Усть-Каменогорск
ясно
+14°
  • Усть-Каменогорск
    +14°
  • Алматы
    +16°
  • Нур-Султан (Астана)
    +20°
  • Актобе
    +21°
  • Форт-Шевченко
    +21°
  • Атырау
    +22°
  • Караганда
    +16°
  • Кокшетау
    +19°
  • Костанай
    +20°
  • Кызылорда
    +26°
  • Павлодар
    +16°
  • Петропавловск
    +19°
  • Тараз
    +18°
  • Уральск
    +20°
  • Шымкент
    +20°
$
447.4
-1.49
477.55
-0.38
¥
61.81
-0.21
4.76
Курсы Национального Банка РК

Звоните, если вы стали очевидцем происшествия, ваши права нарушены, или хотите поднять проблему

"А.Л.Ж.И.Р". Громкая премьера года прошла в Усть-Каменогорске

Спектакль посвящен женщинам - жертвам сталинских репрессий, в постановке заняты три труппы театра: русская, казахская и молодежная

Газета / "А.Л.Ж.И.Р". Громкая премьера года прошла в Усть-Каменогорске
Фото:
Устинка LIVE

Спектакль начинается под стук колес, с движения поезда - трансформеры потом превратятся в лагерные казармы. Под свет прожекторов, лай собак из зрительного зала охранники гонят испуганных, согбенных женщин… Мгновенно ты погружаешься в атмосферу жестокого времени. Начальник лагеря (актер С. Астраханцев) выносит вердикт: "Забудьте свои имена! Вы никто! Нет, вы - враги народа, жены изменников Родины!"

А.Л.Ж.И.Р. был открыт в 1938 году в селе Малиновка (сейчас село Акмол) с официальным названием - 17е женское лагерное спецотделение Карагандинского ИТЛ.

В нем отбывали наказание сроком от 5 до 10 лет не простые женщины, а жены, матери известных личностей, такие как Наталья Сац (создатель первого музыкального детского театра), сестра и невестки маршала Тухачевского, матери Майи Плисецкой, Булата Окуджавы, писательница Галина Серебрякова (актриса Н. Снегирева), Надежда Каландадзе-Мисабишвили (актриса А. Латфи), в народе любимая певица Лидия Русланова (актриса М. Соколова). Все было рассчитано на психологический слом: если так с такими личностями поступают, то с нами - простыми людьми - что будет?! Машина репрессий была запущена ради устрашения народа, которым в таком состоянии легче управлять. Потрясает своей циничностью приказ Сталина о том, чтобы создавать заключенным невыносимые условия, с применением насилия, унижать, оскорблять... Что мы и наблюдаем в натуралистичных мизансценах спектакля, который поставил 28-летний Абай Даулетулы.

Реалии ужаса

Зал на премьерах в театре был переполнен, успех оказался колоссальным. Почему же молодой режиссер осмелился на такую постановку? Он сам стал и автором сценария.

Эта тема очень близка мне. Я родом из Астаны, где рядом находился лагерь А.Л.Ж.И.Р., - отвечает на мой вопрос Абай. - Я хотел показать нынешней молодежи, что было в то время такое горе, чтобы живущие сегодня не забывали об этом. Чтобы помнили - это наше прошлое, наша история - ее нельзя забывать! Это основная цель спектакля. Конечно, были бессонные ночи, переживания. Я ездил в лагерь, работал с документами, расспрашивал местных жителей. Сложный был процесс выбора героев. Вначале у меня была задумка использовать выдуманные имена, так легче для творческой фантазии. Не хотел быть привязанным к историческим фактам. Но оставил женщин, реально отбывавших срок в лагере, потом искал материал, как у них складывалась жизнь до и после заключения. Работал в целом 9 месяцев. И два месяца репетиций, в непростых условиях, когда нужно было находить время общее, свободное для всех актеров.

Надо отметить, что в спектакле заняты три труппы театра: русская, казахская и молодежная, что накладывает еще большую ответственность на режиссера. И в работе с актерами он разработал особую тактику. Во-первых, погружал в материал просмотром документальных фильмов, дал каждому актеру задание составить подробную автобиографию своего персонажа, по сути, стать его адвокатом, психологически войти в образ. Более того, проводил специальные тренинги, чтобы актрисам потом не было тяжело "жить" на сцене. Заставлял мужчин - конвоиров, охранников кричать на женщин, толкать, грубо обходиться, приближая к реалиям того ужаса, которым был наполнен А.Л.Ж.И.Р. И это, по мнению зрителей, создало поразительный эффект сопричастности, когда забываешь, что это театр…

Когда охранники стояли в зрительном зале и ты был как бы среди них, у кого-то зазвенел телефон. Актер резко среагировал - фонариком осветил его: быстро убери! Получилось, будто бы к нему как к заключенному обращаются, - делится своим восприятием спектакля Лариса Козловская. - Я приехала из Москвы, стала ходить в наш театр, мне очень понравилось. Но этот спектакль выбивается из всех постановок - за душу берет! Сидела и ревела… Радует, что в зале было много молодежи, что остро и правильно реагировали на все выпады, которые происходили на сцене по сюжету, - продолжает Надежда Степанчук, известный общественный деятель ВКО. - Таких аплодисментов в театре я не слышала давно. Значит, все поняли суть и передачу актерами темы спектакля, и сама игра была яркой, достоверной. Много интересных режиссерских находок. Особенно эпизод с Руслановой, которая подняла дух истощенным допросами, пытками, работой женщинам. Она уже своим присутствием украсила спектакль. Кто не знает песню "Валенки"? Этот высокий голос, свое-образный, не похожий ни на какой другой голос всемирно известной певицы. Но эта веселая песня о любви так контрастировала с тем, что происходило в это время на сцене. Марина Соколова сыграла с душой, на одном порыве.

На робах узников лагеря были нашиты номера (в спектакле тоже). До отказа Руслановой выступать перед НКВДшниками ее называли уважительно Лидия Андреевна. Но после фразы "Птичка в клетке не поет" она стала как все - номером без имени - 2213. И когда Лидия Андреевна была реабилитирована, то они с мужем долгое время ездили на птичий рынок в Москве, скупали птичек и выпускали на свободу…

Мы не играли ­ мы жили…

Актриса Аяулым Турусбекова представляла жену Сенжара Асфендиярова - первого профессора Казахстана, ученого, наркома здравоохранения Казахской АССР.

Сложная тема: никого нельзя задеть, обидеть, в коротком сценическом времени вместить свою эту боль, все, что пережили эти женщины! Не дай Бог этому повториться! - говорит Аяулым. - Мы не играли! Мы старались жить. Актриса старшего поколения Алла Латфи не понаслышке знает об участи карлаговцев.У меня бабушки, дедушки проходили через репрессии, - вспоминает она. - Не любили об этом говорить, но все же, когда я выросла, краешком уха чуть-чуть коснулась этой истории. Мне это ближе, понятнее… Нельзя забывать уроки истории, какие бы они ни были - и хорошие, и вот такие плохие!

Сегодня в Казахстане, как в других театрах мира, есть практика приглашать на сдачу значимого спектакля ведущих критиков. Они сами выбирают: ехать или нет. К нам приехали из Алматы! Анар Еркебай и Бакыт Нурпеис. В целом спектакль им понравился. Анар Еркебай отметила серьезность и актуальность темы, колоссальный объем работы: в написании материала, в постановке - с участием трех трупп театра, работу с актерским ансамблем, где представлены несколько поколений артистов. Что спектакль претендует на участие в театральных фестивалях. Над некоторыми шероховатостями надо еще поработать Абаю, что вполне объяснимо - человек только начинает писать, реализовывать себя на этом поприще.

Хорошо бы знать непросвещенным зрителям (не все сильны в истории) о личностях выдающихся мужей узниц А.Л.Ж.И.Р.а. Среди них Турар Рыскулов - казахский государственный и политический деятель, дипломат, яркий представитель казахской интеллигенции, борец за права тюркских народов, создатель общества "Бухара" (Революционный союз Казахской молодежи). По его инициативе в Казахстане была построена Туркестано-Сибирская железная дорога, развивалась угледобывающая и металлургическая промышленность. Он тот человек, кто осмелился писать письма Сталину о голодоморе казахского народа в 1932-1933 годах. Темирбек Жургенов - министр просвещения Казахской ССР. При его участии были изданы на казахском языке произведения Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Льва Толстого, Горького и других писателей. Создать знаменитую оперу "Кыз-Жибек" Брусиловскому предложил именно он. Беимбет Майлин - писатель, драматург, один из основоположников казахской советской литературы. Жумат Шанин - казахский советский режиссер, драматург, основатель национального профессионального театрального искусства.

Первый народный артист Казахской АССР.

100 человек - 100 мнений будет! Каждый имеет право на свое… Именно мелодраматические эпизоды, которые мучительно выбирал Абай Даулетулы (с 2.40 минут сократил спектакль до 1 часа 50 - почти вдвое!), придают сотворенному тремя труппами (здесь и звукорежиссер, художник по костюму, хореограф, мастер света) невероятную достоверность пережитого. Это сцена юной узницы - балерины Фрейи Карл (актриса А. Амангельдынова), когда ее пуанты растаптывает безжалостная надзирательница (актриса С. Степанова). А от насилия конвойного ее же спасет известная писательница Галина Серебрякова. Она приносит всем булку хлеба, что означает 4 пайка - 4 изнасилования. За годы существования А.Л.Ж.И.Ра на его территории было рождено 1507 детей…

А уже ставшая хрестоматийной трогательная история с куртом, когда казахские дети им забрасывали узниц, чтобы те спаслись от голода. Летели в зал не доставленные до дома письма с грифом "вскрыто военной цензурой"... И просто мощнейшая по воздействию сцена с письмами детей к матерям, с их тонкими милыми голосочками: "Мамочка, солнышко, мы тебя ждем!".

Установленный микрофон, который так непонятно мешал вначале, оказался открытым микрофоном - микроном совести, когда конвоиры говорят о том светлом (запретном!), что может их еще оправдать… И просто душу раздирающая сцена, когда соединяются в молитве женщины - христианки и мусульманки. Беда была общая на всех, невзирая на национальности, вероисповедания. И в каких бы нечеловеческих условиях ты ни был, если ты с Богом, ничего не страшно.

P.S. С 1997 года в Казахстане отмечается День памяти жертв политических репрессий - 31 мая. Именно в этот день вы можете посмотреть премьерный спектакль в областном драмтеатре, который как набат из прошлого в настоящее. Через А.Л.Ж.И.Р. прошли этапом свыше 18 тысяч женщин. 17­е женское лагерное спецотделение было закрыто в 1953 году.

Фото:
В.Иванов / Устинка LIVE
Следующая →