За правами за тридевять земель: с какими проблемами столкнулись курсанты автошкол
Почему в ВКО не могут упростить процедуру получения водительского удостоверения?
В период пандемии некоторые сферы жизни ушли в онлайн. Тем, кто до COVID-19 еще не перешли в цифровой формат работы, пришлось это сделать, и многие даже оценили удобство предоставления услуг на расстоянии, передает корреспондент Устинка LIVE.
На этом фоне просто вопиющей выглядит проблема получения курсантами автошкол области водительских удостоверений. Как героям известных русских сказок, им приходится ехать за тридевять земель, преодолевая сотни километров и различные испытания, с одной целью - получить заветный документ, дающий право на вождение.
Метнись кабанчиком
Для тех, кто не посвящены в эту запутанную тему или уже давно получили водительские права и не знают, как сейчас с этим обстоят дела, проясним по порядку. К примеру, вы закончили автошколу, заплатили за это деньги, потратили свое время и думаете, что осталось совсем немного - сдать экзамены на знание ПДД и подтвердить на практике навыки своего вождения. Вот здесь-то и возникает самая большая проблема, и касается она в первую очередь тех, кто живут в районах. Дело в том, что теоретический и практический экзамены для получения водительского удостоверения не принимают по месту жительства. Эту услугу предоставляют только в Специализированных ЦОНах двух городов - в Усть-Каменогорске, так как это областной центр, и Семее, где построен пока единственный в области автоматизированный автодром.
Еще в прошлом году курсантам было немного легче. Хотя бы теорию они сдавали "дома" - в местных ЦОНах. Но в октябре 2021 года центральный аппарат НАО "Государственная корпорация "Правительство для граждан" ввел на это запрет и сделал услугу неделимой - тестирование на знание ПДД и вождение нужно сдавать в одном месте, то есть ехать либо в Семей, либо в областной центр.
О том, насколько это неудобно, нелогично, затратно и в конце концов опасно, особенно в зимних условиях, могут рассказать те, кто уже смотались и не раз к месту сдачи экзаменов, и те, кто регулярно слышат жалобы от начинающих водителей и пытаются на своем уровне как-то переломить ситуацию.
Директор Профессионального объединения "Союз автошкол ВКО" Рената Сайфуллина знает эту проблему изнутри. Именно к ней поступают многочисленные жалобы от директоров автошкол и курсантов. По ее словам, в профессиональном объединении сейчас состоят более 50 автошкол ВКО, и три четверти из них находятся в районах.
Представьте, сколько километров от Усть-Каменогорска до Катон-Карагая, Алтая, Риддера, Шемонаихи, Зайсана или Аягоза, - говорит Рената Рашидовна. - Теперь ситуация. Кандидат на получение водительского удостоверения отправляется в Усть-Каменогорск для сдачи экзаменов. Он, бедолага, встает в пять утра, добирается до областного центра, едет в ЦОН, берет талончик, дожидается очереди и, к примеру, до обеда успевает сдать теорию. Это самый хороший вариант, если он успешно проходит тестирование, но он может переволноваться, устать в дороге и не сдать. В 13.30 уже ведется запись на сдачу практического этапа экзамена на закрытой площадке Учебного комбината транспорта. В 14.00 начинается сам экзамен. Если человек до 13.30 не успел приехать из ЦОНа, все - практику он будет сдавать на следующий день. А по-другому - никак, ведь если вести запись до вечера, то экзамен следует принимать до ночи. Поэтому услугополучателю либо придется возвращаться домой, потом снова ехать обратно, либо ночевать в Усть-Каменогорске. А если человек сдаст практику сразу после теории и успеет в ЦОН, чтобы до 16.30 подать документы на изготовление водительского удостоверения, то ему несказанно повезет. Но как это ему надо извернуться, чтобы успеть все за один день?!
Такой оптимистичный сценарий - большая редкость. Зачастую курсанты "срубаются" либо на теории, либо на практике, либо не успевают подать документы. Жирный минус здесь в том, что первичные водительские удостоверения тоже нельзя получить в ЦОНах по месту жительства. Их выдают только в Усть-Каменогорске или Семее. Не успел заказать после сдачи экзаменов - поедешь за ним специально.
К тому же с тех пор, как жителям районов запретили сдавать теорию на местах, выросла нагрузка на СпецЦОН, расположенный на проспекте Абая, 203/3. Здесь кому как повезет - иногда базы виснут, ничего не работает, ты проехал сотни километров, и все зря.
Я из Серебрянска. Уже второй раз приезжаю в Усть-Каменогорск. В первый раз теорию не сдала, - рассказывает одна из курсанток Елена. - Хорошо училась в автошколе, не знаю, может, переволновалась. Пришлось снова отпрашиваться с работы, просить свекровь, чтобы ребенка из сада забрала, могу сама не успеть. Сегодня у них база зависла, я прождала, в итоге и теорию не сдала, и на вождение опоздала. Теперь снова ехать. Не знаю, когда, деньги прокатала, и все бесполезно.
Среди курсантов, кстати, очень много женщин. Им не только приходится отпрашиваться с работы, нужно пристроить куда-то детей. Какому начальнику понравится, что его работник регулярно ездит на сдачу экзаменов, да еще тратит на это целый день? Добавьте к этому наши "замечательные" дороги, огромные расстояния, метель, снегопад - пока доедешь, все проклянешь. Перенервничаешь так, что уже не до экзаменов. Поэтому немудрено, что курсанты сдают экзамены далеко не с первого раза (не все, конечно). Представляете, сколько раз они ездят из-за этого в областной центр?!
Всё для людей
На практическом экзамене на площадке Восточно-Казахстанского Учебного комбината транспорта в областном центре количество кандидатов иногда достигает 30 человек. Экзамены у них принимают до победного - до темноты. Сюда съезжаются не только местные усть-каменогорские курсанты, те, кто из районов, но и будущие водители из города Семея. Казалось бы, странно, зачем? Просто в Семее на автоматизированном автодроме можно сдать практику только по категории В, все остальные профессиональные категории - C, C1, СЕ, С1Е, D, D1, ДЕ, Д1Е едут сдавать в Усть-Каменогорск.
Негласно нам рассказали, что в Семее автодром построен не по ГОСТу.
Он меньше, чем должен быть, соответственно, все эти маневры на нем выполнять сложнее, чем, к примеру, на автодроме в городе Нур-Султане. Кроме этого, в Семее вечная проблема с нагрузкой на оборудование. Там на машинах стоят специальные датчики, которые все фиксируют. Если датчик "заглючил", то все - человек не сдал, хотя был подготовлен. Поэтому Семск, категория В, тоже едет в Усть-Каменогорск.
Многих, конечно, не устраивает такое положение дел - ездить за несколько сотен километров, да и не раз, чтобы получить права. Директора автошкол и курсанты района Алтай недавно через портал eOtinish отправили жалобу в центральный аппарат НАО "Государственная корпорация "Правительство для граждан", в которой изложили все неудобства таких госуслуг.
В своем обращении они привели пример - протяженность дороги от села Катон до Усть-Каменогорска - 310 км, до Семея - 510, а в обе стороны - уже 1000 км. А ведь раньше теорию люди из Катон-Карагайского района сдавали в городе Алтай. Еще они подсчитали, что за 2021 год автошколы района выпустили 2204 человека, которые заплатили в бюджет госпошлины на сумму свыше 8 миллионов тенге. И здесь возникает резонный вопрос: с какой стати люди, потратившие деньги на обучение в автошколах, заплатившие госпошлину, оплатившие медкомиссию перед зачислением в автошколу, должны еще тратить свои кровные на бесконечные поездки до областного центра и обратно? Кто им это компенсирует?
Конечно, страдают в этой ситуации и автошколы, нам ведь приходится работать с курсантами напрямую, "оправдываться" и объяснять, что это не мы все это устроили, - продолжает Рената Сайфуллина. - Зачастую курсанты, зная, что им надо будет ездить на экзамены за сотни километров, решают, что лучше пока отложить свое обучение, повременить, кто-то вообще бросает учебу. А это сказывается на материальном положении районных автошкол. Это проблема. И все должны понять - она не региональная, она - республиканская. Прием теоретических экзаменов запретили по всей стране. Нет в этом вины областного филиала "Правительства для граждан", нет вины Департамента полиции ВКО, акиматов. Это решение центрального аппарата НАО. Поэтому я от нашего профобъединения тоже направила обращение председателю государственной корпорации "Правительство для граждан", в котором подробно написала о расстоянии между населенными пунктами, если в других областях протяженность дорог поменьше, то у нас это не так, сообщила о состоянии трасс, о том, что передвижение в условиях пандемии между городами приведет к увеличению роста заболеваемости, а при зимних погодных условиях это опасно, дороги закрыты и так далее. Теперь мы ждем ответа и очень надеемся, что нас услышат.
Я тучи разведу руками
Проблема понятна. Как ее решить? Мы обратились во все возможные инстанции, которые имеют отношение к этой ситуации. И пока попали в замкнутый круг.
Ответ Департамента полиции ВКО, к сожалению, ничем не порадовал. Нам рассказали о том, что и так было известно. Что с 1 июля 2019 года функции по регистрации транспортных средств и выдаче водительских удостоверений были переданы в ЦОНы, в связи с этим сотрудников территориальных подразделений регистрационно-экзаменационной работы в районах сократили. Для получения прав обращайтесь в Спец-
ЦОНы Усть-Каменогорска и Семея.
В областном филиале НАО "Государственная корпорация "Правительство для граждан" сообщили, цитируем: "согласно поручению первого заместителя председателя Правления Абдильдина С.Т. от 14.10.2021 г. в целях улучшения(!) качества оказания услуги по выдаче водительских удостоверений и оптимизации услуг необходимо в секторах и отделах СпецЦОНов оказывать услуги только по выдаче, замене и восстановлению утраченных водительских удостоверений. Первичную выдачу водительских удостоверений, также при присвоении дополнительных категорий необходимо осуществлять только через отделы СпецЦонов, имеющих действующие автодромы, то есть не разделять сдачу теоретического и практического экзаменов". Заметили? Все это было сделано в целях улучшения качества оказания услуги! Для кого улучшили? Для людей?
Но хорошие новости от "Правительства для граждан" все же есть. Заместитель руководителя ВКО филиала корпорации Руслан Кибке недавно сообщил, что, возможно, в скором времени курсантам вновь разрешат сдавать хотя бы теорию в ЦОНах по месту жительства. И эта информация пришла из центрального аппарата НАО. Дадут "добро" или нет, мы обязательно напишем. Второй момент: первичные водительские удостоверения тоже хотят разрешить выдавать в районах. То есть можно сдать теорию, съездить сдать вождение и права уже получить "дома". Есть весточка и для семейчан.
На следующей неделе должна приехать монтажная бригада, которая установит новое оборудование в Семее, - поясняет Руслан Кибке. - До сих пор там был портативный автодром, там стояли датчики, системы слежения за тем, как водитель ездит. Теперь мы отходим от этого, максимально упрощаем процесс. У нас будет внедряться система ГЛОНАСС, GPS-оборудование поставят в машины, и уже посредством спутников мы будем проводить экзамен по вождению. По информации тех, кто уже поставили, например, город Нур-Султан, более строже к этому относятся. К примеру, там, если наехал на бордюр, то ты уже не сдал.
Новое оборудование обещают установить к концу февраля. Значит, с этого времени семейчанам не придется ездить в Усть-Каменогорск, потому что на автодроме начнут принимать практический экзамен по всем категориям водительских прав.
Призрачные перспективы
Чтобы уже до конца решить проблему со сдачей экзаменов, нужны более кардинальные меры - необходимо построить автодромы - специальные закрытые площадки, где курсанты смогут сдавать практический экзамен в тех городах, в которые людям будет проще и быстрее доехать. По данным Управления строительства, архитектуры и градостроительства ВКО, пока определены четыре города, которые заинтересованы в появлении таких автодромов - это Алтай, Аягоз, Зайсан и, конечно, Усть-Каменогорск. В областном центре, несмотря на то что он является "сердцем" области, автоматизированного автодрома до сих пор нет. Есть только площадка учкомбината на проспекте Назарбаева. С этим проектом вышла интересная история. Изначально планировалось строительство СпецЦОНа на Самарском шоссе с автоматизированным автодромом и мотодромом. Власти Усть-Каменогорска даже не раз говорили об этом. Однако за период пандемии все поменялось, областная бюджетная комиссия выделение денег на этот проект не поддержала. По их мнению, СпецЦОН уже есть на проспекте Абая, получается, городу нужен только проект автодрома.
Сейчас мы разделяем проект, решаем по земельному участку, точно не можем сказать, останется ли автодром на Самарском шоссе или нет, - сообщили в Управлении строительства, архитектуры и градостроительства ВКО.
Было бы логично, если бы СпецЦОН и автодром для курсантов находились в одном месте. Не очень интересно ехать на проспект Абая, затем на Самарское шоссе, затем снова возвращаться на Абая. Курсанты говорят, что недалеко от СпецЦона как раз есть площадка, где был старый авторынок. Там было бы удобно расположить автодром. Но кому принадлежит участок? И услышат ли власти глас народа, расположить новый объект по соседству с СпецЦоном, а не у черта на куличках? Кстати, по Усть-Каменогорску перспективы есть и, как обещают, не призрачные. На строительство автодрома деньги могут выделить.
Проект нового автодрома в областном центре пересматривается, вносятся коррективы, - говорит Руслан Кибке. - После того как исполнитель по проекту внесет эти коррективы, мы еще раз сядем, все обсудим, придем к единому решению, после чего проект направят на экспертизу, постараются сделать ее побыстрее, чтобы уже в мае начать его строить. То есть примерный срок окончания работ - август-сентябрь.
По проекту автодрома с павильоном для курсантов в городе Алтай, по данным строительного ведомства, уже разработана проектно-сметная документация и получено положительное заключение комплексной вневедомственной экспертизы, по проекту в Зайсане - тоже. В Аягозе пока только готовятся к прохождению экспертизы, состоялась комиссия по выделению земельного участка. Его выделили. Однако по всем этим проектам областная бюджетная комиссия в выделении средств на строительство пока отказала.
В Управлении экономики и бюджетного планирования ВКО нам пояснили, что средства областного бюджета были направлены в первую очередь на решение социальных и инфраструктурных вопросов, то есть деньги пошли на сферу ЖКХ, транспорт, образование, здравоохранение, туризм и занятость, повышение доступности жилья. Кроме того, у бюджета есть обязательства по софинансированию проектов. Это то, что строят совместно с республиканским бюджетом.
А та проблема, о которой мы так долго говорим, как оказалось, вторична. И у Управления экономики не такие радужные перспективы.
Вопрос строительства автодромов в городах Усть-Каменогорск, Алтай, Аягоз и Зайсан будет рассматриваться в рамках формирования областного бюджета на 2023 год с мая текущего года в установленном законодательством порядке, - сообщили в ведомстве.
Вот так. Когда появятся автодромы в районах и даже в областном центре, теперь вообще неясно. Ведь выделение средств снова могут не одобрить, даже в 2023 году. А между тем именно в районах автодромы очень нужны, чтобы люди не ездили каждый раз до Усть-Каменогорска. Что касается Риддера, то там аким города Дмитрий Горьковой тоже заинтересован в появлении автодрома и сейчас старается решить этот вопрос.
При этом Руслан Кибке сообщил, что уже есть три комплекта оборудования для этих объектов. Один, как мы знаем, уйдет в Семей, второй планировали для Усть-Каменогорска, а третий, если ВКО не подсуетится, заберут в Алматинскую область.
P.S. Пока мы работали над материалом, пришел ответ из центрального аппарата НАО "Государственная корпорация "Правительство для граждан" на обращение директора ПО "Союз автошкол ВКО" Ренаты Сайфуллиной. Ей сообщили, что экзамены на получение водительского удостоверения сдают в следующей последовательности: сначала теоретический, потом практический и при этом оказание услуги, как говорится в ответе, занимает всего 120 минут! Создалось ощущение, что там не захотели услышать проблему. В обращении четко указано, что люди ездят в областной центр на дальние расстояния по нескольку раз и никак не могут получить эту госуслугу за два часа! Зачем-то центральный аппарат НАО сослался на Правила, утвержденные МВД РК еще в 2014 году, о порядке сдачи экзаменов. Так вот там как раз не говорится о том, что люди не могут сдавать теорию у себя в районах. До октября 2021 года все это было можно, а потом вдруг запретили. Хотя бы объяснили, почему.
Наличие возможности сдачи теоретического экзамена в Специализированных отделах, где отсутствует автоматизированный автодром, способствует нарушению норм вышеуказанных Правил и повышению коррупционных рисков при оказании государственной услуги, - сказано в ответе.
По поводу коррупции - это не новость. Осенью прошлого года во время визита председателя НАО в одну из областей Казахстана раскрылись факты незаконного получения водительских удостоверений. Часть их отозвали. Наверное, при коррупции нужно заниматься чисткой в своих рядах, а не придумывать препоны для простых граждан?
Кстати, на то, что в "Правительстве для граждан" не захотели детально разобраться в проблеме, указывает и то, что Союзу автошкол ВКО, от которого обращение было направлено позже, ответили почему-то раньше, а вот жителям района Алтай продлили срок рассмотрения письма, с оговоркой, что необходимо детально проанализировать и собрать информацию с региона ВКО. Может быть, жителям Алтая придет более конкретный ответ, а не отписка?
В любом случае Рената Сайфуллина намерена отправить в НАО еще одно обращение, на этот раз в раздел жалобы.
Спасибо, что хотя бы в областном филиале "Правительство для граждан" понимают всю серьезность ситуации.
Данный вопрос активно обсуждается и внутри НАО непосредственно нами, и представителями нашего центрального аппарата. Вполне вероятно, что прием теории на знание ПДД и выдачу первичных водительских удостоверений возобновят в районах. Ведь мы - "Правительство для граждан" и должны максимально работать над созданием комфортных условий для населения при получении госуслуг. Нынешнее положение дел сложно назвать комфортным, - вселил надежду заместитель руководителя ВКОФ НАО "Государственная корпорация "Правительство для граждан" Руслан Кибке.
Очень надеемся, что "Правительство для граждан" оправдает свое громкое название и услышит людей.
В тему
Сколько планируют потратить на строительство специализированных автодромов:
г. УстьКаменогорск 1 млрд 498 млн 362 тыс. тенге
г. Зайсан 335 млн 723 тыс. тенге
г. Алтай 321 млн 220 тыс. тенге
г. Аягоз общая сумма пока неизвестна
Данные предоставлены ВКОФ НАО "Государственная корпорация "Правительство для граждан".