ОСМС, или Достучаться до "небес": систему лечения пациентов хотят изменить
В РК подготовили документ регуляторной политики проекта Закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам обязательного соцмедстрахования"
Аллилуйя, неужели время пришло? В нашей стране только самый ленивый не критиковал существующую систему предоставления медицинских услуг населению, что говорить о нас - журналистах. Писали, пишем и будем это делать впредь, многочисленные обращения читателей обязывают.
Понятно, что казахстанцы, изрядно озлобленные дефицитом врачей, узких специалистов, невозможностью записаться и попасть на прием, качеством лечения нашей медицины, причем как бесплатной, так и за деньги - не важно, от взносов медстрахования или наличные - требуют отменить ОСМС и сделать здравоохранение в целом бесплатным и доступным. Но давайте быть реалистами, оставим популизм и включим здравый смысл. Автор этого материала внимательно и основательно изучила новые инициативы Минздрава. На наш взгляд, это лучшее, продуманное и выгодное для пациентов предложение чиновников от здравоохранения за последние лет 10 как минимум! Давайте разбираться вместе…
Неутешительные итоги системы действующей
Как отмечается в документе, с 1 января 2020 года модель финансирования медицинской помощи в РК функционирует через закуп и оплату медицинской помощи Фондом социального медицинского страхования (ФСМС) из двух источников:
- трансферты республиканского бюджета через казначейство на оплату оказанных услуг в рамках гарантированного объема бесплатной медпомощи;
- активы ФСМС, которые могут быть использованы исключительно для оплаты услуг субъектов здравоохранения по оказанию медицинской помощи, сформированные за счет отчислений, взносов на ОСМС.
Опыт двух лет реализации системы ОСМС в Казахстане показал ряд недостатков существующих подходов к финансированию здравоохранения, нивелирование которых позволит устранить барьеры при получении населением медицинских услуг, - считают разработчики документа из Минздрава РК. - До сих пор около 3 миллионов человек остаются вне системы медстрахования, в том числе порядка 1,6 миллиона - по причине нерегулярности платежей, 1,4 миллиона - из-за отсутствия платежей, что ограничивает доступ к медицинским услугам в пакете ОСМС, в частности к консультативно-диагностической помощи на амбулаторном уровне и плановой стационарной помощи.
Как отмечают в ведомстве, ограниченная доступность консультативно-диагностической помощи приводит к росту потребления стационарной помощи за счет экстренных обращений и удорожания стоимости оказания медицинской помощи в целом. Эти обстоятельства противоречат принципу доступности амбулаторно-поликлинической помощи, который как бы декларируется приоритетом развития системы здравоохранения уже на протяжении нескольких лет.
Похожая ситуация складывается при возникновении потребности в плановой медицинской помощи для лиц, не являющихся потребителями медицинской помощи в системе ОСМС. В случае отсутствия возможности оплатить взносы в систему медстрахования они не имеют права на плановую стационарную помощь и попадают в стационар при наступлении экстренного состояния, что не отвечает принципу социального государства, при этом значительно возрастают затраты медорганизации на помощь этому пациенту. В целом указанные системные недостатки приводят к несвоевременному оказанию медицинской помощи и способствуют росту инвалидизации и смертности в стране, - подчеркивают в министерстве.
То есть наверху - в Правительстве РК - не только понимают, но и признают, что действующая система не просто неэффективна, а с треском провалилась.
Отвергаешь — предлагай!
Что очень удручает, так это реакция немногочисленных комментаторов законопроекта на сайте "Открытые НПА", где документ находится на обсуждении до 1 февраля. Эти, простите, ниочемные декларации упертости и вставания в позу "всецельного отрицания" просто кричат о том, что сути предлагаемых изменений народ не понял. А очень зря, между прочим...
В кои-то веки в Минздраве предлагают реальные изменения подходов в целом:
- в вопросах финансирования медицинской помощи вместо источника финансирования определить первоочередным принципом потребности населения в медицинских услугах. Финансовые средства республиканского бюджета и активов фонда консолидировать на едином счете Национального банка и направлять на финансирование медуслуг согласно потребностям населения без разграничения сумм по пакетам ГОБМП и ОСМС. Для этого потребуется внедрить целевой взнос государства для обеспечения ГОБМП (базовые гарантии). Таким образом, будет реализована концепция стратегического закупа медицинских услуг Единым плательщиком для населения; внесение дополнений в перечни медицинской помощи в рамках ГОБМП для охвата базовых и жизненно необходимых медицинских услуг;
- внесение изменений в НПА бюджетного и банковского законодательства в части определения целевого взноса государства;
- интеграция информационных систем Национального банка и банков второго уровня.
Довести охват населения системой ОСМС до 100% предлагается путем добавления 16-й льготной категории граждан, взносы за которых производит государство (за счет средств местных исполнительных органов), речь идет о казахстанцах, отчисления и взносы за которых в систему ОСМС не поступали, - сообщается в законопроекте.
Это ли вам не бесплатная медицина? К слову, проект документа размещен на сайте "Открытые НПА" для публичного обсуждения до 1 февраля. И хочу призвать здравомыслящих соотечественников его изучить, а не огульно хаять!
Мы достойны лучшего?
Будут ли законопроект обсуждать в Мажилисе и Сенате Парламента Казахстана? Или же изменения проведут приказом в Министерстве здравоохранения страны? Вопросы пока открыты. Однако за ратификацию новшеств давно бьются народные избранники.
Все время моего депутатства я постоянно поднимала проблемы здравоохранения, - рассказала нам депутат Мажилиса РК от ВКО Зарина Камасова. - Собрала многочисленные обращения врачей, пациентов, общественников, составила десятки депутатских запросов и озвучивала их на заседаниях Правительства. Вдумайтесь, 3 миллиона казахстанцев не входят в систему медстрахования, не могут получить доступ к высокотехнологичным услугам. Странные, запутанные механизмы доступа к лечению, сложная и непрозрачная процедура финансирования организаций ПМСП из Фонда ОСМС привели к тому, что население им просто не доверяет, у кого есть возможность - идут в платные клиники, у кого нет - занимаются самолечением, что, как известно, чревато последствиями... Я однозначно считаю, что, предложенные Минздравом изменения - это отличная перспектива, которая поможет реально улучшить ситуацию. Она удовлетворяет мои чаяния как действующего врача и жителя Казахстана.
В заключение, не поддержав предложения, которые могут что-то изменить в подходах к здравоохранению, мы останемся в системе действующей, которая, напомню, в полном провале и так усиленно, массово подвергается народом критике. Мы — за перемены!
Были с просторов Интернета
Игорь, житель Усть-Каменогорска:
Процесс записи к врачам амбулатории: надо встать в 6.10 и звонить с 7.00 (дозвон занимает от 7 до 25 минут), если больше, то кладите трубку до следующего понедельника. После дозвона выясняется, что запись к невропатологу есть только. Как объяснить работодателю, что основное время больничного уходит на тупое ожидание приема врача? В общем, запасайтесь крепкими нервами и звоните: Мы рады каждому пациенту, Ваш звонок очень важен для нас…
Обращаюсь к Управлению здравоохранения ВКО и надеюсь, что меня УСЛЫШАТ! Запись к узким специалистам стала последней каплей моего терпения. Эту антинародную систему надо менять! Для кого сделана система медстрахования? Для тех, кто имеют возможность не работать и тратить время на недельные ожидания приема, или для тех, кто работают и не могут себе этого позволить?
Шалико Агарян, журналист:
Я понимаю - ковид, "Дельта", "Омикрон" нынче всецело владеют умами кормчих от медицины, но, господа эскулапы, те, что в верхах, не надо при всех этих страшилках забывать и о "рядовых" болезнях, таких, скажем, как зубные, то бишь стоматологические! Если при других боль еще как-то можно перетерпеть, то при зубной порой хочется просто на стенку лезть!
Так вот мы, болезные, не можем ВОТ УЖЕ ТРИ НЕДЕЛИ(!), Ермек Сембаевич, (руководитель Облздрава) элементарно попасть с внучкой к зубному врачу! Ведь у нас же теперь "слышащее государство", перешедшее на сплошную электронную запись. Типа, нажал пимпочку на "клаве" - и вот ты уже записан. Ага - раскатали губу! Захожу на сайт call-centervko.kz, а там в наличии две детских стоматологии, но ни одна... не открывается! Я, закаленный "обэлетроненными" записями на прием в прежние годы, задумываю сделать "ход конем": позвонить в call-центр! Авось там повезет! Женский металлический голос говорит: "Ваша очередь двадцать третья", а затем начинает играть классическая музыка: Людвиг ван Бетховен временами прерываемая вкрадчивым: "Благодарим за терпение". А оно ох, как нужно, ибо эта пытка продолжается более двадцати минут. Наконец о, счастье! - теперь уже живой голос здоровается:
- Желаю, - говорю, - внучку к стоматологу записать!
- Минуточку...
- Шо, опять?!
- Извините, на эту неделю талонов нет!
- В обеих стоматологиях?
- Да, в обеих. Ничем не могу помочь!
Вот теперь - финита ля ко..., нет, ля трагедия - полная...