Усть-Каменогорск
ясно
+6°
  • Усть-Каменогорск
    +6°
  • Алматы
    +10°
  • Нур-Султан (Астана)
    +11°
  • Актобе
    +20°
  • Форт-Шевченко
    +21°
  • Атырау
    +24°
  • Караганда
    +8°
  • Кокшетау
    +11°
  • Костанай
    +13°
  • Кызылорда
    +20°
  • Павлодар
    +7°
  • Петропавловск
    +12°
  • Тараз
    +14°
  • Уральск
    +21°
  • Шымкент
    +17°
$
443.35
-0.87
475.54
-0.84
¥
61.18
-0.13
4.82
Курсы Национального Банка РК

Звоните, если вы стали очевидцем происшествия, ваши права нарушены, или хотите поднять проблему

Репортаж: Как работает спецшкола в ВКО и чем живут ее воспитанники?

Уникальной спецшколе-интернату для детей с девиантным поведением города Серебрянска исполняется 20 лет

Газета / Репортаж: Как работает спецшкола в ВКО и чем живут ее воспитанники?
Фото:
Устинка LIVE

Воспитаннику специализированной школы для детей с девиантным поведением Дмитрию (здесь и далее имена детей изменены по этическим причинам) 16 лет. Он прибыл сюда по решению суда почти год назад. Взгляд у подростка такой, словно он уже прожил жизнь – это глаза взрослого человека, но никак не тинейджера…

КГУ "Областная специальная школа-интернат для детей с девиантным поведением" УО ВКО в городе Серебрянске была открыта в 2002 году. 25 апреля учреждению исполняется 20 лет. Как работает учреждение, чем живет и кто его воспитанники? Мы побывали в спецшколе, встретились с детьми, пообщались с педагогами.

Воспитанников здесь немного – всего 26, в среднем бывает 23-30, это школьники в возрасте с 11 до 18 лет. Ребята пребывают здесь от одного месяца до года по решению суда. За этот короткий срок педагоги, воспитатели и психолог должны скорректировать их поведение и "наставить на путь истинный".

Как рассказал один из воспитанников - Дмитрий, это уже вторая спецшкола, в которой он оказался…

У меня "условка" была - два года за тяжкие телесные, до этого были угон, кража, разбой, - делится подросток. – Я уже бывал в спецшколе, но в другом городе. К 30-летию независимости была амнистия, условный срок сняли, и вот я оказался здесь. Как объяснили, мне дали еще один шанс исправиться.

?А как так вышло, что пошел по наклонной?

Связался с плохой компанией…Дружба с "гопотой" многих детей привела в эти стены. Наверное, к счастью. Драки, грабежи, разбой, наркотики и алкоголь – вот что видели некоторые здешние воспитанники до того, как попали в спецучреждение.

Теперь Дима хочет учиться дальше. Это здесь он получил профориентацию. Сейчас парень считает дни, чтобы скорее вернуться в родной Костанай - к маме и сестренкам. Он в семье старший.

Я все осознал. Мне дали шанс, и я надеюсь, у меня получится им воспользоваться.

?Ты ведь понимаешь, что для этого необходимо оборвать все старые связи?

Да. Я готов к этому. У меня есть планы на будущее. Хочу стать сварщиком и хорошо зарабатывать.

?Какие предметы тебе нравятся?

Физкультура и английский.

Мы поддержали Димино стремление к изучению иностранного языка и покорению сварочного аппарата. И искренне пожелали ему успехов во всем. Правда хочется верить, что у парня дальше жизнь сложится лучшим образом, если он пойдет по новому пути, а не вернется на скользкую дорожку.

Дима - один из немногих, кто здесь сегодня находятся. Немногих, потому что ювенальная юстиция сейчас мягка по отношению к преступившим закон несовершеннолетним, и их редко отправляют даже в подобные спецшколы. Сегодня здесь живут и учатся лишь двадцать с лишним ребят. А бывали времена, по словам заместителя директора по учебной работе Ольги Егориной, когда доходило до 141 при расчете мест на 120 детей.

Дети к нам попадают ершистые, как ежики колючие, - рассказывает Ольга Анатольевна. – Поначалу присматриваются к нам. Но когда понимают, что мы на их стороне, лед тает и они раскрываются. В основном это ребята из неблагополучных семей, где родителям просто не до их контроля и воспитания…

Многие, да что греха таить – все ребята – талантливы, они и рисуют, и занимаются квиллингом, и пишут стихи, и танцуют, и поют, и участвуют в различных соревнованиях и конкурсах. Это такие же дети, как и за периметром забора спецшколы, куда им без сопровождения воспитателя выход запрещен. Только до сих пор они никому (ни близким, ни учителям в школах) не были нужны в полной мере, а здесь почувствовали себя наконец востребованными, индивидуальными, невероятно творческими и, что немаловажно, умными и способными к учебе детьми.

К нам ребята попадают даже без элементарных навыков, - говорит педагог-историк Алена Семенюк. – Некоторые читать-писать не умеют. Наша задача не просто вложить в голову знания (это невозможно, если ребенок в школу не ходил), а показать и объяснить, что учеба - это несложно! Это интересно!

На уроке у Алены Евгеньевны сидит всего одна ученица – девятиклассница Аня.

Я сплю и мечтаю скорее проснуться дома, - говорит девочка. – Если бы все вернуть назад, я бы так ни за что не поступила. Я бы не прогуливала уроки, не сбегала из дома…

Для Ани расписана индивидуальная программа занятия, загруженная в монитор интеллектуальной доски. Девочка любит историю.

Поначалу они даже к доске, к карте выйти боятся и говорят, что им это никак не осилить. А потом мы в конкурсах участвуем и места занимаем, - улыбается Алена Семенюк. – И оказывается, что история у казахского народа невероятно интересная!

Во время экскурсии по зданию мы обошли все этажи. Первый – административный, на втором находятся классы, в которых проходят занятия, на третьем – комнаты девочек, на четвертом – вотчина мальчиков. Всюду чистота и порядок, стены и столики в комнатах, где всего по две кровати, украшают различные поделки и картины – все это сделано руками воспитанников.

Проходя по этажам, видим роспись на стенах – дело рук творческих ребят.

Мы дали им волю украсить свой этаж, как они хотят, - поясняет заместитель директора по воспитательной работе Саркыт Давлетова. – Их творчество мы не ограничиваем, наоборот, даем раскрыться всесторонне.

Это заметно! На этаже девочек на стенах красивые зеленые деревья, у мальчиков – затаившийся перед прыжком тигр, выполненный в графитовом цвете. В холлах, где можно приятно провести время за просмотром телевизора или чтением книжек на диванах и в креслах в неурочные часы, стоят огромные – почти в человеческий рост – цветы.

Эти цветы дети выполнили на занятиях по технологии, - рассказывает Саркыт Каримовна по пути в библиотеку.

Библиотека здесь маленькая. Но в ней есть все необходимое по программе обучения. По словам ее хранительницы Марины Стульба, ребята в основном интересуются фэнтези и современными романами, классика волнует немногих. Читают дети и популярные журналы. В спецшколе будут рады принять книги в дар. Тем более что очень мало тут изданий на казахском языке. Они нужнее всего.

На обратном пути заходим к воспитателю Ольге Чистяковой. В период ковидной пандемии педагоги-воспитатели жили здесь сменами по две недели, не видя семью. Занятия тем временем проходили в онлайн-режиме. За этот период они очень прониклись к детям, что видели многое.

И их истерики, и ссоры, и как негатив вплескивают… Тут же "гасим" все это, выводим на диалог, учим урегулировать конфликты спокойно, - рассказывает Ольга Николаевна. – За короткий период, что они здесь находятся, и дети к нам прикипают, и мы к ним. Прощаемся - плачем...

?Я заметила интересную методику у вас на страничке в соцсети – беседа в круге, в полутьме, со свечой. Для чего такой метод?

Это "разговор с зеркалом", - поясняет педагог-воспитатель. - У нас много методик, чтобы работать с такими детьми. В основном это дети, которые находились в трудной жизненной ситуации, стояли на внутришкольном контроле, имели приводы в полицию. Они полны внутренних проблем и противоречий. У них и здесь между собой бывают разногласия. Я сажу детей в один круг, прошу каждого зажечь свечу и рассказать, что бы он сейчас хотел сжечь в ее огне. И они делятся наболевшим. Поначалу молчат, стесняются, а потом говорят, и им становится легче, и те, кто рядом, понимают, что, по сути, у них одинаковые проблемы, в этом плане они товарищи по несчастью. Это сплачивает, дает возможность понять не только самих себя, но и окружающих.

?А был в практике сложный случай? Что вот "орешек долго не кололся", а помогло что-то неординарное?

И такое было. Один мальчик к нам приехал очень агрессивный. Мог даже на педагогов кричать. И так к нему и эдак пробовала подступиться – никак. Спросила однажды: "Ты в компьютерах разбираешься? Я хочу скачать музыку и не могу". Попросила помочь. разговорились. Говорит мне: "Вы рок слушаете?" Ответила: "Слушаю". "А Rammstein слышали?" А я его в юности слушала и сейчас не против. Вот и сошлись мы с ним на почве музыкальных предпочтений. Кто бы мог подумать, но в тот момент открылась маленькая дверка к душе ребенка, и дальше мы смогли наладить контакт, слушая вместе музыку, и это в последующем помогло в процессе корректировки поведения.

В школе есть все необходимое, ребята заняты в огороде в весенне-летний и осенний периоды, летом отдыхают на Бухтарминском водохранилище в лагере, занятия во время учебного года расписаны по часам. Здесь строго соблюдается режим. Не хватает лишь спортивного зала. И отдельного помещения для него нет. Нужно строить. В районе о проблеме знают, но пока решения нет. Стадион есть, но круглый год здесь спортом не позанимаешься. Не помешали бы и лаборатории по химии и физике – оснащение в учебе значит немало.

Плюс ли минус ли, считать не нам - есть те, кто возвращаются в стены спецшколы.

Нас ругают, вроде как это наша вина и недоработка, но в том нет нашей вины, - считает Саркыт Давлетова. - Дети просто снова приходят в среду, где они не нужны. И потому их так тянет назад, где они чувствуют заботу и поддержку.

Это социум сделал из них "трудных". Да, в классе много учеников, и одному-двум, которым в силу семейных обстоятельств нужно чуть больше внимания, учителю его, увы, уделить не удается. Но о чем думают одноклассники? Почему дети так жестоки? Дразнят за ношеную и чуть малую одежду, за стоптанные ботинки и помятый вид. Оттого и нет желания идти в школу, и ребенок возвращается в среду, из которой его вынули, чтобы поместить в спецшколу, потому он снова идет по наклонной. Если бы все люди понимали это, как педагоги спецшкол. Но увы… Забота и поддержка – вот все, чего не хватает этим детям, вот все, что не может дать им общество и, увы, некоторые родители. Но иногда есть истории со счастливым концом. И родители исправляются, и чада их становятся послушными и после звонят и рассказывают, как сложилась их жизнь и как они создали новые семьи. Да, здесь поддерживают связь с воспитанниками. Тут работают люди, которым не все равно. В их числе и директор Кабдулла Чукмайтов, который стоял у истоков открытия спецшколы и по сей день ею руководит.

Дети, которые к нам попадают, запущены в социальном и учебном плане, - отмечает Кабдулла Касымбекович. – Наша задача – восстановить их знания и, кроме того, отладить воспитательный процесс так, чтобы дети осознали свое поведение вне стен нашего учреждения, чтобы поняли, как они будут дальше жить. И что важнее всего – результаты у нас хорошие! Более 90% детей встают на правильный путь. Мы отслеживаем, кто где учится и кто чем занимается. Мальчики в армию идут - мы знаем, где они служат, девочки в колледжи поступают - мы знаем, какие специальности они выбрали. Все они становятся более воспитанными, что-то хотят делать на благо общества и для себя, для своей лучшей жизни.

Кабдулла Чукмайтов делится, что за двадцать лет выпускники спецшколы достигли многих результатов – обзавелись семьями, купили жилье, кто-то ездит на хороших авто, некоторые даже имеют свой бизнес. Они устроены в жизни, а это самое важное. Значит, все было не зря.

Они пишут нам, вот я такой-то, помните меня? А вот я кем теперь стал! – говорит директор спецшколы. - Хвалятся заслугами. И мы искренне радуемся, ведь это и наши дети, в этом и наша заслуга. И рассказываем нынешним воспитанникам о таких примерах. Это им необходимо для стимула. Есть у нас и те, кто пошли учиться в вузы, то есть ребята получили и получают высшее образование. Есть парни, оставшиеся в армии по контракту. Это все работа наших учителей. У нас педагоги высшей категории! За 20 лет, я считаю, мы достигли совершенства в воспитательном процессе. Для нас главное, чтобы ребенок, выйдя обратно за забор, нашел свое место в обществе, нашел себя и прожил свою жизнь достойно и правильно. И многие так и живут. От этого радостно!

Хотелось бы, чтобы дети не знали, что такое спецшкола. Но еще раз, увы, жизнь устроена так, что как раз в период с 11 до 18 лет подростки начинают познавать этот мир, становятся взрослыми, и оказывается, что не так уж он и прекрасен, каким казался раньше. Вернуть веру в мир, в себя, в людей, в то, что все возможно и ничего не потеряно, помогают в стенах спецшколы. И мальчишкам и девчонкам, что мы видели, на наш взгляд, повезло оказаться именно в Серебрянской спецшколе. Тут верят, что плохих или трудных детей не бывает. Все дети – хорошие!

Фото:
Устинка LIVE
Следующая →