В стране белой чуди: экстремальный вояж к таинтинскому водохранилищу
Журналист "Устинки плюс" побывала в одном из красивейших мест Восточного Казахстана
Порой человеку, особенно творческому и ищущему, нужно совсем немного: хотя бы ненадолго убежать от повседневной суеты, создаваемой бесконечным потоком автотранспорта и вечно спешащими куда-то жителями города, от забот и душевных метаний, передает корреспондент Устинка LIVE.
Особенно остро охота к перемене мест у меня возникает в период между опостылевшей уже, грязно-урбанистической зимы и полным весенним обновлением, когда и сердце, и все чувства жаждут обновить новыми впечатлениями палитру из 50-ти оттенков серого. Даже снятся моменты, когда ты посреди искрящейся на солнце белоснежной дали, в окружении вечнозеленых хвойных гигантов и гор, защищающих от вольных ветров, пытающихся прогнать чужаков восвояси. Как уже знает уважаемый читатель, мы в "Устинке" долго не рефлексируем - идем и воплощаем в жизнь желаемое.
Очередной маршрут выбираем с фотокорреспондентом тщательно. А не замахнуться ли нам, Виталя, на Таинтинские окрестности? Тем более что никогда еще зимой в тех прекрасных местах не бывали. Понятно, что летом - это одно из излюбленных и исхоженных вдоль и поперек мест пляжного и не только отдыха восточноказахстанцев, а зимой понаслышке место подледной рыбалки и завораживающе красивых видов. Оценив и как водитель, возможности, мой творческий до мозга костей коллега дает добро. Чтобы несколько разрядить будущую атмосферу вояжа, зачастую накаляющуюся в спорах и поисках истины, берем с собой трех попутчиков, в том числе девятилетнего Владюшу с сияющими голубизной и восторгом глазенками. У мальчугана мечта - обкатать новенькие коньки на ледяных природных просторах. Вперед - к неизведанному!
В поисках рукотворного водопада
Самарская трасса, особенно в сравнении с Риддерской, просто сказка. Оставив за спиной Усть-Каменогорск с оккупированным горожанами перевалом Чечек, дружно выбираем объекты фотоохоты. Виталий усиленно настаивает на необходимости запечатлеть скованный морозами и снегами водопад на речке Таинты, что где-то между Огневкой и Асубулаком. Соглашаемся, интересно же глянуть на столь редкое для нашего региона чудо, пусть и рукотворное. По словам фотокора, кто-то когда-то хотел дамбой перекрыть горную строптивую речку, не вышло. Природная сила свела на нет антропогенные попытки подчинить бурные воды, очень впечатляющие в мае - в паводкоопасный период. По дороге пытаемся отыскать ориентиры в Сети. Эх, плохо изучены, оказывается, эти места. Интернетные карты сводят с ума, заставляя усомниться в имеющихся с детства сведениях. Речка Таинты там с непосредственной уверенностью обзывается Таргыном, и неважно, что протекает в двух местах одновременно, никак между собой не соприкасаясь. "Врут карты!" - отрубает возражения фотокор и тормозит "Субару" в живописной низинке между впечатляющими горами. Вопросительно взираем на него… "Пошли, дальше к водопаду дороги нет", - начинает вооружаться оборудованием. С нетерпением юного натуралиста снежный наст, куда не ступала нога человека, первым опробует Влад и… проваливается чуть не по пояс. Ледоколом на помощь выдвигается мама Алена, со смехом барахтаются, выбравшись на асфальтовую твердь, отряхиваются. По совету бывалого Витали готовим себе слеги - сухие и длинные ветки деревьев, достаточно прочные, чтобы проверять глубину и надежность тропинки - что-то похожее на оную нашли. Гуськом выдвигаемся в рощицу. Я замыкающая и недовольно бурчащая, пешая прогулка по ненадежной поверхности мало вдохновляет.
В какой-то момент понимаю, что единственный источник шума здесь - только мы. Стоит на миг задержать дыхание и замереть - и накрывает абсолютная тишина, нарушаемая завыванием ветра на макушках гор да стуком сердца в груди. А нет! Еще где-то рядом журчит под снегом речка. Вот и кое-где пробивается на поверхность, уже вполне можно определить русло. За полчаса прогулки цель - водопад - мы так и не обнаружили. Доволен только фотокор, беспрерывно щелкающий окрестности, наверное, прекрасные, но нам, запыхавшимся и периодически по колено проваливающимся в колючий снег, они таковыми не кажутся.
Решаем увековечиться в зимних пейзажах, а вдруг, вписанные в природу, заиграем радужными и счастливыми эмоциями?
Чуть помедленнее, кони!
Позируем, дурачимся, пока чуть не падаем от неожиданного и зычного в тишине возгласа Витали: "Кони, кони, целый табун!" Позволю небольшое отступление. Человеки - невероятно любознательные и в некоторых случаях абсолютно безбашенные существа. Рассказывала как-то коллега из пресс-службы ДЧС, мол, звонит однажды ей на сотовый знакомый и орет в трубку: "Тут в нашем районе что-то грохнуло, взорвалось! Еду посмотреть, что случилось". Ну какой здравомыслящий индивид в такой ситуации рванет в эпицентр? Однозначно, мы! После душераздирающего крика фотокора правильно отреагировала на преду-
преждение только Аленка. В мгновение ока буквально под мышки подхватила сына и вжалась в дерево. Влад брыкался и просился к лошадкам. Остальные рванули к бодро галопирующему табуну. Уж не знаю, что так коников подгоняло, но продвигались они по снегу действительно резво. Прядая ушами, пугливо шарахались от лезущих пообниматься нас и казались более разумными, чем представители homo sapiens. Жаль, что из автомобиля не захватили вкусняшек, яблочко, например. А на обратном пути к трассе нас застигло первое экстремальное происшествие. В поисках нужного кадра Виталий с верным оружием вернее, объективоносцем Владом дружно омыли ноги, то бишь зимние ботинки в бурных водах горной речушки. Вытаскивали их из ледяной полыньи по очереди, как бегемотов из болота. Так, хлюпая и пуская пузыри, опираясь на слеги, дошествовали до автомобиля. Владюше было обещано дальнейшее путешествие в коньках, но в арсенале оказалось две пары теплых сменных носков, рулон туалетной бумаги, которой и устлали обувку пострадавших для впитывания излишней влаги. Успокаивающее: ни один из них не заболел...
Таинтинские просторы
Всю дорогу до Нижних Таинтов, к слову, село административно упразднено лет пять назад и пенсионно доживает последние годочки, ехали молча под завораживающие воспоминания детства нашего фотокора. Жил когда-то здесь в горняцком поселке, его родственники трудились на Белогорском ГОКе. Слушали мы рассказы о босоногих и скорых на приключения зеленых сезонах, охотах на богато представленных здесь змей, в том числе жутко ядовитых огневок, подаривших название целому населенному пункту. Переглядываясь с подругой, возводили очи горе, мысленно радуясь, что зима. Внимали легендам о белой чуди - народе, охраняющем входы в подземные кладовые, ушедшем в богатые недра от несправедливости и жестокости мира земного. Признаюсь, хоть и являюсь безоговорочной фанаткой фэнтези и с чудью не раз сталкивалась на страницах книг, привязать народец к родной земле Восточного Казахстана не приходило в голову. Но поверила ничтоже сумняшеся. Ведь Беловодье с двуглавой Белухой не раз уж исследовала, почему бы не соседствовать ариям с белой чудью. Причем даже на официальном государственном сайте сказано, что "территория Уланского района находится в Калбинских горах. Именно здесь с начала второго тысячелетия до нашей эры сформировался древнейший очаг металлургического производства. Местные хребты с незапамятных времен изрыты рудокопами со странным именем чудь. Их выработки сохранились до сих пор". Неподалеку святилище Ак баур, развалины крепости Аблайкит - достоверные свидетельства времен славных и давних. Всплыли в памяти и зазывные предложения местных баз отдыха, что, мол, "находятся в одном из самых благоприятных в экологическом и природно-рекреационном отношении районов Усть-Каменогорской агломерации. Приурочены к северному борту Таинтинской межгорной впадины, окруженной средневысотными гранитными горами с сосновыми лесами паркового типа. В ландшафте сочетаются горно-лесные сосновые редколесья, типчаковые степи и заливные пойменные луга. Просто в тему путеводители предлагали побывать "в отработанном месторождении россыпного золота для организации перспективного золотопромышленного туризма". Открывали тайну, что в окрестностях сохранились небольшие месторождения алтайского мумие, а в непосредственной близости имеются прекрасные скальные обрывы, идеально подходящие для создания скалодромов. На вскрытых жилах, в отработанных карьерах и отвалах бывшего Белогорского ГОКа можно собрать богатую коллекцию минералов и горных пород: берилла, горного хрусталя, граната, турмалина, лепидолита, - всего около т50 наименований.
Вот ко всему этому и направили мы свои устремления. Если к обжитым домикам туробъекта хоть какая-то дорога и была, то остальной пологий, неимоверно далекий и длинный берег, да и само озеро "радовали" девственной нетронутостью снежно-засыпанной глади. Обещанных любителей подледного лова в обозримых далях не наблюдалось. Лишь изредка встречалась широкая лыжня снегохода. Вот по одной из них наш бесстрашный фотоводила и рискнул пробиться - поближе к замерзшему водоему. Зря, забуксовали… Пришлось искать в сосновом бору обломанные ураганными порывами ветра сосновые ветки, подкладывать их под колеса и всеобщими усилиями выталкивать сопротивляющийся автомобиль на более устойчивую твердь наста. И дальше покой нам только снился… Опять пешая долгая прогулка, причем каждый из нашей пятерки был нагружен по уши: дровами, углем, ведерком с шашлыком и другой обеденной снедью в придачу к конькам, объективам. Традиционно хранительницы очагов захлопотали над костром. Есть хотелось уже не по-детски… А "детки" отправились покорять ледовые просторы. Ничего путного, конечно, из затеи не вышло, это вам не Сибины. Непосредственно лед только угадывался под лезвиями коньков, зато всяких препятствий в виде наледей, вмерзших каменьев и веток хоть отбавляй. Счастливо хлопал глазенками и веселился только наш самый маленький экстремал.
Мама, это тебе не на катке кататься! - восторженно неслось далеко над озером. - Какое небо! - возглас прерван падением, сопением и кряхтением. - Здесь так красиво и суперски! - похоже, ничто не могло омрачить искренюю радость Владислава. - Давайте ездить всегда кататься на коньках на озеро…
Последнее высказывание оценили всеобщим хмыканием, однако ребенка расстраивать не стали... Наслаждаясь заходящим солнцем и несколько пережаренным шашлыком, безмолвно сошлись на том, что в "дикие" путешествия по зимним красотам Таинтинского бора больше ни ногой. Лучше летом.