Высокие штрафы в Казахстане могут задушить бизнес — Марат Ахметжанов
Это мнение было озвучено на коллегии Генеральной прокуратуры по вопросу рассмотрения предварительных результатов проведенной работы в сфере защиты прав предпринимателей
Речь замгенпрокурора Марата Ахметжанова:
Подписывайтесь на группу «Устинки Live» Вконтакте, чтобы первыми узнавать о главных новостях и важнейших событиях дня..
Следующая →
Мы приняли ряд организационных мер. Без корректировки законов уже добились снижения давления на бизнес в уголовно-правовой сфере.На коллегии отмечено: одним из реальных механизмов защиты бизнеса будут апелляционные комиссии по налоговым и таможенным спорам. Национальная палата предпринимателей и Комитет госдоходов уже подготовили соответствующие поправки в Налоговый и Предпринимательский кодексы.
Первое. Запретили органам госдоходов инициировать сообщения в КУИ, не имеющие признаков преступления. Это существенно снизило случаи вовлечения бизнеса в уголовный процесс.
Второе. Приказом Генерального Прокурора изменили Правила регистрации в Книгу учета информации, Единый реестр досудебного расследования. Теперь запрещено регистрировать уголовные дела, когда отсутствуют сведения об ущербе, нет акта проверки либо чисто гражданские правоотношения.
Третье. Обязали без регистрации в ЕРДР направлять сообщения, где нет явных признаков преступления для рассмотрения в уполномоченные органы (на общих основаниях в порядке части 5 статьи 181 УПК). Если нет состава – списывать без рассмотрения.
Какие есть реальные результаты?
Во-первых, на треть снизилось число заявлений об экономических преступлениях (с 110 сообщения в день до Форума до 76 сообщений после Форума). И это благодаря уменьшению сообщений органов госдоходов (со 101 в день до Форума до 67 после, в 1,5 раза).
Во-вторых, в три раза сократилось число уголовных дел (с 3335 в 3 квартале 2015 г. до 1001 за аналогичный период 2016 г.). Соответственно, настолько же стало меньше налоговых проверок в рамках УПК.
В-третьих, стало в четыре раза больше сообщений, которые без регистрации передали в уполномоченные органы (с 552 в 3 квартале 2015 г. до 2188 за аналогичный период 2016 г.).
Только по 5%-м из таких сообщений вышли на проверки. По остальным 95% проверки даже не назначались. А раньше их бы регистрировали в ЕРДР и проводили полноценное следствие. Это была излишняя работа, в которую вовлекались и следователи, и прокуроры, — отметил заместитель Генерального Прокурора Марат Ахметжанов.
Во-вторых, защитить законный бизнес отчасти может «поголовное» использование электронных счетов-фактур. Все станет прозрачным, мошенники не смогут «рисовать» счета «задним» числом.
В-третьих, предусмотреть привлечение к уголовной ответственности лиц, предоставивших документы, удостоверяющие личность, или доверенность для образования лжефирмы.
Ужесточить ответственность банков за оказание содействия по незаконному обналичиванию.
А сейчас пока нет достаточных оснований для пересмотра существующего порядка начисления налогов на основании решений судов об отмене госрегистрации лжефирм. Чтобы от него отказаться мы должны сначала провести весь комплекс законодательных и организационных мер, предложенный выше, —сообщил заместитель Генерального Прокурора Марат Ахметжанов.
За 1,5 года судами и госорганами 160 тысяч бизнесменов оштрафованы на 26 млрд. Это треть от всех наложенных адмштрафов.
По многим статьям КоАП штрафы чрезмерно высоки. Они могут задушить бизнес.
К примеру, нарушение срока сдачи отчета субъектом естественной монополии наказывается штрафом до 510 тысяч тенге (от 200 до 240 МРП; ч.1 ст.164 КоАП).
Поэтому для снижения адмдавления на бизнес прорабатывается введение в КоАП сокращенного порядка — это когда при признании вины сумма штрафа уменьшается наполовину. Также предлагается снижать штрафы до 30%, если есть смягчающие обстоятельства (если совершение впервые, по неосторожности и т.д.)
.
Решим проблему с досрочным возобновлением разрешений, приостановленных в рамках КоАП. Дадим суду право приостанавливать деятельность бизнеса на альтернативной основе.
КоАП содержит 60 составов за нарушение сроков предоставления отчетности и штраф за это превышает 4 млн. тенге (2 000 МРП). Лишь по 11 составам есть предупреждение.
В этой связи надо максимально расширить применение предупреждения.
Все эти вопросы обсуждаем в рабочей группе при Минюсте. Если примем такие поправки, то бизнес вздохнет свободнее, — поделился замгенпрокурора.- С Нур Отаном и Атамекеном ведется работа по массовому вовлечению сельского населения в бизнес. Разработан специальный план, в него включены меры финансовой и нефинансовой поддержки, список видов бизнеса и другое. Самое главное обеспечим людей работой. В пилотном режиме отрабатываем в Актюбинской, Акмолинской и Карагандинской областях.
В рамках проекта «Занятость в колониях 2017» открыли 171 новое производство, создали рабочие места. После Форума еще 26 предпринимателей вошли в колонии, трудоустроив более 400 заключенных.
Как мы этого добились? Во-первых, изменили нормы, которые мешали. Например, разрешили передавать производственные площади в учреждениях в доверительное управление без тендера и арендной платы;
Во-вторых, упростили процедуры пропуска на территорию колоний;
В-третьих, убрали ненужные запреты на занятие определенными видами деятельности. В частности, отменили запрет на открытие СТО
Подписывайтесь на группу «Устинки Live» Вконтакте, чтобы первыми узнавать о главных новостях и важнейших событиях дня..