Усть-Каменогорск
пасмурно
-10°
  • Усть-Каменогорск
    -10°
  • Алматы
    -2°
  • Нур-Султан (Астана)
    -6°
  • Актобе
    -2°
  • Форт-Шевченко
    +10°
  • Атырау
    +3°
  • Караганда
    -8°
  • Кокшетау
    -6°
  • Костанай
    -5°
  • Кызылорда
    +3°
  • Павлодар
    -9°
  • Петропавловск
    -8°
  • Тараз
    +1°
  • Уральск
    +2°
  • Шымкент
    +5°
$
498.34
519.72
¥
68.79
4.85
Курсы Национального Банка РК

Звоните, если вы стали очевидцем происшествия, ваши права нарушены, или хотите поднять проблему

Казахстан Казахстан Виктор Скрипниченко
Источник:
Устинка LIVE

Сколько зарабатывает руководство казахстанских госкомпаний?

Корреспондент "Устинки плюс" проанализировал данные, опубликованные в Реестре государственных предприятий и учреждений юридических лиц с участием государства в уставном капитале

Чуть больше недели прошло с того момента, когда Президент РК Касым-Жомарт Токаев обратился к народу Казахстана с очередным Посланием. В своей речи Глава государства затронул повышение эффективности системы здравоохранения и качества образования, прошелся по региональной политике и рынку труда, напомнил о правах человека и, конечно же, упомянул о становлении экономики в "постпандемический период". Более подробно с перспективами дальнейшего развития можно ознакомиться на сайте Акорды, мы же решили остановиться на пункте последнем во всем вышеперечисленном нами, но стоящем на первом месте в речи Президента Токаева. Точнее, его небольшой части - влиянии квазигосударственного сектора на экономику страны, о котором он упомянул походя, отдав соответствующее распоряжение.
- Чрезмерное присутствие государства в экономике серьезно сдерживает ее рост и конкурентоспособность, приводит к коррупции и незаконному лоббированию, - сказал Касым-Жомарт Токаев. - Госпредприятия по-прежнему доминируют во многих секторах, пользуются монопольными льготами. Мы начали решать данные проблемы.
Учитывая, что многие госкомпании уже опубликовали финансовую отчетность о своей деятельности за прошедший год, решение посчитать деньги в их карманах (все-таки приставка "гос-" дает нам на это право) стало вполне себе обоснованным. Особенно нас заинтересовал размер заработных плат руководства госпредприятий.

Где деньги, Лебовски?!

В июне Счетный комитет РК представил свои выводы по бюджетной работе Правительства в 2020 году, которые напрямую коснулись также госкорпораций. Неутешительные выводы озвучила глава ведомства Наталья Годунова. Аудиту подверглись 25 субъектов квазигоссектора и 16 триллионов тенге их активов, в итоге ревизоры установили 60 системных проблем и недостатков, 41 миллиард тенге финансовых нарушений, неэффективное управление активами почти на 340 миллиардов тенге.
- Доходы в Национальный фонд от приватизации квазигоссектора за 2017-2020 годы поступили в объеме 40 миллиардов тенге, или 7% от суммы реализации. Остальные средства пошли на погашение внутреннего и внешнего долга. При этом есть факты, когда валютный заем привлекался дочерней компанией одной из самых крупных национальных компаний для выплаты дивидендов акционерам. А в целом объем выплачиваемых государству дивидендов не превышает 7% от полученного чистого дохода. Поручение президента - 100%! - сказала Наталья Годунова.
Напомним, в марте прошлого года Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев поручил казахстанским нацкомпаниям выплатить 100% прибыли за 2019 год в бюджет страны. Это поручение находилось в пакете антикризисных мер, необходимых из-за пандемии коронавируса и карантина внутри страны.

К слову, ранее в Счетном комитете уже высказывали недовольство размером дивидендов нацкомпаний, поскольку в 2015-2019 годы они выплатили лишь 6,6% от чистого дохода.

Конечно, некоторые игроки на финансовом поле страны требуемые дивиденты государству все-таки выплатили, хоть и не все. Кто 100% от прибыли, кто менее 50-ти, а то и вовсе меньше 10%, от чего общее арифметическое, по мнению Счетного комитета, и не дотянуло до желаемого результата. Тем более что убыточные нацкомпании в стране также функционируют.

Например, АО "КазТрансГаз", являющееся основной газоэнергетической и газотранспортной компанией Республики Казахстан, представляющей интересы государства как на отечественном, так и зарубежном газовом рынках, согласно данным из открытых источников, второй год подряд вообще не выплачивает дивидендов государству. Хотя в 2019 году чистый доход компании составил 334,3 млрд тенге, а в 2020-м - 266,5 млрд тенге.
- Почему отдельные национальные компании и госпредприятия работают в убыток, а их первые руководители не несут ответственности за это? - задался справедливым вопросом в своем Послании Глава государства. - Правительству предстоит решить данную проблему.
Впрочем, на него дали ответ еще в начале лета в том же Счетном комитете. По мнению главы ведомства, основными системными проблемами квазигосударственного сектора являются: нерегламентированная и непрозрачная дивидендная политика, осуществление значительной доли закупок без конкурса и часто у аффилированных компаний, высокая сметная стоимость возводимых объектов и существенные недостатки в корпоративном управлении. Наталья Годунова также отметила, что "в большинстве национальных компаний до 58% в административных расходах занимает зарплата, а выплата вознаграждений и бонусов членам советов директоров не зависит от выполнения KPI".

Вообще затраты госкомпаний вызывают немало вопросов и у депутатского корпуса.

Сенатор Парламента РК Ольга Перепечина даже предложила установить лимиты на их расходы. Парламентарий указала на то, что квазигоссектор, чья деятельность должна приумножать благосостояние казахстанцев, нередко тратит деньги на неоправданные нужды.
- Есть вопросы по наличию на балансе субъектов квазигоссектора непрофильных активов: моторная яхта, спортивно-оздоровительный комплекс с лыжными трассами, кафе, гостиницей, конюшней и другой инфраструктурой, с затратами на их приобретение и содержание, которые не приносят коммерческой выгоды, - добавила депутат.
Получается, что когда одни нацкомпании терпят убытки, от чего страдает государственная экономика, другие аппетитно потребляют плоды своей деятельности, купаясь в роскоши?

Дорого-богато. Так надо?

Мы сравнили заработки топ-менеджеров за прошлый год, ставший тяжелейшим испытанием для экономики всех стран мира, и предыдущий ему, чтобы посмотреть - насколько руководители организаций, имеющих в учредителях до 100% государственного участия, оценивают свой труд. За основу взяли данные, опубликованные в открытом доступе в Реестре государственных предприятий и учреждений юридических лиц с участием государства в уставном капитале, размещенном на сайте gr5.gosreestr.kz.

К примеру, шести членам правления Национального управляющего холдинга "Байтерек", единственным акционером которого является Правительство Республики Казахстан, по итогам 2020 года начислили 248,5 миллиона тенге суммарного вознаграждения. В среднем, если поделить общую сумму на управленцев и раскидать на 12 месяцев, то получится по 3,45 миллиона ежемесячно.

Чтобы понимать размах, в холдинг "Байтерек" входит 10 дочерних организаций: АО "Банк Развития Казахстана", АО "Жилищный строительный сберегательный банк "Отбасы банк", АО "ФРП "Даму", АО "Казахстанская жилищная компания", АО "Инвестиционный фонд Казахстана", АО "Kazakh Export", АО "Казына Капитал Менеджмент", АО "Аграрная кредитная корпорация", АО "КазАгроФинанс", АО "Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства".

АО "Фонд национального благосостояния "Самрук-Казына" за работу в 2019 году выплатило пятерым своим топ-менеджерам 199 миллионов 495 тысяч тенге, а вот работу в карантинном 2020 году здесь же оценили уже в 266 миллионов тенге - почти по четыре с половиной миллиона тенге в месяц.

Восемь членов правления "Қазақстан темір жолы", собственником которого является "Самрук-Казына", по результатам работы в 2020 году получили 390 миллионов 927 тысяч тенге. Причем сумма этих выплат на 80 миллионов больше, чем было по итогам 2019 года - тогда выплаты составили 310 694 000 тенге.

Тот же "КазТрансГаз" по результатам 2019 года выплатил девятерым своим членам правления 563 миллиона 314 тысяч 800 тенге. За 2020-й уже 11 управленцев получили немногим меньше - 528 735 000 тенге, примерно по четыре миллиона в месяц на брата.

Семь человек из руководства Фонда развития предпринимательства DAMU, принадлежащего также НУХ "Байтерек", за 2020 год получили 181 773 702 тенге, в то время как по итогам 2019 года (когда их было девять), им начислили 139 829 779 тенге суммарного вознаграждения. Рост выплат составил 30%.

Руководство акционерного общества Qazaq Air, чьим собственником также является "Самрук-Казына", тоже, видимо, посчитали, что в эпоху карантинных ограничений и спада туристических авиаперелетов вообще не имеет смысла занижать суммарное вознаграждение своим "топам", так что его только подняли на 43%: со 172 с половиной милионов тенге за 2019 год до 246 миллионов за 2020-й.

Продолжать можно долго. И вполне возможно, что все эти люди действительно высококлассные специалисты в своих областях, благодаря которым мы все-таки вырвемся из привычной серой действительности, где между безумно бедными и неприлично богатыми прослойки среднего класса просто не существует. Вероятно, что судить поверхностно совсем
непрофессионально и даже несколько неприлично. Вот только, к примеру, в Швейцарии, где уровень жизни и благосостояния граждан существенно выше нашего, считается неэтичным, когда разница в зарплате сотрудников и руководства составляет больше, чем 12 раз…

Подробнее

Субъекты квазигосударственного сектора: госпредприятия, ТОО, АО, в том числе национальные управляющие холдинги, национальные холдинги, национальные компании, участником или акционером которых является государство, а также дочерние, зависимые и иные юридические лица, являющиеся аффилированными с ними в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.

В тему

Выполнение KPI (ключевых показателей эффективности) ­ главный критерий оценки результатов работы сотрудника на предприятиях, использующих "западные" системы мотивации работников и расчета переменной части заработной платы.

Для информации

Суммарное вознаграждение включает все денежные выплаты зарплату, премии, бонусы и другие поощрения в денежной форме.
Следующая →