Этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP адресах и местоположении). Это необходимо для функционирования сайта.
Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.
Что общего между пущенными на реконструкцию автотрасс бюджетными деньгами и реальным состоянием асфальтовых полотен в городе?
В Усть-Каменогорске разгорается очередной разрушительный скандал, сулящий нынешнему руководству областного центра массу проблем. Ну или море, если посмотреть на то, как автолюбители рассекают по улицам города, проваливаясь в дорожные ямы, заполненные талой и дождевой водой. Утопая по бампер и теряя на ходу диски, шоферы нелицеприятными эпитетами поминают горадминистрацию, сравнивая улицы облцентра с дорогами в зоне боевых действий.
Что общего между потраченными на реконструкцию автомобильных дорог в Усть-Каменогорске бюджетными деньгами и реальным состоянием асфальтовых полотен в городе? Едва ли не сквозные дыры, которые из года в год только ширятся и углубляются.
То ли в снег этой зимой Небесная канцелярия решила добавить едких веществ, то ли так было задумано, но асфальт действительно начал сходить на некоторых улицах города, словно сахарный. Проехавшись по областному центру, ужаснулись увиденному - весеннее таяние, словно "ковровые бомбардировки", след оставило прямо-таки катастрофический. Жители массово начали засыпать официальные аккаунты госорганов обоснованными претензиями, получая в ответ публикации в соцсетях о запланированных масштабных строительно-дорожных работах и требования оплатить в срок до 1 апреля налог на транспорт. У нас-де в области задолженность по поступлениям в бюджет от автовладельцев составляет 540 миллионов тенге. Может, поэтому дороги в столь плачевном состоянии, что денег не хватает на их реконструкцию? Да ну нет…
В этом году, согласно "Перечню инфраструктурных дорожных проектов для реализации в рамках Дорожной карты занятости по г. Усть-Каменогорску на 2022 год" (документ предоставили в городском маслихате), только на средний ремонт 22 участков дорог запланировано потратить один миллиард 833 миллиона 127 тысяч тенге. Сумма впечатляющая, а список запланированных ремонтных работ так вообще вызывает уважение, если ознакомиться с ним поближе. Вот только достойна ли доверия вся эта бюджетная "свистопляска", учитывая прошлые огрехи и неоправданные ожидания?
Взять хотя бы запланированный "Средний ремонт ул. Тимофеева в мкр Бабкина мельница" (данные из того же перечня, предоставленного гормаслихатом), который обойдется госказне в этом году в 183 миллиона тенге (возможна корректировка бюджета). Так вот, местные жители клятвенно уверяют, что дорожные работы на основной улице их микрорайона проходят ежегодно, только толку от этого мало. А если еще вспомнить, что разметку наносят практически под зиму, которая уже с первыми лучами весеннего солнца, словно раздавленная местами змея, спешит сползти с дороги, то душевный диссонанс обеспечен. Таких проектов, не прошедших испытания временем, по Усть-Каменогорску хватает. И дело вряд ли тут в погодных условиях, возможно, просто у кого-то мозг "заточен" под другие цели.
В прошлом году на средний ремонт улицы Аязбаева от улицы Тогас до улицы Мелиораторов потратили 278 839 285 бюджетных тенге (фактическая сумма договора без учета НДС, данные с портала госзакупок), а в этом уже зазвучали первые большие претензии от жителей села Ахмирово.
Средний ремонт предполагает, мягко говоря, убрать старый асфальт и положить новый. Но в данном случае в нарушение договора и техспецификации была проведена реконструкция дороги, то есть добавлены еще две полосы. Без согласования с соответствующими организациям, без ПСД, геодезической съемки и геологических изысканий, что, естественно, повлекло проведение работ без учета новой ливневой канализации и близости "красной" зоны к дороге, - пишет руководитель филиала РОО "Әділдікжолы" в ВКО Адиль Пшенов, ссылаясь на местных жителей, жалующихся на подтопления своих территорий из-за похороненной под асфальтом ливневки.
Он также обращает внимание на то, что сумма, выделенная на этот участок дороги, в несколько раз превышает стоимость аналогичных работ на других направлениях. Например, на дорогу протяженностью в 1,7 километра в селе Карасу Тарбагатайского района было выделено всего 38 миллионов тенге.
Здесь причинен материальный и моральный ущерб жителям, и усматривается определенная коррупционная схема, - уверен правозащитник.
А что насчет среднего ремонта на улице Тракторной, обошедшегося бюджету в 162 с половиной миллиона тенге? Тут, наверное, снег так упорно чистили, что часть дорожного покрытия просто "съели". Кстати, об этом: в прошлом году средства, заложенные на "Работы по содержанию автомобильных дорог" (когда снег аккуратно убирают, за сохранностью и отсутствием наледи следят, а также оказывают другие коммунальные услуги городским артериям), составили один миллиард 320 миллионов 742 тысячи тенге (данные с сайта госзакупок), до конца этого года сумма предмета договора на эти же услуги, заключенного между городским ЖКХ и КГП на ПХВ "Таза Өскемен", составила один миллиард 617 миллионов 273 тысячи тенге.
Но котлеты отдельно, мухи - туда же. Улица Шаяхметова в Согре буквально сама себя в пищу употребляет, несмотря на недавно сделанную реконструкцию. Кусок Грейдерной, которому почему-то не повезло попасть под полную реставрацию, встречает автолюбителя рытвинами и мрачностью усть-каменогорского бытия - оставь свой диск, всяк сюда въезжающий! Раз коснулись Защиты, то упомянем, что жители улицы Спасской (здесь прямо рифма просится) давно просят отремонтировать то недоразумение, которое порой дорогой кличут.
В поселке Мирном на улице Мостовой тоже яма на яме - этот долгострой обещали доделать уже в ближайшее время, как и улицу Космическую, что своим видом еще с прошлого года выражает уже полное безразличие к происходящему марафону косяков. Кстати, на Мостовую было выделено 65 с половиной миллионов тенге, а на Космическую - 40 с половиной миллионов тенге, суммы подрядчиком освоены еще не были.
Улицы Чехова, Михаэлиса, Алматинская, К. Батыра, проспект Шакарима… Список можно продолжать очень долго, но был бы смысл.
В текущем году запланирован средний и ямочный ремонт дорог в Усть-Каменогорске. Ремонтные работы начнутся при установлении соответствующих погодных условий. На данный момент в качестве временной меры предприятием "Таза Өскемен" ведется забивка ям, - отвечают на колкие комментарии в городском Отделе ЖКХ, а что им, в принципе, еще остается?
Ощущение, что у нас не автотрассы, а депозитные ячейки какие-то, с опцией непрерывного пополнения и без защиты от инфляции. О чем говорить, если даже Иртышский мост, который долгие семь лет пытались доделать и на ремонт которого потратили более десяти миллиардов тенге и в конечном итоге с помпой презентовали населению, поддержал "флешмоб" и местами уже красуется непрезентабельными рытвинами.
Куда уходят средства, если дорожно-ремонтные работы выполняются настолько безобразно, что не выдерживают никакой "критики" со стороны природы и автовладельцев? Баснословные суммы делят, разыгрывают на портале государственных закупок, изображают полноценную деятельность, ведущую к блестящему результату, но итог из года в год все равно один и тот же. Реконструкция и латание одних и тех же отрезков дорог наводят на нехорошие мысли относительно как качества исполнения, так и честности исполнителей и заказчиков, выделяющих постоянно на все это дополнительное финансирование.
Что покажет нам год грядущий, после того как сойдет очередная порция снега? Докажет ли она успехи наших коммунальщиков или вновь обнажит несостоятельность, вылившуюся в ямы и рытвины, сползшую разметку, неизвестно. Пока можем только привести список проектов и обозначенных к ним сумм. Что-то уже висит на портале государственных закупок, остальное нашли в Перечне инфраструктурных дорожных проектов для реализации в рамках Дорожной карты занятости по г. Усть-Каменогорску на 2022 год.
Согласно порталу государственных закупок, улицу Белинского планируют реконструировать в пределах 644 421 773 тенге. Кстати, в 2021 году ЖКХ г. Усть-Каменогорска трижды объявляли конкурс на "Технический надзор по объекту "Реконструкция улицы Белинского" за 20 879 265 тенге, но все три раза отказывались от лота.
Также аким обещал, что асфальт обновят на улице Пограничной, на улице Казахстан (участок от улицы Мызы до Кабанбай батыра), на Кабанбай батыра (от улицы Казахстан до Протозанова), на улице Крылова (от Протозанова до проспекта Ауэзова), Красина, Энтузиастов и на участке проспекта Сатпаева от дома 50/1 до улицы Жастар. Также закончат реконструкцию Мостовой и Космической.
Это что касается Усть-Каменогорска и его проблем. Что же до второго по значимости города в ВКО - Семея, то его аким Бакытжан Байахметов сообщил, что средним ремонтом там планируется охватить более 60 километров дорог. Чтобы разгрузить транспортный поток в поселке Восточном, начнут работать над расширением улицы Усть-Каменогорской. Для этого уже выделили 1,1 миллиарда тенге.
Со слов акима, на улучшение транспортно-логистической инфраструктуры за последние два года государство выделило более 11 миллиардов тенге: в 2021 году - 4,6 миллиарда и на 2022 год - 6,8 миллиарда.
На бумаге Восточный Казахстан будто не просто область, а буквально лидер по уровню жизни. Этакий показатель освоения бюджетных средств. Хотя кто-нибудь увидел потрясающие воображение результаты, прочувствовал гордость от осознания того, что живет в лучшем регионе?
Впрочем, как порой "осваиваются" выделенные средства, мы уже разбирали в более ранних материалах. Дорогой дорогой идем, товарищи…