Усть-Каменогорск
пасмурно
-4°
  • Усть-Каменогорск
    -4°
  • Алматы
    +1°
  • Нур-Султан (Астана)
    -7°
  • Актобе
    -3°
  • Форт-Шевченко
    +10°
  • Атырау
    +5°
  • Караганда
    -8°
  • Кокшетау
    -5°
  • Костанай
    -5°
  • Кызылорда
    +3°
  • Павлодар
    -8°
  • Петропавловск
    -7°
  • Тараз
    +3°
  • Уральск
    +5°
  • Шымкент
    +7°
$
498.34
+3.47
519.72
-0.93
¥
68.79
+0.45
4.85
-0.06
Курсы Национального Банка РК

Звоните, если вы стали очевидцем происшествия, ваши права нарушены, или хотите поднять проблему

Алиментарный процесс: как суд ВКО простейшее дело в затяжное превратил

Жительница Усть-Каменогорска обратилась к Президенту РК с жалобой на служителей областной Фемиды

Газета / Алиментарный процесс: как суд ВКО простейшее дело в затяжное превратил
Фото:
Устинка LIVE

Семейные ценности. Что мы знаем о них, когда в угоду собственным убеждениям попираем основополагающие принципы человечности? Извечная борьба морали и безнравственности, эгоизма и долга, любви и ненависти - семьи распадаются, теплые чувства отходят на второй план, пропустив впереди себя правду иного порядка. Свою собственную.

2449 алиментщиков на момент написания статьи разыскиваются в Казахстане за долги. Среди неплательщиков как мужчины, так и женщины, разновозрастная группа. Такие данные приводит сайт Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генпрокуратуры. У каждого своя история, свое основание испытывать безразличие к собственному чаду, но в большинстве случаев Закон сурово карает за отцовскую или материнскую "забывчивость". У должников забирают квартиры, автомобили, водительские права. Это в идеале, хотя их количество все равно не особо-то и снижается. А что, если длань карающая по какой-то причине принимает сторону, противоположную от ребенка?

Судебные баталии

По крайней мере, именно о такой ситуации нам поведала жительница Усть-Каменогорска Алла Атмачиди, воспитывающая в одиночку пятилетнюю дочь. По словам женщины, по неведомой ей причине служители областной Фемиды превратили дело об алиментах в отношении ее экс-супруга в самый настоящий спектакль длиной в несколько актов.

Возможно, этот случай и не привлек бы наше внимание, если бы не несколько фактов, которые однажды имеют все шансы лечь в основу судебной практики в качестве пособия "Как усложнить элементарный процесс". Пусть у нас и не в чести прецедентное право, но данная методика, на взгляд автора, более чем примечательная, а значит, имеет право на то, чтобы стать достоянием общественности.

Свои претензии к судьям Алла Атмачиди изложила в жалобе на имя Президента РК Касым-Жомарта Токаева, но обо всем по порядку.

Алла рассказывает, что после развода с мужем не может взыскать с него средства на содержание дочери, хотя и прошла уже несколько кругов судебного ада. Сперва ее экс-супруг каким-то образом (спустя два года) отменил судебный приказ на взыскание алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка, который и без того не исполнял. После этого она подала исковое заявление и в двух инстанциях (первой и второй) доказала право своего ребенка на получение выплат на содержание от родного отца. Впрочем, это также не возымело нужного эффекта, и, по словам женщины, бывший благоверный продолжил игнорировать свои обязанности. Спустя четыре года после рождения дочери наступила очередь иска уже на взыскание неустойки, на момент подачи заявления долг отца перед своим дитем составлял уже порядка 10 миллионов тенге.

13 декабря 2021 года вынесено решение Усть-Каменогорским городским судом в мою пользу, и бывшему мужу присуждена неустойка в размере 7,5 миллиона тенге, - говорит Алла Атмачиди.

Вот тогда и началось самое интересное, дело дошло до Восточно-Казахстанского областного суда, ибо ответчик не согласился с требованиями бывшей супруги.

С первого заседания был виден негативный настрой по отношению ко мне со стороны председателя коллегии, - рассказывает женщина. - На первом заседании она оказывала на меня всяческое давление, на повышенных тонах принуждала решить вопрос медиативно, хотя я сразу обозначила свою позицию отказом. Заседание отложили на три недели.

В жалобе на имя Главы государства Алла Атмачиди приводит выдержки из судебного процесса, которые, как она пишет, произнесла судья: "Надеюсь, вы понимаете, что права несовершеннолетнего ребенка не всегда должны защищаться в рамках закона?". На ум почему-то приходит призыв Д'Артаньяна: "Господа, я предлагаю драку!"… Далее в цитате, чье авторство приписывается судье, идет трудно воспроизводимая игра слов, когда набор лишних оборотов лишь усугубил восприятие текста, его мы приводить не будем.

Это вообще что? Где я, мать, должна еще отстаивать права своего ребенка, если не в суде? - недоумевает Алла. - Мало того, что судебный приказ по алиментам был отменен якобы по причине того, что бывший муж, по его же словам, не знал о разводе, хотя собственноручно оплатил тогда гос-пошлину, так еще и тут что-то непонятное происходит. Более того, судья на заседании предложила неплательщику, вина которого доказана и установлена в ходе рассмотрения многочисленных исков, подать на уменьшение алиментных обязательств. Даже настойчиво потребовала у него объяснений, почему он этого еще не сделал.

К слову, чтобы определить размер неустойки, мать-одиночка отправляла запросы в российскую фирму, в которой трудился отец ее дочери. Спустя некоторое время тот уволился оттуда по собственному желанию с работы с зарплатой, исчисляемой шестизначной суммой (справка о доходах предоставлена в распоряжение редакции)…

Алла Атмачиди рассказывает, что на первом заседании, которое проходило в режиме онлайн, судья даже потребовала от судебного исполнителя отключиться, хотя кто, как не он, мог бы прояснить все спорные моменты, касающиеся его же непосредственной работы. Потом, по словам женщины, служитель Фемиды запросила все вступившие в законную(!) силу решения судов, чтобы что?..

И вдруг судья пересматривает все решения судов (процессы вел 21 судья), вынесенные и вступившие в законную силу в 2020 и 2021 годах, - продолжает женщина. - Не берет во внимание, что установлена и доказана вина бывшего мужа, его уклонение от ответственности по уплате алиментов. Не учитывает все мои доказательства и доказательства судебного исполнителя. А выносит решение о том, что 2018 год и часть 2019 года бывший муж проживал со мной, содержал меня и ребенка и ничего не знал ни о разводе, ни об алиментах. Заключение о проживании и содержании она делает по нескольким фотографиям, часть которых сделаны еще до заключения брака, а также по нескольким скриншотам переписки между мной и бывшим мужем.

В итоге сумму неустойки пересчитывают в сторону уменьшения, исходя из "доказательной базы". Проще говоря, по фотографии судья определила, что женщина была счастлива и имела крепкое мужское плечо, все время ее обеспечивающее. Во внутренние разборки семьи лезть, конечно, не будем, но делать выводы по фотографии?! Какая разница, кто с кем фотографируется, если есть решение суда о присуждении алиментных обязательств?

Примечательно, что после того как бывший муж отменил судебный приказ в октябре 2019 года, а я сразу подала иск на их взыскание, судьи городского и областного судов установили факт того, что он не жил в семье и не содержал ребенка и меня. Алименты были присуждены такие же, как и в отмененном судебном приказе, - пожимает плечами женщина. - Это сюр какой-то. Противоречие на противоречии, но никого это не волнует.

С чего такая поддержка человека, явно направленная против интересов ребенка?

А вообще выходит, что теперь любой желающий может взять фото с человеком, с которым когда-то общался, дружил, пил пиво и вместе ел, например, шашлык, и после этого утверждать, что имеет с ним отношения, сродни семейным?

Возмещению нет предела

Можно долго перечислять то, как одно судебное решение в этом нелегком семейном противостоянии антагонистично другому. Этот список достаточно объемен, учитывая, что даже российские суды выносили свои решения в пользу матери-одиночки, когда дело рассматривалось на территории нахождения ответчика на момент его работы в РФ.

По словам Аллы Атмачиди, когда супруг покидал их семейное гнездо, то снял с депозита все сбережения, на которые впоследствии осуществил дорогую покупку.

Он, будучи в браке, приобрел втайне автомобиль, а после расторжения, звонков судебного исполнителя и предупреждения о наложении ареста на движимое имущество, переписал его на друга, - продолжает свое повествование Алла Атмачиди. - Данная сделка была признана фиктивной в Усть-Каменогорском городском суде, и установлен факт того, что "автомобиль был реализован без согласия Атмачиди", а "оспариваемая сделка была совершена с целью уклониться от предстоящего раздела и исполнения обязательств по оплате алиментов". Это же подтвердили в областном суде.

Потом, по словам женщины, по достижении договоренности между бывшими супругами автомобиль все-таки продали, и все вопросы по его разделу разрешили. Но спустя несколько лет это авто опять стало камнем преткновения в семейном разделе имущества, и номинальный бывший владелец подал иск в суд с претензией, что Алла Атмачиди якобы продала его авто и не желает отдавать деньги. Ситуация донельзя странная, учитывая, что ранее суды уже утвердили нелегитимность сделки купли-продажи железного коня, признав ее мнимой. Впрочем, суд ему отказал.

Тогда мой бывший муж подает иск в суд на раздел имущества, - говорит женщина. - Но и здесь, разобравшись во всех хитростях и уловках, судья городского суда установил, что все это время автомобиль и принадлежал ему, а иск подан за пределами срока исковой давности - трех лет после развода. И веских причин восстанавливать этот срок судья не усмотрел.

Далее женщина рассказывает, что экс-член ее семьи подал на апелляцию, и судьи ВК областного суда отменили резолюцию горсуда, вынесли решение в его пользу. Женщине присудили выплатить долю бывшему мужу в размере почти пять миллионов тенге, тогда как половина от стоимости реализованного авто была тысяч на шестьсот меньше. За основу определения стоимости автомобиля взяли справку, предоставленную на процессе, инициированном псевдовладельцем. Но не это самое примечательное. Интересно то, что когда Алла, подчиняясь решению суда, изыскала необходимую сумму и отправила ее на счет бывшего супруга, деньги автоматически зачислились ей в счет погашения долга по алиментам. Счет-то у должника заблокированный. Ммм, схема…

Тут дело ясное, что очень темное. Семейные разборки и выяснение, кто кому и сколько должен, оставим бывшим супругам. Нас же просто заинтересовало то, каким образом можно было настолько затянуть, казалось бы, простейший гражданский процесс. Ребенок - в наличии, отец - в наличии, мать - воспитывает (в наличии), решение суда - не исполняется. Какие могут быть проблемы? А проблемы теперь могут быть у кого-то другого, ибо женщина действительно не намерена это так оставлять и уже отправила официальное обращение к Президенту РК.

Моей дочери 22 апреля исполнилось пять лет, а я все скитаюсь по судам, доказывая свою правоту в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан, что и было подтверждено 21 судьей Республики Казахстан и семи судьями Российской Федерации, - пишет в обращении Алла Атмачиди. - Анализируя эти два судебных разбирательства, я с уверенностью говорю, что здесь была явная личная заинтересованность судей. Эти судьи перечеркнули решения судов, имеющих законную силу, доказали и заставили меня поверить в то, что нет справедливости и нет правосудия!

Под знаком морали

Борьба с недобросовестными должниками и взыскание алиментов - одна из самых актуальных тем, требующих пристального внимания, поскольку охватывает различные аспекты общественных правоотношений. Как показывает статистика, в Казахстане немало разводов, и дети в основном остаются с матерями. Однако не все отцы выплачивают алименты на содержание своих детей, и это уже становится большой государственной проблемой.

А поскольку дети - это будущее страны, и, напомним, Президент РК заявил, что их благо превыше всего, то в данном конкретном случае очень остро встает вопрос морали. Родительской, судейской, житейской. Содержание ребенка - закрепленная законом обязанность родителей, абсолютно неважно, состоят ли они в гражданском браке, находятся в разводе или периодически проживают вместе, что каким-то непонятным образом подтверждается фотографиями (не видеозаписью длиною в несколько месяцев, наличием квитанций об оплате за коммуналку и судачеством соседей). Ребенка не должно волновать, какие у родителей друг к другу претензии - есть долг и взятое на себя с рождением нового члена общества обязательство, будь добр плати.

А суд должен быть объективным. Таков закон. Иначе какой смысл искать справедливость?

Следующая →