Усть-Каменогорск
пасмурно
-10°
  • Усть-Каменогорск
    -10°
  • Алматы
    -2°
  • Нур-Султан (Астана)
    -6°
  • Актобе
    -2°
  • Форт-Шевченко
    +10°
  • Атырау
    +3°
  • Караганда
    -8°
  • Кокшетау
    -6°
  • Костанай
    -5°
  • Кызылорда
    +3°
  • Павлодар
    -9°
  • Петропавловск
    -8°
  • Тараз
    +1°
  • Уральск
    +2°
  • Шымкент
    +5°
$
498.34
519.72
¥
68.79
4.85
Курсы Национального Банка РК

Звоните, если вы стали очевидцем происшествия, ваши права нарушены, или хотите поднять проблему

Как возводили дома культуры Усть-Каменогорска и в каком состоянии они сейчас

Чтобы люди могли продуктивно проводить свободное время, в каждом районе города строили свои культурные центры

Газета / Как возводили дома культуры Усть-Каменогорска и в каком состоянии они сейчас
Фото:
Устинка LIVE

Всеобщее январское отключение интернета показало, насколько легко можно остаться без основного источника досуга современности. Как же обходились без гаджетов и 4G в прошлом? Обособленность микрорайонов вокруг промышленных объектов, тяжелые трудовые будни на заводах и стройках - это не мешало людям продуктивно проводить свободное время. Ведь в каждом районе и у каждого ведомства был свой культурный центр.

Из клуба - в храм

Отгремела Великая Отечественная. Строительство Усть-Каменогорской ГЭС понемногу начало выходить из спячки военных времен. На стройку прибывают инженеры, рабочие, служащие. Нужно занять людей в часы досуга, необходимо строительство клуба! Итак, в 1946 году в рабочем поселке Аблакетка у берега Иртыша близ железной и автогужевой дорог, клуб строителей Усть-Каменогорской ГЭС наконец возведен. Он был первым капитальным общественным строением в большом поселке, и заметно выделялся среди деревянных и саманных построек. Своей архитектурой он весьма отличался от бараков-общежитий и здания управления «Иртышгэсстрой». Руководство крупнейшей стройки находилось в наспех сколоченной деревянной двухэтажке, тогда как жители поселка культурно проводили время в добротном здании с колоннами. Все для людей! Деятельность клуба была широко развернута: драматический и хоровой кружки, кружок пианистов, струнный оркестр. Действовала поселковая библиотека. Киноустановка работала почти ежедневно. За зданием был разбит сквер, выстроена летняя танцплощадка.

Строительство ГЭС завершилось. Управление «Иртышгэсстрой» перебазировалось на новое место, в поселок Серебрянка, ныне город Серебрянск. Клуб продолжал числиться на балансе «Иртышгэсстроя». С включением поселка Аблакетка в черту города в 1957 году определились и с принадлежностью клуба, его передали в распоряжение профкома конденсаторного завода. Столько фильмов было показано в его стенах и проведено творческих вечеров… В клубе сформировались талантливые музыкальные коллективы. Много внимания уделялось детям, действовал филиал музыкальной школы.

Работа клуба Аблакетки завершилась с постройкой дома культуры «Импульс» конденсаторного завода, который находился совсем рядом, на месте сквера и снесенной части здания клуба. Планировалось размещение площади с фонтаном на месте старого храма культуры. С распадом Союза стало не до благоустройства, здание было всеми забыто. В 1996 году обветшавшее строение безвозмездно передали православной церкви. Уникальное событие: храмы когда-то переделывали под клубы, но чтобы клуб стал церковью – впервые! Так был создан Богородице-Рождественский храм. Историческая постройка вовремя оказалась в надежных руках, иначе ее бы попросту разобрали на стройматериалы, как многие старые корпуса учреждений на Аблакетке и в других районах города.

Строителям комбината

Грандиозная строительная программа. Строительство свинцово-цинкового комбината. Возведение жилых кварталов. Множество подразделений, десятки строительных участков. Громадина трест «Алтайсвинецстрой» с численностью персонала в 14 тысяч человек, будучи оснащенным передовой техникой и обеспеченным квалифицированными кадрами, не имел в своей структуре одного важного объекта. Требовалось новое большое здание для обеспечения досуга строителей. Новый дом культуры на Стройплощадке возвели в срочном порядке, работали в три смены. К весне 1952-го здание было отстроено, велась внутренняя отделка. В конце лета того же года из Москвы прибыл уже седьмой вагон с мебелью, Ленинградская фабрика музыкальных инструментов изготовила для Дома культуры полный комплект духового оркестра. К ноябрю 1952 года объект сдали, на его фронтоне под цифрами «1952» разместилось четкое название: «Дом культуры строителей».

Мраморная лестница и колонны, лепнина, позолота. Ажурные люстры и расписные орнаменты – таким ДКС был изнутри. Сто восемьдесят кубометров дубовой древесины, девяносто тысяч паркетных плашек, тысяча с лишним квадратных метров полотна – столько материалов ушло на отделку. И снаружи, и изнутри каждая деталь оформления здания – все во имя культуры. Высокий портик, мощные колонны у входа, массивные двери, чтобы у каждого приходящего не оставалось и сомнения: нужно окультуриваться! Столько труда вложено в эти изящные конструкции! Но само по себе здание было бы безжизненным, не будь такого количества кружковых объединений, творческих коллективов. Кукольный кружок, музыкальная студия, спортивные секции – чего только не было в его стенах…

Когда «Алтайсвинецстрой» прекратил свою деятельность, поддерживать творческие коллективы в Доме культуры строителей стало некому. В 90-х ДКС стал площадкой для арендаторов – лучший сценарий того времени, которой бывший ДКС является по сей день. Коридоры и потолки выдают ветхость здания, однако многие детали не пострадали со временем. Лестничные перила удивительной красоты, семидесятилетний паркет на втором этаже. Снаружи над входом можно разглядеть декор с интересной символикой: ручная пила и мастерок, топор и кирка, все это – обязательно на фоне раскрытой книги. Мелочи остаются на своих местах, этому способствует официальный статус памятника истории местного значения. Важная деталь: мемориальная доска в честь писателя, редактора областных газет П. П. Бажова. Остается порадоваться факту сохранения Дома культуры, возможности и дальше любоваться деталями прошлого.

Лицо города

Дворец культуры металлургов. Величественный долгострой возводили на протяжении пяти лет. Самым первым мероприятием в новом Дворце культуры металлургов было торжественное заседание рабочих свинцово-цинкового комбината, «Алтайсвинецстроя» и концерт в честь Дня международной солидарности трудящихся 1 мая 1957 года. Что увидели трудящиеся в день открытия Дворца? Колонны, лестницы, карнизы, отделанные под мрамор и золото. Росписи и гобелены. На потолках залов – художественные мозаичные панно. В малярных работах было использовано около двухсот цветов и оттенков! Весьма любопытно: каждая кружковая комната была окрашена в особый цвет. Например, драматический кружок занимался в бирюзовой комнате, фотокружок – в оранжевой, кройки и шитья – в сиреневой комнате. Помещениями кружков был занят почти весь третий этаж.

Отдельного упоминания заслуживает внешняя отделка здания. Эталон советского монументального неоклассицизма. Барельефы и уникальная скульптурная композиция, в которой изображены реальные люди, рабочие и служащие свинцово-цинкового комбината. Дворец культуры металлургов стал центральным объектом архитектурного ансамбля, выполненного в общем неоклассическом стиле, в совокупности этот ансамбль имеет статус памятника истории местного значения. Площадь перед ДКМ с неизменным фонтаном на многие годы стала местом встречи горожан.

Реструктуризация непрофильных активов. Таким хитрым образом на относительно живых промышленных предприятиях именуется процесс избавления от подведомственных им объектов культсоцбыта. Во многих случаях – реально действующая антикризисная мера. Но кому передавать объекты, оставшиеся без хозяина? Отдать государству, которое в первые годы независимости было не особо способно тянуть многочисленные здания, одним росчерком пера вышедшие из собственности предприятий, или продать в частные руки. В 1996 году так и поступили с Дворцом культуры металлургов. Трудно сосчитать, в каких ипостасях бывали помещения ДКМ в его бытность в качестве частной собственности. Сохранности постройки это не способствовало. Наконец, Дворец культуры металлургов перешел в государственную собственность. Началась реставрация исторического здания. В 2017 году восстановленное здание получило совершенно новое назначение и наименование: Дом дружбы – Центр общественного согласия.

Последние из классики

Сооружения культуры, имеющие классический вид архитектурных проектов 1940-1950 годов, построенные почти одновременно, на закате применения неоклассицизма в архитектуре, но судьба у зданий совершенно разная.

1 мая 1961 года торжественно открыли Дом культуры титано-магниевого комбината, построенный по московскому проекту 1947 года. Данный проект часто применялся в городах СССР, всего – 135 зданий. ДК ТМК явился завершающим объектом планировки поселка Новая Согра, образцового района с аккуратными улицами и аллеями. Комбинат – большая, известная на весь Союз стройка. «В Казахстане рождается новый промышленный центр Согра» – кадры строительства Дома культуры даже промелькнули во всесоюзном киножурнале «Новости дня». Титано-магниевый комбинат снабжал творческие кружки всем необходимым. На площадке перед Домом культуры проводили праздничные мероприятия. Объект, на удивление, по сей день не сменил ни названия, ни ведомственной принадлежности. Здание периодически ремонтируют, находится в полном внешнем порядке. К сожалению, при внешнем лоске и красивой внутренней отделке оно безжизненное, будто мавзолей. Кружки и секции, по многочисленным свидетельствам местных жителей, давно не работают. Из сотрудников дома культуры можно встретить лишь охранника и техперсонал.

К 7 ноября 1961 года в пристанционном поселке Защита сдали в эксплуатацию Дом культуры железнодорожников. Большой зрительный зал, широкая, удобная для работы сцена, уютное, со вкусом меблированное фойе создавали хорошие условия для отдыха. Но деятельность ДКЖ продлилась немногим более тридцати лет. Потухший очаг культуры долго пустовал, зияя замурованными глазницами окон. Дополнял картину замусоренный фонтан перед зданием. Вероятно, из всех обозреваемых объектов у ДКЖ оказалась самая печальная участь. Сложно сказать иначе, когда заходишь в центральные двери бывшего Дома культуры и с порога чуть ли не спотыкаешься о какую-то мебель. Фойе переделано в мебельный магазин. Каждый вход в здание – отдельное частное предприятие. Магазин, спортзал, склад… Грустную картину разбавляет пара деталей. Это плакат спортзала с искаженным изображением рабочего и колхозницы с гантелями вместо серпа и молота. А также фонтан в виде улыбающегося бедолаги синего кита, размещенный в сквере напротив бывшего Дома культуры.

Удары судьбы

Постановление Совета Министров СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» 1955 года довольно долго доходило до Усть-Каменогорска. Благо, ДКМ и другие образчики неоклассицизма были построены без изменений. Здание Центрального дома культуры в варианте с мощной колоннадой уже достраивалось. Увы, на него пришелся удар известного постановления, и дом культуры пришлось перестраивать в вариант «без излишеств». Кроме того, посчитали нецелесообразным воплощение проекта с маленьким залом на 500 мест. Так 11 августа 1962 года открылось совершенно другое здание Центрального дома культуры. Просторное здание с лаконичным застекленным фасадом. Самый большой в городе зрительный зал. ЦДК был создан как своеобразный цех культуры Ульбинского металлургического завода. Долгое время это было самое популярное по посещаемости место Усть-Каменогорска. Хореографические, вокальные и театральные студии ЦДК были известны далеко за пределами города и области. Люди тянулись к культуре, несмотря на тяжелый каждодневный труд.

Многие из нас прекрасно помнят, в каком неприглядном состоянии находился Центральный дом культуры в 90-е годы: вывески убраны с фасада, часть окон зашита листами металла. Таким он был во времена хаотичной передачи объектов из ведомства предприятий в собственность города и обратно. В итоге ЦДК возвращен УМЗ, и стал официально называться «Дом культуры АО «УМЗ». Затем переименование в центр семейного отдыха «Место», затем в ЦДК «ULBA». Под этими названиями ЦДК был известен в качестве центра развлечений для горожан. Теперь объект известен как «Ертіс концерт». Недавно его реконструировали: расширили концертный зал, добавили репетиционные комнаты, словом – зданию частично возвращено его историческое назначение. Деятельность концертного зала постоянна, на его сцене выступают как эстрадные артисты и актеры театра, так и местные творческие коллективы.

Вернуть назад?

Очевидно, что в качестве общественных зданий до сих пор используется лишь меньшая часть осмотренных объектов. Дом дружбы – бывший ДКМ, храм на Аблакетке – бывший клуб, а также бывший Центральный дом культуры. Конечно, не следует ругать частных владельцев некоторых других зданий. Помещения для сдачи в аренду – это все, что владельцы могут предложить в качестве их использования. Бывшим домам культуры и клубам в Усть-Каменогорске еще повезло, они по-прежнему стоят на месте и притягивают взгляд своими классическими формами. Аналогичным строениям в маленьких городах и поселках повезло куда меньше. К примеру, от Дома культуры гидростроителей в Серебрянске осталась лишь колоннада. ДК «Горняк» в Белоусовке стерт с лица Земли. Многие им подобные – снесены. Конечно, вряд ли стоит рассматривать всерьез возможность вернуть былое назначение давно и крепко проданным и перепроданным зданиям. Было бы замечательно, если в микрорайонах вновь появлялись специально оборудованные дома творчества, клубы, центры самодеятельности для жителей всех возрастов. Необязательно в классическом стиле, который стал историей. Главное – создать условия для создания новых творческих коллективов, новых кружковых объединений. Только так можно надеяться, что пластмассовый мир широкополосного интернета не победит.

Фото:
Устинка LIVE
Следующая →