Усть-Каменогорск
пасмурно
+18°
  • Усть-Каменогорск
    +18°
  • Алматы
    +17°
  • Нур-Султан (Астана)
    +17°
  • Актобе
    +16°
  • Форт-Шевченко
    +16°
  • Атырау
    +19°
  • Караганда
    +16°
  • Кокшетау
    +17°
  • Костанай
    +16°
  • Кызылорда
    +25°
  • Павлодар
    +23°
  • Петропавловск
    +15°
  • Тараз
    +16°
  • Уральск
    +16°
  • Шымкент
    +16°
$
427.84
443.8
¥
63.02
6.67
Курсы Национального Банка РК

Звоните, если вы стали очевидцем происшествия, ваши права нарушены, или хотите поднять проблему

Автомобили времен Великой Отечественной в Усть-Каменогорске, и их история

За каждым экземпляром экспозиции идет длинная история: разработка, постановка на производство, эксплуатация в военное и мирное время

Газета / Автомобили времен Великой Отечественной в Усть-Каменогорске, и их история
Фото:
Устинка LIVE

Несколько лет назад в День Победы в Усть-Каменогорске проводили парады техники, образцы которой принимали участие в боях Великой Отечественной. Техника, прошедшая сотни и тысячи километров фронтовых дорог. Такие мероприятия неизменно привлекали множество горожан. Автомобили и бронетехника военного времени всем своим видом являли мастерство сборщиков и реставраторов. И сейчас есть возможность отследить этот торжественный показ при помощи ранее сделанных фотографий. История каждой модели весьма и весьма богата. Машины попадали на передовую по-разному. Мобилизованные водители, за каждым из которых был закреплен некогда гражданский автомобиль.

Автомобильные заводы, под бомбежками и в эвакуации продолжавшие непрерывный выпуск. Помощь союзников. С наступлением Великой Победы многие автомобили попали с фронта в народное хозяйство, долгие годы применялись на стройках, в городах и на селе. Одни машины сохранялись в изначальном состоянии, другие постепенно были собраны из многих частей разных марок. Некоторые экспонаты при создании музейной коллекции пришлось воссоздавать заново: увы, с течением времени исчезли последние подлинные единицы уникальной техники.

Самый массовый советский автомобиль тех времен: ГАЗ-АА производства Горьковского автозавода, грузоподъемностью 1,5 тонны, отсюда и прозвище: "Полуторка". По своей сути это далекий предок современной "Газели". Выпуск его был начат в январе 1932 года на автозаводе в городе Нижнем Новгороде, переименованном в том же году в честь писателя Максима Горького. В 1929 году началось строительство Нижегородского автогиганта, первого в стране автозавода столь крупного масштаба, созданного на основе технологий, приобретенных у Ford Motor Company. Северо-Американские Соединенные Штаты шли далеко впереди всего мира и по численности автопарка, и по количеству производимых автомобилей. Лидером мировой автоиндустрии были заводы Генри Форда, производившие простые и неприхотливые машины. Так был обусловлен выбор марки Ford для создания автомобиля, которому впервые в истории предстояло попасть в самые отдаленные уголки СССР. "Полуторка" ГАЗ-АА наряду с легковым вариантом ГАЗ-А для многих граждан Союза стала первым увиденным автомобилем в жизни. Не исключением оказался и Усть-Каменогорск, автомобилизация города стартовала именно с горьковских "фордиков", как поначалу их называли водители. С ГАЗ-АА началось широкое освоение профессий шофера и автомеханика. Затем эти же машины водители забирали с собой на фронт… ГАЗ-АА и дальнейшее развитие - ГАЗ-ММ производился вплоть до 1950 года и разошелся тиражом чуть менее миллиона экземпляров. На снимке 1943 года запечатлены ГАЗ-ММ, выезжающие из ворот завода ГАЗ. Внешне они отличаются от довоенных одной фарой, примитивными гнутыми крыльями вместо красивых штампованных и кабиной, выполненной из дерева. Все эти упрощения - следствие строжайшей экономии металла в военное время. Коллекционное собрание было представлено тремя единицами "полуторок". Это чудом сохранившийся довоенный образец и машины, собранные буквально "по кусочкам" из различных деталей. В кузове одной - "спарка" из пулеметов, другая задекорирована под "санитарку", третья - с пушкой в сцепке.

Трудяга "Захар"

"Трехтонка", по аналогии с "полуторкой" именованная в соответствии с грузоподъемностью - 3 тонны. Заводское обозначение - ЗИС-5. Серийный выпуск был начат в 1933 году на Московском автомобильном заводе имени И.В. Сталина. Завод ЗИС, фактически вновь выстроенный в начале 30-х - еще одно детище индустриализации наряду с заводом ГАЗ, ранее завод назывался АМО и в 20-е годы был первым, где в Союзе освоили серийную сборку машин. Предприятие в 1941 году было эвакуировано, как и многие заводы и организации Москвы. В эвакуации производство "трехтонки" развернули сразу на двух совершенно новых площадках: в городе Миассе Челябинской области, а также в Ульяновске. Так эвакуация Москвы дала жизнь поныне действующим автозаводам - "Урал" и УАЗ. Как выглядели первенцы этих предприятий? Не успели покрыть кровлей новые заводские цеха, как с территории Уральского ЗИСа и Ульяновского ЗИСа стали выходить новые машины. Выглядели они строже, нежели ЗИС-5 выпуска до 1942 года. Кабина, по-простецки обшитая вагонкой, одна фара, упрощенные крылья и кузов: все та же экономия ресурсов… "Захар", или "Захар Иваныч", как его с уважением называли шоферы, отличался удивительной прочностью, простотой, ремонтопригодностью и неприхотливостью. Разработанный специально для необъятных просторов Родины, ЗИС-5 был готов поглощать любое углеводородное топливо, имел колоссальный запас по нагрузке, чинился с помощью самых примитивных инструментов! Именно такой автомобиль был способен преодолеть все тяготы воинской службы и послевоенную разруху. После окончания войны, несмотря на появление новых моделей, его производство не прекращалось. Завод УралЗИС продолжал выпуск "трехтонки" в привычном ее виде и далее, вплоть до 1957 года, и его прямой потомок под названием "Урал-355М" сходил с конвейера Миасского автозавода аж до 1965-го! Иные экземпляры УралЗИСов можно было встретить на ходу и в 80-е годы.

Неудивительно, что с "донорами" для восстановления проблем не возникло. Парадная колонна в Усть-Каменогорске была укомплектована разнообразными вариантами "трехтонки". Базовые модели: довоенный образец ЗИС-5 с округлыми крыльями, вариант упрощенный - ЗИС-5В военного времени, а также "трехтонка" послевоенного выпуска. Модификации: топливозаправщик, автобус, грузовик ЗИС-6 с зенитной установкой, а также "Катюша".

Огненная "Катюша"

Страшный кошмар гитлеровцев, установка залповой реактивной артиллерии БМ-13 была принята на вооружение Красной Армии за день до начала войны: 21 июня 1941 года. Монтировали ее на самые различные базы, от грузовиков до танков и тракторов. Откуда же название "Катюша"? Вероятно, от названия термитного снаряда типа "КАТ", который применялся на установке БМ-13 и являлся наиболее смертоносным: температура в месте его взрыва достигала 4000 градусов. Самым запоминающимся образом "Катюши" стал вариант на шасси грузовика ЗИС-6. В таком виде установка производилась хоть и недолго, до эвакуации завода ЗИС в 1941-м, но уже наводила ужас на врага своей высочайшей результативностью в бою, будучи образцом массированности и внезапности. Основной базой для установки "Катюши" в военные годы оказались американские грузовики "Студебеккер", обозначение установки - БМ-13Н, "нормализованная" для размещения на "американце". Увидеть вживую можно лишь одну-единственную "настоящую", демобилизованную с фронта "Катюшу" первых выпусков на базе ЗИС-6. Находится она в Военно-историческом артиллерийском музее Санкт-Петербурга. Все прочие подобные установки на автомобильном шасси - копии в виде различного рода "автомобилей-памятников" с установкой БМ-13-16 уже послевоенного выпуска. В параде в Усть-Каменогорске участвовали сразу две "Катюши": одна - копия питерской подлинной, базирующаяся на ЗИС-6, другая размещена на "Студебеккере", чья кабина была восстановлена до фактически нового состояния.

Ленд-лиз в действии

Марка "Студебеккер" слабо известна на фоне автомобильных марок крупных концернов США. Прекратила свое существование еще в 1962 году, однако в Союзе стала самой известной маркой грузовика "Made in USA". Советский Союз узнал про нее с открытием ленд-лиза - поставок техники, сырья и припасов союзникам, наряду с марками "Виллис", "Додж", "Шевроле" и некоторыми типами из Великобритании и Канады. Но почему на слуху именно "Студер", как его называли фронтовики? По результатам испытаний выяснилось, что изделие, даже почти не состоявшее на службе в армии США, оказалось наиболее подходящим для починки в не столь "тепличных" условиях, как того требовали, например, британские образцы, как и для эксплуатации на низкокачественном горючем, наравне с "полуторками" и ЗИСами. Естественно, это отразилось на масштабах поставок. Так, в СССР было доставлено более 150 тысяч грузовиков типа Studebaker US6: это больше, чем общий годовой выпуск автомобилей в Советском Союзе за 1940 год! Кроме того, некоторое количество "Студеров" было собрано из машинокомплектов на заводах ГАЗ и ЗИС. "Студебеккер" стал основой для установок "Катюша" разных типов и в целом надолго врезался в память военных шоферов как простой и притом комфортный в управлении грузовик. Сложно было отказываться от "Студебеккеров" водителям, которые прикипели к ним за годы войны, но пришлось: по договору ленд-лиза требовалось вернуть уцелевшие машины в США. СССР возвращать все машины не стал, оставив многие экземпляры на службе в армии и на работе в хозяйстве. Так по стране после войны забегали сотни "Студеров". Именно Studebaker US6 запечатлен на уникальном послевоенном снимке строительства трубопровода Лениногорского каскада ГЭС: эти машины активно применялись и у нас в области. Обратный пример - тягачи-танковозы Diamond T 980. Тираж их был совсем невелик, по ленд-лизу в Союз поступили считанные единицы. Естественно, до наших дней такие машины не дошли. В праздничном шествии наряду с "Катюшей" участвовал уникальный экземпляр Studebaker US6 1944 года выпуска. Необычен он тем, что не имеет инородных деталей, оригинальное вообще все, вплоть до шин и латунной таблички изготовителя бортового кузова! Приобретен же этот образец был во Франции, судя по наклейкам на стекле. Что касается тягача Diamond T 980, в параде он тоже участвовал. Точнее, им оказался обычный советский КрАЗ с переделанной кабиной, крыльями и эмблемой в стиле "Даймонда". Некое внешнее представление о том, как когда-то выглядел данный тип грузовика.

Командирам - быстрый ход

Мобилизации в 1941-м подверглись и легковушки: офицерам и военным корреспондентам требовался соответствующий транспорт. Заметнее всего оказалась "эмка", автомобиль ГАЗ М-1, он же "Молотовец Первый" - Горьковский автозавод в те годы носил имя В.М. Молотова. М-1 ступила на конвейер в 1936 году, став заменой старому "фордику" - легковому ГАЗ-А. "Эмка", предтечей которой была очередная модель "Форда", оказалась "визитной карточкой" автомобилестроения СССР. Будучи выпущенной достаточно большим тиражом, она мелькала в кинохронике, фильмах и на старых фотографиях намного чаще, чем другие типы легковушек. Но на многочисленных уже выпущенных "Эмках" пришлось уйти воевать, немногие единицы остались в тылу. В том же 1941 году производство легковушек почти остановили. Штучно собирались лишь машины уникального типа: первый в мире серийный легковой автомобиль-вездеход ГАЗ-61 конструкции легендарного конструктора В.А. Грачева. Отличался он от "Эмки" всеми ведущими колесами, соответственно - повышенной проходимостью и предназначался для обслуживания военачальников: генералов и маршалов. В 1943-м со сборочной линии стали выходить машины с нарицательным названием "Русский Виллис": ГАЗ-67.Командирский вездеход, по военной классификации - легкий артиллерийский тягач являлся развитием ранней модели ГАЗ-64 конструкции того же В.А. Грачева. Примитивный открытый кузов без дверей, однако унификация с "полуторкой" сделала машину такой же надежной, стало быть - любимой шоферами. Производился 67-й уже под названием ГАЗ-67Б вплоть до 1953 года. Многие машины этого типа после списания попадали в частные руки и эксплуатировались еще многие десятилетия. Что же касается "Эмки", после войны ее выпуск был возобновлен, но ненадолго. Вскоре ее сменила машина со звучным именем собственным - "Победа". ГАЗ-67Б послевоенного образца являлся головной машиной современного усть-каменогорского парада, с неизменно развевавшимся армейским знаменем. Имелся в колонне и ГАЗ-61, "воссозданный" из чудом спасенного кузова от гражданской "Эмки" и ходовой части от ГАЗ-67Б. Также в музейном собрании имеется автобус на базе "полуторки" с прямоугольными раструбами на крыше, своего рода "агитмашина". Обозначение - ГАЗ-03-30. Этот тип был скорее служебным автобусом, на фронт попадал как штабный транспорт и как "санитарка", однако в маленьких городах работал на маршрутах, своего рода первая советская маршрутка. В 1949 году именно ГАЗ-03-30 оказались первыми автобусами в Усть-Каменогорске, запущенными по маршрутам на Защиту и на Аблакетку.

Конечно же, следует упомянуть и о бронетехнике, которая также выставлялась на День Победы. Это легендарная "Тридцатьчетверка" Т-34-85, легкий танк Т-60, прозванный гитлеровцами "Саранча", танк еще довоенных времен Т-26, а также бронеавтомобили. Память о подвиге участников Великой Отечественной войны будет храниться всегда. Как и память о когда-то известных всем названиях машин, на которых воевали на фронтах и на которых работали в мирное время шоферы, вернувшиеся с войны героями. "Студер", "Полуторка", "Трехтонка" и многие другие. Судьбы людские будто переплелись с судьбами машин. Потому-то и оказалось важным, что хоть немногие заботятся и заботились о сохранении исторической техники для ее демонстрации всем желающим. Быть может, еще найдутся специалисты, которые продолжат начатое.

Фото:
Устинка LIVE
Следующая →