Усть-Каменогорск
ясно
+14°
  • Усть-Каменогорск
    +14°
  • Алматы
    +16°
  • Нур-Султан (Астана)
    +20°
  • Актобе
    +21°
  • Форт-Шевченко
    +21°
  • Атырау
    +22°
  • Караганда
    +16°
  • Кокшетау
    +19°
  • Костанай
    +20°
  • Кызылорда
    +26°
  • Павлодар
    +16°
  • Петропавловск
    +19°
  • Тараз
    +18°
  • Уральск
    +20°
  • Шымкент
    +20°
$
447.4
-1.49
477.55
-0.38
¥
61.81
-0.21
4.76
Курсы Национального Банка РК

Звоните, если вы стали очевидцем происшествия, ваши права нарушены, или хотите поднять проблему

Фестиваль исполнителей бардовской песни прошел в ВКО

II слет авторской песни "Есть только МИГ (мы и гитара)" озарил своими песнями живописное место на Бухтарме

Газета / Фестиваль исполнителей бардовской песни прошел в ВКО
Фото:
Устинка LIVE

Фестиваль, организованный сообществом "Мир Песни и Поэзии Усть-Каменогорска" (активисты разных песенных и музыкальных кругов), нынче расширился географически, передает корреспондент Устинка LIVE.

Помимо местных - Риддер, Серебрянск, Шемонаиха, Усть-Каменогорск, были гости из Павлодара, Экибастуза, Нур-Султана, Алматы - старейший клуб "Тоника", 16 ярких личностей, а еще Барнаул, Республика Горный Алтай, в целом более 100 человек!

Но, как говорится, авторская песня берет не количеством, а своей задушевностью, когда автор сливается с "поляной", прямым диалогом со зрителем, разговаривая с ним на одном языке. И еще - мастера, которые заметно поднимают планку любого фестиваля! Их можно слушать бесконечно - в удовольствие - и учиться, учиться, учиться! Это барнаульский юрист Олег Пронин, обладающий красивым голосом, особой мужской харизмой. С его именем связаны целые эпохи в концертно-фестивальном движении Алтайского края и Сибири, он соорганизатор фестивалей "Повалиха", "Печки", "Макушка лета", "Песни нашего полка". На втором фестивале "Станция Сибирь" (не уступающем престижному Грушинскому) он вошел в десятку лучших. Его неизменный девиз: "Добра должно быть больше", что, собственно, и несет бардовская песня.

Монтажник сложного электрического оборудования Андрей Курбатов из Алматы просто покорил всех своей энергией, динамизмом и открытой русской душой, высоким исполнительским искусством. Очень большая фигура, очень серьезная, глубокая, о таких, как он, говорят - "полный автор", где музыка и стихи не соперничают, а находятся в единой гармонии. О своем начале он рассказывает так: "Однажды, лет этак 18 от роду, я спел маме песню Юрия Визбора: "Ты у меня одна..." Она тут же принесла мне свою записную книжку и, открыв ее, сказала: "Я пела тебе эту колыбельную." На гитаре играю с 14 лет. Пою - сколько себя помню, а помню я себя с трех лет...".

Он дипломант, лауреат городских, республиканских, всесоюзных фестивалей авторской песни. Его стихи публикуются в журналах "Простор", "Кедр". Курбатова назвали открытием слета на Бухтарме.

Нельзя не сказать о лауреате Грушинского фестиваля Ирине Орищенко, Ориша, как ее ласково зовут на мегапространстве авторской песни, наша землячка, "родом" из КСП "Зеленая карета", ныне проживающая в Горно-Алтайске. Она не только ас бардовской песни, а человек-оркестр, интерактивно владеющая аудиторией. "Поляна" подпевала ей, хлопая в ладоши, притопывая ногами… А клуб "Тоника" - это потрясающий пример популяризации авторской песни - лучшего как из классики, так и современного, авторы - Фарид Сахабутдинов, Владимир Бегунов, Леонид Тернов... Мелодичное слияние голосов в разных ансамблях: "ФорЭль" (Лада Лобанова, Любовь Чайковская, Ирина Лобода - каждая не единожды лауреат всевозможных конкурсов) "БМВ" (Биржан Исин, Марина Телевная, Владимир Бегунов) - это итог сплочения и верности авторской песне.

Мастер-классы на слете проводили требовательная, порой жесткая, Ирина Орищенко и деликатный, с тонкой иронией Юрий Лорес (Москва). Мы его, как говорится, заполучили по дороге на фестиваль "Станция Сибирь" (Новосибирск). Собственно, с

9-12 июня все буквально дышало Лоресом. Двухчасовой концерт в областном центре, где каждая песня сопровождалась сначала абсолютной тишиной, а затем взрывом аплодисментов. С ним без конца фотографировались, задавали вопросы, просили автографы… Его прибытие к нам можно считать сродни приездам в свое время Высоцкого, Кукина, Клячкина, Камбуровой. Он большая величина! Верный традициям классиков "гитарной поэзии", Юрий Лорес относится ко второй волне, второму поколению бардов-отцов - основателей авторской песни, куда входят Суханов, Берковский, Егоров, Никитин, Долина - безусловно, высший эшелон!

Юрий Лорес - член Союза писателей и Литфонда России, член-корреспондент Академии Поэзии, режиссер-педагог по актерскому мастерству в ГИТИСе. Родился он в 1951 году, по профессии геолог. Благодарен Московскому геологоразведочному институту (МГРИ), по его словам, поющему, играющему, где родились его первые песни. Побывав на 9-м московском слете КСП, Юрий Львович начинает активно участвовать в движении по развитию самодеятельной песни в стране. С группой друзей создает куст "Охотный ряд", который в 1986-1988 гг. перерастает в мощное творческое объединение московских бардов-поэтов "Первый круг". Его песни подкупают весомостью и точностью поэтического слова, искренностью интонаций, бескомпромиссной нравственной позицией и безупречным вкусом. И негромкой щемящей особенной своей ноткой.

Его песня "Искры" наряду с Митяевской "Изгиб гитары желтой" стала по сути вторым гимном авторской песни. Ее поют на полянах и в концертных залах… Да что там залы! Когда огромная Гора на Грушинском фестивале, переливаясь светлячками-фонариками в ночи, в едином порыве поет на закрытии "улетают искры…", возникают грандиозные светлые чувства, которые трудно выразить словами…

Отталкиваясь от заключительных слов песни: "Что же будет с нашей песней? Ветер допоет…", задаю вопрос о настоящей и будущей судьбе авторской песни.

Вопрос этот серьезный, конечно! Есть сложности территориальные, нас дорога на самом деле разъединила - с 90-х годов. Сейчас дорого и сложно ездить. Но самое страшное, когда разрывается связь времен! А ребята связывают! "Станция Сибирь" - это замечательное явление - идеи старшего поколения - связать, увязать - воплощаются молодыми!

?А какие критерии оценок существуют сегодня в жюри и у вас лично?

Разногласия в жюри всегда будут, песенное творчество - это не точные науки. Я не против понятий чистоты жанра, но есть традиции, которые хотелось бы сохранять, хотя бы подход, потому что мы разговариваем песнями, разговариваем о важном для каждого, чтобы это все сохранялось, чтобы эта линия разговорности Визборовской, вот такой задушевной, условно-метафорически, сохранялась… У меня три критерия. Человек выходит на сцену, самое первое - не показать себя, а поговорить со мной… Не самолюбование перед слушателем! Я не люблю вообще слово "самовыражение"! Ну почему-то ни у Толстого, ни у Маяковского, скажем, у Блока не было этого! Я пишу, значит, я себя и выражаю, это автоматом! Главное, не себя выразить, на мой взгляд, а поведать что-то очень важное! Второе - о чем? Не о ерунде какой-то, не о частном, чем раньше грешили туристы, рассказывая о каком-то своем походе - кому-то это интересно, кому-то нет, а о жизни. Третий критерий - как это спето, как это рассказано, насколько точны слова песни, которые передают содержание. Ведь стихи - самая краткая речь для передачи смысла. Здесь уже можно работать, вот смысл мастерских!

?С кем из мастеров первой волны Вам удалось встретиться, и кто оказал, возможно, какое-то влияние?

Я был знаком почти со всеми. Вот с кем мне не довелось встретиться, так это с Галичем, с Высоцким, с Анчаровым… Пожать друг другу хотя бы руки. Был на концерте. Меня узнавали: здравствуй, Юра! Это и Окуджава, и Городецкий… С Кукиным мы вообще немало времени провели вместе.
В 90-е оказывались на одних фестивалях и в одном номере в гостинице. За все я благодарен! Иногда даже, понимаете, постоять рядом - это уже сильно влияет - самим присутствием.

Проза пишется. А стихи случаются… Эти слова Юрия Львовича отражают то необыкновенное состояние, когда строчки как будто слетаются с небес. Кто-то готов их поймать, кто-то нет! Все это мы ощущали на "малосольниках" авторов, когда не хотелось уходить даже в самое пекло. И даже шляпы с огромными полями не спасали. К слову, дресс-код был шляпный, с живописным конкурсом "Все дело в шляпе!" А еще был конкурс на лучший гимн слета. Один написала гостья из Экибастуза Райхан Абикеева - правнучка известного в Казахстане Естай-акына. Другой вариант представили активные риддерцы - Людмила Гришка, Алина Тайга (стихи) и Евгений Хайбулин (музыка): "Мы вместе, мы - сила! Пылаем и светим. Мы Мир создаем на любимой планете...". Евгений вообще разносторонняя личность: поет в казачьем хоре, участвует во всех народных славянских празднествах, пишет музыку и воспитывает дочь.

Любое значимое событие порождает неожиданное, но предполагаемое. Так, не только творческий союз сложился из известных фамилий талантливых поэтов Елены Бердюгиной и Александра Мещерякова, но и семейный. А любимец публики - веселый товарищ Олег Шимуда - в этот раз представил красивую песню "На тебя все ангелы похожи" - в союзе с Алиной Тайгой.

Он увидел мои стихи в группе "Поэты и музыканты", - рассказывает она. - Зацепило, понравилось... Попросил сделать более светлую историю. Работа продолжалась около месяца. И вот итог, на мой взгляд, неплохой. Незаменимые ведущие: Елена Гилева и Евгений Леонов, уже по традиции на ходу сочиняли изящные кричалки и представлялки, которые в этот раз были в теме - "Песни наших дорог".

Буквально через несколько дней большая группа из Усть-Каменогорска отправилась в Новосибирск на Обское водохранилище на фестиваль "Станция Сибирь", где к Юрию Лоресу присоединились другие знаменитые Мастера: Валерий и Вадим Мищуки, Александр Мирзаян, Ольга Чикина и Ольга Кузнецова. И наши авторы Елена Бирюкова и Михаил Родионов, пройдя через их мастер-классы, получили наивысшую оценку, стали дипломантами и попали на основной гала- концерт феерического фестиваля, подтвердив тем самым крепкие корни авторской песни на востоке Казахстана.

Фото:
Устинка LIVE
Следующая →