Помощь для развития: господдержка отрасли туризма в ВКО
Возмещение части затрат при строительстве и реконструкции туробъектов, придорожного сервиса, на приобретение автобусов и горнолыжной техники, на содержание санузлов введены в РК
В Палате предпринимателей ВКО прошло заседание комитета туризма Регионального совета, где предприниматели туротрасли обсудили проблемы, механизмы возмещения, внесли предложения по усовершенствованию правил господдержки, передает корреспондент Устинка LIVE.
Подобные шаги по субсидированию туроператоров были впервые приняты в Казахстане, есть определенные недостатки.
Мы поднимали вопросы на комитете, прорабатывали их совместно с Туристской ассоциацией. Если у вас есть вопросы или предложе-
ния - давайте вместе их сформулируем, соответствующее письмо подготовим и отправим разработчикам правил. Первые предложения, которые мы внесли, Министерство уже приняло и готово в течение месяца внести соответствующие изменения, - сообщил заместитель руководителя Управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития ВКО Марат Кабаков и подробно рассказал о механизмах господдержки.
Так, введено субсидирование затрат туроператоров в размере 15 000 тенге за каждого иностранного туриста, прибывшего в РК на самолете в туристских целях. Для получения субсидии необходимо направлять заявку в МКС в бумажной или электронной форме до 1 декабря каждого года. Выплата осуществляется в течение 40 рабочих дней на основании решения комиссии, которая рассматривает заявки и выносит решение за 10 рабочих дней.
Пакет документов стандартный: учредительные документы тур-оператора, посадочный билет, документ на иностранца, договор с туристом. В течение года можно будет подавать заявки, получать возмещение и, соответственно, заполнять в Е-Qonaq данные по каждому туристу, - пояснил Марат Кабаков.
За приобретение горнолыжного оборудования бизнесу будут возмещать 25% от его стоимости. Для получения этого вида субсидий необходимо направить заявку в Минкультуры и спорта РК в бумажной или электронной форме до 1 марта соответствующего календарного года. Выплата субсидий осуществляется в течение календарного года. К оборудованию и технике для горнолыжных курортов относятся канатные дороги (траволаторы, или ленточные подъемники), бугель (зацепной подъемник), канатно-кресельная дорога, гондольная дорога в виде кабинки, комби (комбинированная дорога - кабинка с креслом), беби-лифт (безопорный зацепной подъемник). Также субсидированию подлежат система искусственного оснежения трасс (перевозные мобильные снегогенераторы, стационарные снегогенераторы, снеговые ружья и пушки) и снегоуплотнительная техника (ратраки).
В правилах не указан год выпуска оборудования, можно ли покупать бывшее в употреблении. От вас потребуется договор купли-продажи и акт приема-передачи. Если продавец не подписывает акт приема-передачи и не предоставляет счета-фактуры иностранной продукции, то нужно будет приложить те документы, которые у них в законодательстве предусмотрены, и таможенную декларацию, - уточнил представитель ведомства.
Возмещение затрат за детские авиабилеты распространяется только на туроператоров и будет рассматриваться НК Kazakh Tourism в бумажной или электронной форме ежегодно до 1 декабря. Субсидировать будут 100% от стоимости авиабилета за ребенка, который летит на отдых с родителями или близкими родственниками. Выплату произведут в течение 45 рабочих дней после рассмотрения документов.
Мы поднимали этот вопрос, чтобы соответствующие изменения внесли в части уточнения возраста ребенка. Здесь нужно будет приложить договор на оказание туристской услуги и учредительные документы заявителя, документы на ребенка и на того, кто с ним летел, то есть доверенность на него. Если ребенок не гражданин РК, то потребуется разрешение на жительство в РК, - подчеркнул Марат Кабаков.
Эту и еще четыре меры господдержки будут оказывать местные исполнительные органы.
- Возмещение при строительстве туристских объектов составит 10% от их стоимости. Необходимые документы: проектно-сметная документация, учредительные документы субъекта, который подает заявку, и акт ввода в эксплуатацию.
- Для получения возмещения по приобретению туристских автобусов в размере 25% понадобятся договор купли-продажи, акт приема-передачи. При этом автобусы должны быть восьмиместными, не считая места водителя.
Как и по предыдущей мере, в правилах не указана дата выпуска ТС, и можно ли получить субсидии за автобусы б/у. Управлением предпринимательства внесено предложение о том, чтобы разрешалось выдавать субсидии за приобретение транспорта "возрастом" до трех лет.
В течение пяти лет вы не имеете права отчуждать, то есть продавать этот автобус, Управление будет мониторить, где он. В случае если он продан, вам нужно будет возвратить назад эти 25%, - предупредил замруководителя УПИИР.
- Возмещение при строительстве объектов придорожного сервиса (ОПС) предполагает наличие проектно-сметной документации, акта ввода в эксплуатацию, учредительных документов, которые необходимо подавать в акимат до 1 марта календарного года.
Мы предложили Министерству, чтобы все объекты придорожного сервиса в обязательном порядке соответствовали национальным стандартам РК, как указано в Законе РК "Об автомобильных дорогах", - уточнил докладчик.
- Субсидирование на содержание санитарно-гигиенических узлов (СГУ) предполагает ежемесячную выплату в размере 83-х тысяч тенге за каждый объект.
- Условия прописаны были жесткие: туалет должен быть расположен отдельно от основного объекта, также владелец должен иметь эту землю в частной собственности, должно быть три кабинки (мужская, женская, для инвалидов). Мы внесли предложение, чтобы туалеты располагались на самих объектах и чтобы по земле требование убрали, потому что есть туалеты, которые были построены акиматами и которые в доверительное управление передают без земельного участка, - заключил Марат Кабаков.
Владельцы небольших баз отдыха, которые строили свои домики без проекта, задались вопросом по субсидированию строительства туристских объектов, как они смогут получить субсидии, не имея ПСД. Дело в том, что сама услуга по разработке ПСД может обойтись им дороже, чем сумма предполагаемого возмещения затрат.
Есть хозспособ строительства. Например, мы все продвигаем агротуризм. Многие люди строят в деревнях помещения без ПСД, но эти же объекты все равно выполняют свою туристическую функцию. Может, предусмотреть для малого бизнеса определенные лимиты - что можно возместить определенную сумму для малого бизнеса, но не более, допустим, 10 или 20 миллионов тенге? Может, у нас получится внести дополнение, которое защитит малый бизнес в туристической сфере, - выразил общее пожелание руководитель ИП "Оскар", глава ОЮЛ "Туристская ассоциация Восточного Казахстана" Аскар Уразбаев.
Владелица базы отдыха "Iнжу" на Алаколе Елена Асылбекова подняла вопрос отнесения турбаз и домов отдыха к объектам туризма, поскольку субсидии на приобретение автобусов будут предоставлять только турагентам, туроператорам, инструкторам, гидам, экскурсоводам, то есть тем субъектам бизнеса, которые получили соответствующую лицензию на осуществление туристской деятельности.
Предприниматель, который осуществляет размещение туристов, ежегодно отчитывается в орган статистики по Форме 2 туризма. Получается, мы сейчас не имеем права на субсидирование приобретения автобусов, потому что не подпадаем под предпринимателей, осуществляющих туристскую деятельность, - возмутилась бизнесвумен.
Марат Кабаков предложил в случае отказа от включения турбаз в перечень объектов, осуществляющих турдеятельность, в рамках обсуждаемых правил инициировать включение таких объектов в перечень имеющих право на получение возмещения за приобретение автобусов. Тем более что дома отдыха смогут документально подтвердить свое пользование транспортными средствами в отличие от турагентов, которые по закону могут лишь продавать турпакеты.
На Алаколе много баз, которые находятся не на первой линии, некоторые на второй, даже на третьей и четвертой. И как раз для таких домов отдыха иметь мини-автобус, который бы возил туристов туда и обратно в определенное время, было бы очень хорошим толчком к поддержке. Так делают в Дубае и других городах, это очень удобно, - поддержал коллегу Аскар Уразбаев.
Оживленный спор вызвала ситуация с возмещением стоимости билетов за детей, путешествующих по Казахстану на самолете. Как выяснилось, система Kids go free нацелена не столько на знакомство молодого поколения с достопримечательностями своей страны, сколько на поддержку отечественных туроператоров. Ведь возмещение за проезд детей будут получать именно они, а не приобретатели авиабилета.
Представитель горнолыжного курорта поднял вопрос о возмещении затрат на приобретение ратраков, которые по законам страны-изготовителя не предусматривают наличия техпаспортов, поэтому в РК их можно поставить на учет только как сельхозтехнику. Для выработки предложений по этому вопросу Марат Кабаков предложил бизнесмену встретиться лично.
По итогам встречи Палата предпринимателей ВКО направила запрос в уполномоченный орган по разъяснению некоторых пунктов правил субсидирования туристской отрасли, а в НПП "Атамекен" направлены конкретные предложения восточно-казахстанских предпринимателей по внесению изменений в правила для их дальнейшего направления в Министерство культуры и спорта.