Расходы туристов, приезжающих в Казахстан, увеличились на 13,4%
По данным Бюро национальной статистики, в 2023 году туристы потратили в Казахстане 3,6 миллиарда тенге, а в 2024 году эта сумма возросла до 4,1 миллиарда тенге
Эти обследования проводятся дважды в год - в январе и июле, и основаны на опросах уезжающих в аэропортах, на вокзалах и автостанциях, finprom.kz.
Поскольку данные получены методом опроса, они могут не отражать полной картины о расходах туристов, но все же помогают понять общие тренды.
Больше всего денег оставили туристы из России - 43,8% всех расходов, что составляет 1,8 миллиарда тенге, на 8,6% больше, чем в прошлом году. Второе место по расходам заняли туристы из Узбекистана, которые потратили 392,8 миллиона тенге - это почти на 20% меньше, чем годом ранее. На третьем месте оказались туристы из Турции с 299,7 миллиона тенге, что на 10,5% больше по сравнению с предыдущим годом. Также значительный вклад вносят приезжие из Кыргызстана, Китая и Германии.
Больше всего иностранцы тратят в Алматы -21,5% от всех расходов. Это связано с тем, что мегаполис и его горные курорты очень популярны среди туристов. На столицу приходится 19,3% от всех расходов туристов, тогда как самые «непопулярные» регионы среди туристов — это Северо-Казахстанская, Павлодарская области и область Абай.
Основная часть расходов туристов уходит на транспорт: 48,8% всех затрат составили расходы на билеты на самолет, поезд или автобус. На втором месте - расходы на еду в кафе и ресторанах, а также на продукты - 17% (или 699,7 миллиона тенге). На шопинг иностранцы потратили 507,8 миллиона тенге, что на 2,1% больше, но с учетом инфляции это можно считать отрицательной динамикой.
Структура расходов туристов из разных стран отличается. Чем ближе к Казахстану находится родная страна туриста, тем меньше он тратит на транспорт и больше - на еду и покупки. Например, у россиян на транспорт уходит 41,1% расходов, а у узбеков - 32,8%, что меньше, чем в среднем по всем туристам (48,8%). Зато на еду россияне тратят 20,5%, а узбеки - 24,6%.
Для туристов из дальних стран, таких как США и Германия, расходы на транспорт занимают большую долю: 74,4% расходов американцев составили авиабилеты, а у немцев - 62,7%. В то же время, они тратят меньше на шопинг - всего 4,5% у американцев и 7,7% у туристов из ОАЭ.