Усть-Каменогорск
малооблачно
+14°
  • Усть-Каменогорск
    +14°
  • Алматы
    +19°
  • Нур-Султан (Астана)
    +12°
  • Актобе
    +14°
  • Форт-Шевченко
    +18°
  • Атырау
    +17°
  • Караганда
    +14°
  • Кокшетау
    +10°
  • Костанай
    +11°
  • Кызылорда
    +28°
  • Павлодар
    +8°
  • Петропавловск
    +10°
  • Тараз
    +19°
  • Уральск
    +5°
  • Шымкент
    +20°
$
444.14
+0.77
477.05
+2.56
¥
61.34
+0.10
4.85
+0.02
Курсы Национального Банка РК

Звоните, если вы стали очевидцем происшествия, ваши права нарушены, или хотите поднять проблему

Потребители ВКО все чаще страдают от лжепредпринимателей

Речь о взятых, но невыполненных обязательствах некоторыми предпринимателями и, как следствие, перегрузке правоохранителей, создании на этом фоне все новых мошеннических схем

Газета / Потребители ВКО все чаще страдают от лжепредпринимателей

Все больше людей обращаются в средства массовой информации в надежде на торжество справедливости. По большей части эти люди недовольны работой государственных органов, другие же приходят в редакцию с жалобами на обман в гражданско-правовой сфере, что, впрочем, не делает чести и институтам власти, которые почему-то не в состоянии отстоять права своих же сограждан. Виной тому несовершенство законодательной базы или же просто человеческая лень, что порождает трусость мышления, - не суть важно. Главное, что прецедентов, похожих один на другой, словно две капли воды, пруд пруди, а решения проблем где-то в заоблачных высях.

Речь в этом материале пойдет о взятых, но невыполненных обязательствах некоторыми предпринимателями и, как следствие, перегрузке правоохранительных органов, создании на этом фоне все новых мошеннических схем.

Что вам стоит забор построить…

В редакцию "Устинки плюс" за помощью обратился житель Усть-Каменогорска, который рассказал, как, решив преобразить свою жизнь, моментально обеднел более чем на полмиллиона тенге и влез в долг перед банком. Амир Токжигитов не является паевым дольщиком в сомнительной "имущественной" организации, о которых в последнее время пишут все чаще, не состоит он и в религиозном объединении, обещавшем разукрасить бытие после завершения бренного пути, он просто затеял ремонт у себя дома, но связался не с тем поставщиком услуг.

10 марта 2021 года мужчина заключил с частной фирмой договор об оказании услуг по изготовлению и установке металлических забора, ворот и гаража на 600 тысяч тенге, отдал предоплату, но желаемого, а главное обещанного, так и не дождался. По его словам, предприятие, которое он нашел на площадке объявлений в Интернете, как делают практически все люди, на первой поре внушило ему доверие. Мужчина, приехавший на замеры и для заключения договора, был убедителен, поставил на контракт об услугах официальную печать компании, забрал денежные средства и уехал вроде как закупать необходимые материалы.

Я подумал, что все нормально, раз у человека были печать и договор, - рассказывает Амир Токжигитов. - Прошел месяц, я ему постоянно звонил и требовал начать работу, мы ведь установили сроки исполнения. Он просил еще немного подождать, говорил, что завезет материал. В итоге он приехал и разобрал старые постройки, которые я ему также передал, металл увез и сдал. Потом привез четыре железных бруска, вкопал и пропал. Я пошел в полицию. В полиции он написал объяснительную, пообещав выполнить условия договора, и опять пропал. Я пошел в суд, который присудил ему выплатить мне полмиллиона тенге, но он и решение суда не исполняет.

Далее мужчина рассказал, как его "услугодатель" по-быстрому смотался со своего "юридического" адреса и переехал, даже узнал куда - в Белоусовку. Вот только знания эти ничего положительного не принесли - проплат по исполнительному производству как не было, так и нет. Говорит, что частные судоисполнители ничего сделать не могут, счетов-то у предприятия нет, а иск был подан именно против ТОО, не физического лица, с коим договор заключался.

Он продолжает обманывать людей, - говорит Амир Токжигитов. - Адвокат рассказала, что еще одна женщина с его помощью так 400 тысяч лишилась. Кому-то в 23-м микрорайоне железную дверь должен был сделать, но не сделал - забрал деньги и до свидания! Ничего с ним не делают, у нас закона нет! А как бороться с такими? Я просто рабочий, и 600 тысяч для меня - немалые деньги - заработал, откладывал. В итоге мне пришлось брать кредит, чтобы забор сделать.

Практически аналогичная ситуация, о которой мы писали в прошлом номере, когда мошеннические действия в сфере гражданско-правовых отношений таковыми не признаются, но ущерб несут немалый. А ведь здесь человек не в долг дал, он заключил официальный договор об оказании услуг, каждый может попасть в такую ситуацию. Сферы, к которым применимы подобные приемы, можно долго приводить в столбик на листе формата А4 - строительство, ремонт, монтаж, поставка вещей и оборудования, да все, что угодно! Оформил договор на ТОО, за которым, кроме номинального уставного капитала, ничего и нет, и все - ответственность лежит на юридическом лице, а псевдодиректор лжепредприятия спокойно подыскивает себе новую клиентуру. Главное, что в суде или перед полицейскими он не отрицает долга, но вот только выполнить не может в силу определенных обстоятельств.

К слову, в суде ответчик так и пояснил, что работы не выполнил, ибо погодные условия не позволяли, а после истец обратился в органы уголовного преследования, и его рабочие отказались выходить на объект. Якобы владелец порушенных надежд и забора им угрожал. Для суда красиво, буква закона соблюдена, но на деле…

Правом по элементам бесправия

В конце прошлого года в Казахстане предложили создать законодательную основу для функционирования Национальной ассоциации потребителей Республики Казахстан, примером для воплощения в жизнь которой стала вполне себе успешная Палата предпринимателей "Атамекен". Мало кто об этом знает и помнит, но именно эта структура, вполне возможно, устранит целый пласт проблем, который в конечном итоге низведет статистику подобных правонарушений хотя бы на пару-тройку пунктов вниз.

На государственном портале "Открытые НПА" Комитет по защите прав потребителей РК внес на обсуждение законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам защиты прав потребителей", по результатам которого ожидается его принятие в Парламенте.

Потребитель нуждается в особом внимании государства в силу того, что он в отличие от предпринимателя не является профессиональным участником рынка и без социальной, административной и правовой поддержки не может в полной мере обеспечить защиту своих прав и законных интересов, - говорится в проекте НПА.

Также в стране предлагается создать институт омбудсмена (уполномоченного) по защите прав потребителей, а единая организация, о которой речь шла выше, будет обеспечивать его работу. Омбудсмен будет вскрывать существующие проблемы в сферах и отраслях, где нарушаются права потребителей. Его задачей будет услышать каждого потребителя и помочь каждому из них, представлять их интересы на самом верхнем эшелоне государственной власти. С введением Национальной ассоциации потребителей и института омбудсмена снизится нагрузка на государственные и судебные органы по рассмотрению обращений
потребителей.

Принятие законопроекта повлечет положительные правовые и социально-экономические последствия в виде совершенствования законодательства в сфере защиты прав потребителей, повышения потребительской удовлетворенности, эффективного взаимодействия и координации деятельности государственных органов, судов, институтов внесудебного регулирования потребительских споров, саморегулирования, общественных объединений потребителей, палат юридических консультантов и субъектов предпринимательства, - отмечают авторы проекта.

Большое внимание они акцентировали и на интернет-торговле, ведь фактов мошенничества именно в этой сфере фиксируют все больше. Предложили такие решения, как предоставление потребителю возможности реализовать право на расторжение договора до вступления в физическое владение товаром, регулирование возврата денежных средств потребителю при отказе продавца вернуть их, установление реестра добросовестных продавцов в электронной торговле, предоставление потребителю электронными торговыми площадками возможности ознакомиться со всеми ценовыми предложениями на товар, а также указание корректного срока доставки товара и так далее.

В целом же какой-никакой, а плюс это даст. Если примут закон, в котором целая Палата будет отстаивать права потребителя, даже ставшего жертвой мошенничества, но по закону являвшегося стороной договора об услугах и так далее, то хотя бы юридическая поддержка будет очень кстати. Конечно, тут сфера применения закона значительно шире и охватит гораздо больше насущных и важных проблем. Заодно и людей юридической грамотности научат, чтобы в дальнейшем не попадались на удочки комбинаторов и псевдодельцов.

К слову, как рассказал руководитель Департамента по защите прав потребителей Восточно-Казахстанской области Канат Женисбекулы, его ведомство также подписало меморандум о сотрудничестве с Департаментом полиции ВКО, целью документа является совместная работа по борьбе с мошенниками в потребительской сфере.

Цели законопроекта:

  • институциональное усиление системы защиты прав потребителей за счет законодательного закрепления института Национальной ассоциации потребителей и института омбудсмена по защите прав потребителей;
  • четкая регламентация алгоритма защиты прав потребителей;
  • сокращение исков, поступающих в судебные органы, за счет усиления механизма до¬ и внесудебного урегулирования потребительских споров;
  • установление базовых принципов, на которых будет строиться законодательное регулирование защиты прав потребителей во всех сферах услуг;
  • формирование целостной, эффективной и понятной для населения системы защиты прав потребителей;
  • актуализация закона на основе международного опыта в сфере защиты прав потребителей;
  • повышение доверия населения к институтам государственной власти;
  • повсеместное повышение правовой грамотности потребителей и их потребительской активности в случае нарушения их прав;
  • более активное вовлечение в процесс защиты прав потребителей гражданского общества в лице общественных объединений потребителей.
Следующая →