/ Экономика в Казахстане

Покупка нового авто в РК стала еще дороже

Законодательные изменения пояснил руководитель департамента государственных доходов по ВКО Бауржан Айнабеков
29 марта 2016 года, 07:57 2226 Асем Ожарова
Новости Казахстана и регионов на сегодня. - Покупка нового авто в РК стала еще дороже
Источник: © interfax.kz Фото: © miami-boom.com
Покупка нового авто - предприятие само по себе не из дешевых, превратилось в еще более дорогое удовольствие. Власти страны ввели сразу три новшества. Три препятствия на пути к заветной мечте - железному коню в масле. 

Своих целей законодатели не скрывают, хотят убить сразу нескольких зайцев - ограничить ввоз поддержанных автомобилей и массово пересадить казахстанцев на отечественный автопром. 


В духе времени


Во-первых, с начала 2016 года значительно повысилась стоимость государственной регистрации транспортного средства, впервые осуществляемой на территории Республики Казахстан, так называемой первичной регистрации. Новоиспеченным владельцам авто, купленных с конвейера в Казахстане, либо пригнанных сюда впервые, придется хорошо раскошелиться. 

- Действительно, с 1 января 2016 года изменились ставки сбора при первичной государственной регистрации, - сообщил руководитель областного департамента государственных доходов Бауржан Айнабеков. - Так, первичная регистрация легкового автомобиля возрастом до 1 года, включая год выпуска обойдется в 530 тенге, машины возрастом от 1 года до 3 лет - в 106 500 тенге, старше трех лет - в 1 060 500 тенге.

Буквально три месяца назад, в 2015 году, автолюбители платили чисто символическую сумму - всего в 496 тенге обходилась «первичка»  вне зависимости от года выпуска и вида транспорта.

- Инициатором этих поправок выступило Министерство по инвестициям и развитию РК, - рассказал главный фискал области. - Предполагается, что введение сбора за первичную регистрацию значительно улучшит безопасность, а также экологическую обстановку за счет снижения объемов вредных выбросов.

В духе времени фискалы находят в нововведениях и «личную» выгоду.

- Данная мера вместе с тем будет способствовать пополнению бюджета, - также заявил Бауржан Айнабеков.


Прикрыли лавочку


- Покупатели авто конечно раздосадованы, - поделилась наблюдениями менеджер одной из страховых компаний Елена Иванова. - Но что поделаешь, кто приобретает машину, уже готовится к этим тратам.

Но если для покупателя легкового авто заплатить 50 МРП еще по силам, то «первичка» для спецтранспорта просто зашкаливает. 

- Да, за новый грузовик сумма регистрации такая же - 0,25 МРП или 530 тенге, но новых авто в салонах пока нет, - объясняет менеджер автосалона спецтехники Константин. - Весь транспорт 2015 года. А регистрация, пусть и сравнительно свежего, но «отмерившего» год, грузовика или автобуса обойдется покупателю уже в 240 МРП. 

Цифры, по словам продавцов, уже отпугивают клиентов.

- Продажи заметно снизились, - признается Константин. - Если раньше у нас брали технику в кредит, и, к примеру, платили первоначальный взнос в размере 500 тысяч тенге, то теперь дополнительно должны внести в госказну еще 509 тысяч. Не каждый пойдет на это.

В прошлогодний автомобильный бум немало автолюбителей пользовалось возможностью обойтись без первичной регистрации и ездить в Казахстане с российскими или кыргызскими номерам. Но и эту «лавочку» прикрыли - стоимость автостраховки для «находчивых» владельцев пригнанных авто с 1 января 2016 года увеличилась.

- Раньше автомобилисты с неказахстанскими номерами платили около 900 тенге за две недели езды в Казахстане, почему было не ездить, не регистрируясь? - рассказывает Елена Иванова. - Сейчас страховая сумма выросла до 30-40 тысяч тенге в год. Уже можно подумать, что выгоднее - платить недешевую страховку или все-таки поставить машину на учет в Казахстане.


Бремя сбора


Третий «выстрел» по потенциальных покупателям прозвучал позже остальных. В январе Правительство утвердило «Правила реализации расширенных обязательств производителей (импортеров)», тем самым обязав их оплачивать утилизационный сбор. Деньги, которые разработчики предполагают пустить на строительство утилизационных заводов, будут собирать с импортеров транспортных средств, автопроизводителей, работающих внутри страны и граждан, купивших автомобиль заграницей. Бремя утилизационного сбора по задумке законотворцев не ложится на плечи конечного покупателя. Но только формально. Импортеры непременно компенсируют свои затраты на новую законодательную «прихоть». На кого «повесить» новые расходы, продавцы долго не задумывались – конечно, на покупателя.

- Мы уже получили предварительные прайсы на новые автомобили 2016 года, - говорит менеджер Константин. - Цены выросли значительно, к примеру, цена одной из самых востребованных моделей повысилась на 23%. И мы не одни, на рынке у всех такая ситуация.

Впрочем, разработчики уверены, что и эта инициатива - исключительно благая, и в перспективе пойдет на пользу. Кроме возможности дышать чистым воздухом, в будущем казахстанцы получат шанс обменять старое авто на новое со значительной скидкой. Впрочем, будущее пока туманно. Механизмы еще разрабатываются, а желающих освоить новую нишу - принимать на переработку старые автомобили - раз-два и обчелся.


Скоро сказка сказывается


Добьются ли поставленных целей власти в скором будущем? 

- Пока говорить рано, но чтобы люди массово пересаживались на отечественные авто, такого не наблюдается, - говорит Елена Иванова.

Эффект, по мнению специалистов, получился прямо противоположный - непомерные затраты, сопутствующие покупке нового авто, пока лишь отпугивают казахстанцев. 

- Люди скорее останутся на своих старых колесах, - также считает Константин. - Будут больше вкладывать в ремонт. Возможностей обновить авто теперь куда меньше.

Статистика по регистрации автотранспорта, предоставленная Управлением административной полиции ДВД ВКО, лишь подтверждает - благие намерения пока выходят боком. Цифры наглядно показывают - новшества все же ударили по потребителям, а не по грязному воздуху и старому автохламу. Так, с начала введения новых правил, за два месяца 2016 года, на первичный учет было поставлено всего 612 единиц транспорта. За январь-февраль прошлого года новыми авто обзавелось 7085 восточноказахстанцев - в пять раз больше. 

Половина из всех зарегистрированных в прошлом году авто были новыми. В этом году пока доля новых железных коней не дотягивает и до 10%.

Обсуждение

При размещении комментариев к публикациям, ознакомтесь пожалуйста, с правилами сайта.
Мы напоминаем вам о необходимости уважать собеседников.
наверх