Акцизы на табак обошлись предпринимателям РК более чем 12 миллиардов тенге
На заседании Совета по улучшению инвестиционного климата обсудили поступления в госбюджет и внедрение передовых технологий

На повестке оказались вопросы цифровых решений в торговой сфере с учетом задач, а в частности меры по развитию системы электронной маркировки потребительских товаров, передает корреспондент Устинка LIVE.
Уже сейчас в Казахстане созданы условия для внедрения маркировки: в стране утвержден перечень подлежащих маркировке товаров и сроки их поэтапного ввода в рамках Национального плана развития до 2029 года. Кроме того, разрабатывается Концепция торговой политики до 2030 года с определением ключевых направлений и целевых индикаторов.
Согласно данным министерства торговли и интеграции, обязательная маркировка введена для трех товарных групп. Мера оказалась весьма полезной для госбюджета:
- по табачной продукции поступления в бюджет выросли в 1,5 раза,
- по обуви – в 3 раза,
- по лекарствам – в 1,8 раз.
Также за счет маркировки выросла эффективность выявления нелегальной табачной продукции более чем в шесть раз: с двух миллиардов тенге в 2022 году до 12,8 миллиарда тенге в 2024 году. При этом влияние на конечную стоимость минимально – менее 1% от цены товара.
Внедрение маркировки сопровождается анализом влияния на бизнес, при этом результатом является не только защита внутреннего рынка от контрафактной и поддельной продукции, но и создание новых возможностей для роста конкурентоспособности отечественных производителей и расширения экспорта. Цифровая маркировка – это инструмент устойчивого развития рынка, повышающий доверие потребителей, прозрачность цепочек поставок и эффективность государственного регулирования, - отметил вице-министр торговли и интеграции Асет Нусупов.
В свою очередь глава ведомства заявил, что правительство намерено расширять производственные мощности, повышать уровень локализации и углублять цифровую трансформацию экономики страны. Развитие системы цифровой маркировки товаров в свою очередь рассматривается как один из ключевых инструментов повышения прозрачности рынка, защиты прав потребителей и снижения доли теневой экономики в ВВП. К слову, этот показатель снизился с 23% в 2019 году и до 16% в 2025 году.