, мечтающие жить в достатке, зарабатывать на свое благосостояние!

Следующая →