Усть-Каменогорск
пасмурно
-10°
  • Усть-Каменогорск
    -10°
  • Алматы
    -2°
  • Нур-Султан (Астана)
    -6°
  • Актобе
    -2°
  • Форт-Шевченко
    +10°
  • Атырау
    +3°
  • Караганда
    -8°
  • Кокшетау
    -6°
  • Костанай
    -5°
  • Кызылорда
    +3°
  • Павлодар
    -9°
  • Петропавловск
    -8°
  • Тараз
    +1°
  • Уральск
    +2°
  • Шымкент
    +5°
$
498.34
519.72
¥
68.79
4.85
Курсы Национального Банка РК

Звоните, если вы стали очевидцем происшествия, ваши права нарушены, или хотите поднять проблему

Портал мечты: как в РК единую базу социальных услуг в порядок приводили

Мажилисмены Казахстана добились улучшения качества предоставления технических средств реабилитации и услуг для людей с особыми потребностями

Газета / Портал мечты: как в РК единую базу социальных услуг в порядок приводили
Фото:
Устинка LIVE

С 1 января 2020 года в Казахстане запустили в работу единый Портал социальных услуг. Администратор программы - Министерство труда и социальной защиты населения РК. Целью цифровой инициативы было облегчить жизнь людям с инвалидностью, передает корреспондент Устинка LIVE.

Да-да! Посвященный поймет, сколько кругов ада приходилось пройти всем пользователям этого новшества: чтобы зарегистрироваться в вечно висящей системе, оставить заявку, получить не желаемое, а имеющееся в наличии. Становясь перед выбором, воспользоваться бесплатными техническими средствами и услугами реабилитации низкого качества, а значит, попасть в контингент удовлетворенных, больше ни на что не имеющих права претендовать, или ждать, когда появится нужное, приобретая те же памперсы за свой счет.

О накале страстей в течение двух лет работы портала мы можем судить по бесконечным жалобам читателей "Устинки плюс". Понимая реально, что помочь людям на своем уровне журналисты никаким образом не могут, мы планомерно собирали обращения, переадресовывали их нашей народной избраннице в Мажилис РК от ВКО Зарине Камасовой. Не прогадали! Еще летом благодаря объективным, подтвержденным фактам и депутатским запросам в профильное министерство, вице-премьеру страны началась активная работа по улучшению работы соцпортала. О, чудо, поток недовольства иссяк! Нет, не все проблемы еще решены, но прогресс налицо.

Ожидание...

Портал социальных услуг aleumet.egov.kz является частью единой информационной системы социально-трудовой сферы и представляет собой автоматизированную базу данных, предоставляющую лицам с инвалидностью возможность самостоятельного приобретения средств и услуг реабилитации непосредственно у поставщиков. Портал предполагает оцифровку пяти процессов из шести, кроме услуг инватакси, которые оказывают за счет государства: специальные социальные услуги, обеспечение техническими средствами реабилитации, услуги специалиста жестового языка, индивидуального помощника, санаторно-курортного лечения.

Портал социальных услуг разработан в рамках реализации Национального плана по обеспечению прав и улучшению качества жизни людей с особыми потребностями. Лица с инвалидностью могут дистанционно заказывать 24 из 55 видов технических средств реабилитации (ТСР) и специальные социальные услуги в государственных учреждениях. Это предоставление протезно-ортопедических, сурдотехнических, тифлотехнических и гигиенических средств, а также кресел-колясок.

 Портал обеспечивает равный доступ к средствам и услугам реабилитации, своевременную соцпомощь через "одно окно" не выходя из дома, а также учет индивидуальных потребностей, сведений о поставщиках, соцработниках и специалистах, - отмечают в Минтруда. - Это позволит повысить добросовестную конкуренцию и обеспечит прозрачность участия потенциальных поставщиков в реализации средств и услуг реабилитации. Получатели услуг смогут воспользоваться порталом самостоятельно или с помощью сотрудников управлений или отделов занятости и социальных программ. Внедрение Портала позволит улучшить качество предоставляемых ТСР и услуг, сократить сроки и адресность их получения, определить реальную потребность в средствах реабилитации и услугах.

Реальность…

В конце октября качество работы Портала социальных услуг aleumet.egov.kz обсудили на заседании Республиканского общественного совета по поддержке занятости и социально уязвимых слоев населения при партии Nur Otan. Как отметил председатель Совета, депутат Мажилиса Елнур Бейсенбаев, его внедрение было призвано обеспечить равный доступ к средствам и услугам реабилитации для лиц с инвалидностью.

На деле казахстанцы часто получают неподходящие и некачественные товары, несмотря на то, что Портал функционирует уже второй год. Люди с инвалидностью жалуются, что Портал не дает возможности заказать именно то, что необходимо человеку, - заявил Елнур Бейсенбаев.

Депутат Мажилиса РК Зарина Камасова лично ознакомилась с процессом приема заявок в отделе занятости и социальных программ Усть-Каменогорска.

Портал постоянно зависает, а если его перезагружать, то информация утрачивается. Нехватка мощности сервера неоправданно увеличивает время вынужденного ожидания. При мне мама ребенка с инвалидностью пыталась подать заявку на Портал, чтобы получить памперсы. При этом ей помогали сотрудники отдела, у которых несколько раз не получалось отправить заявку. Она приходила три раза в течение недели, и она житель города. А что делать тем, кто живут в отдаленном районе, приехали, чтобы сделать заявку, а Портал опять завис? - отметила Зарина Камасова.

Другой не менее важный аспект - ассортимент средств реабилитации, кресел-колясок, протезов, услуг индивидуальных помощников и других ТСР. По словам члена Совета Нияза Сундиталиева, люди с инвалидностью при получении услуг через Портал столкнулись с отсутствием выбора.

 Обычные ходунки для ребенка-инвалида с определенными параметрами либо представлены в единственном экземпляре от одного поставщика, либо не представлены вообще. Так как нет конкурентной среды, единственный поставщик завышает цену, а качество оставляет желать лучшего. В результате местные бюджеты тратят огромные средства, при этом услугополучатели остаются недовольны, - подчеркнул Нияз Сундиталиев.

На вопросы депутатов ответил вице-министр труда и социальной защиты населения РК Ербол Оспанов. Он отметил, что с момента запуска aleumet.egov.kz ведомство постоянно мониторит жалобы и предложения граждан.

 С июля текущего года на базе единого контакт-центра 1414 мы выделили отдельную линию по вопросам Портала социальных услуг. За четыре месяца поступило более 4,5 тысячи звонков. Мы понимаем, что есть вопросы по функционированию, удобству пользования Порталом, и мы над этим работаем, - сказал Ербол Оспанов.

Еще один актуальный вопрос затронула член Совета, общественный деятель Галия Тобатаева. Несмотря на то что на портале доступны целых 66 санаториев, проблемы с логистикой и безбарьерной средой стали непреодолимым препятствием для людей с особыми потребностями. Пандемия сделала процесс еще сложнее.

 Мы предлагаем альтернативный вариант предоставления этой услуги на уровне ваучерной системы по принципу льготных транспортных карт, обеспечивающих целевое расходование средств. Возможно, что коронавирус останется надолго, поэтому необходимо рассмотреть возможность замены услуги санаторного лечения прямыми выплатами на оздоровление, - сказала Галия Тобатаева.

В соцведомстве сейчас рассматривают такую возможность.

Расширяя возможности

С сентября на eGov.kz лица с особыми потребностями могут подать заявки по оформлению документов на оказание специальных социальных услуг на дому и в медико-социальных учреждениях. Ранее для этого необходимо было обратиться в ЦОН или местный исполнительный орган.

Для повышения качества жизни лиц с инвалидностью мы постепенно расширяем перечень государственных услуг, оказываемых в электронном формате. Новое цифровое решение позволяет людям с особыми потребностями в онлайн-режиме не выходя из дома оформить документы на оказание специальных социальных услуг в условиях ухода на дому или в медико-социальных учреждениях. Пользователи могут заказать услугу на себя, своего или на опекаемого ребенка, - рассказал вице-министр труда и социальной защиты населения РК Ербол
Оспанов.

Чтобы подать заявку на оформление документов, необходимо выбрать соответствующую услугу на Портале, заполнить запрашиваемую информацию, прикрепить документы, подписать запрос с помощью ЭЦП или одноразового пароля. При успешной обработке запроса от госоргана в личный кабинет приходит уведомление об исполнении заявки. Срок оказания услуги на Портале составляет 14 рабочих дней для пользователей, желающих получить помощь в условиях ухода на дому, и 17 рабочих дней, если пользователь подает заявку на оказание услуг в медико-социальных учреждениях.

А у нас?

В 2021 году для обеспечения техническими средствами реабилитации и услугами в Восточном Казахстане выделено 2,7 миллиарда тенге.

 С января лица с инвалидностью ВКО на Портале соцуслуг выбирают необходимые ТСР, которые оплачиваются за счет бюджетных средств, - пояснила исполняющая обязанности руководителя Управления координации занятости и социальных программ ВКО Айнур Султанова. - Также на Портале есть дополнительная возможность оплаты в случае выбора потребителем более дорогих товаров и услуг. Сейчас на aleumet.egov.kz доступно свыше 300 видов ТСР и три вида услуг - жестового языка, индивидуального помощника и санаторно-курортного лечения. Исполнение индивидуальных программ реабилитации по области составляет 82%. Для сравнения - в республике этот показатель равен 79,7%.

Восток опять

впереди… Наши соцработники научились, справились, помогают освоить цифровые технологии получателям услуг? Отлично! Так и до цели недалеко - равные условия и реальное облегчение жизни людей с инвалидностью.

К сведению

По всем вопросам пользования Порталом социальных услуг aleumet.egov.kz можно обращаться в Единый контакт-центр по вопросам социально-трудовой сферы по номеру 1411.

Следующая →