Дорогое, потому что дешёвое: эксперты о ситуации с топливом в РК
Горюче-смазочные материалы в Казахстане будут постоянно и неуклонно дорожать, эксперты и аналитики топливного сектора заявляют об этом уверенно
Можно по-разному относиться к их прогнозам: игнорировать, ругать правительство страны, которое не в состоянии достойно регулировать рынок, производителей, перекупщиков, местные органы власти - цепочку "персон для битья" можно продолжать до бесконечности, передает корреспондент Устинка LIVE.
А можно, несколько умерив пыл и обоснованное негодование, проанализировать ситуацию и попытаться вынести из нее хоть какие-то преференции для себя. Все мы прекрасно знаем экономическую формулу рынка: подорожало топливо — выросли цены... На все! И безоговорочно. Так что тенденции нас впереди ждут нерадостные, но предсказуемые. Ведь предупрежден, значит вооружен. Вот и мы руководствуемся этим принципом, пытаясь объяснить ценовые качели с ГСМ как можно проще и доступнее.
Вдоволь - не хватает!
Как сообщает Ranking.kz, за десять месяцев этого года в РК произвели 3,89 млн тонн бензина (плюс 6,1% за год) и 4,2 млн тонн дизельного топлива (плюс 7% за год). В 2020 году, несмотря на пандемию и резкое снижение потребления углеводородов в целом и ГСМ в частности во всем мире, в Казахстане производство бензина практически не сократилось, составив 4,5 млн тонн (всего на 1% меньше, чем в 2019-м). Более того, к 2017 году, предшествующему глобальной модернизации казахстанских НПЗ, производство в 2020-м выросло почти в полтора раза. Если же сравнивать производство бензина в текущем году с аналогичным периодом (январь–октябрь) домодернизационного 2017 года, прирост составляет 52,7%. По дизтопливу этот показатель выше на 13,5%.
В то же время на рынке ГСМ РК складывается парадоксальная ситуация: с одной стороны, при модернизации НПЗ были учтены и заложены в планы внутренние потребности в топливе, и на текущий момент эти потребности заводы перекрывают, - отмечает начальник отдела АПК Палаты предпринимателей ВКО Данияр Акимбаев. - С другой — год за годом, особенно в "плодоовощной период", дешевое топливо из страны фактически "вымывается" транзитным потоком транспорта. В итоге на рынке возникает искусственный дефицит, что ведет к необходимости закупки ГСМ в тех же странах, куда ушло дешевое казахстанское топливо, но уже по значительно более высокой стоимости, и в итоге к росту цен. То есть ГСМ в РК дорожают… потому что дешевые.
Поясним. По ценам на бензин Казахстан входит в ТОП-10 самых "дешевых" стран мира. По ценам на дизельное топливо — находится на 21-м месте из 167. Во всех приграничных странах и, главное, в тех, что входят в состав СНГ — России, Узбекистане, Кыргызстане, — топливо не просто дороже, а намного дороже. Так, по данным GlobalPetrolPrices, на конец ноября 2021 года в России бензин стоит в среднем на 47,9% больше, чем в РК, в Кыргызстане — на 63,9%, в Узбекистане — более чем вдвое. И это не считая Китая, где бензин и вовсе дороже почти втрое. Что касается дизтоплива, в Кыргызстане оно стоит в среднем на 15,7% дороже, чем в РК, в России — на 20,8%, в Узбекистане — более чем в полтора раза. И вдвое дороже, чем в РК, дизельное топливо стоит в КНР.
К примеру, летом и осенью из Узбекистана в РФ и обратно идет колоссальный трафик, везущий плодоовощную продукцию. Да, и помимо транзитного транспорта, топливо из РК "вымывается" особенно заметно во всех приграничных регионах — заехать в Казахстан заправиться давно стало нормой, и не только в рамках ЕАЭС, - говорит эксперт. - Заместитель акима соседствующей с Россией ЗКО Темирхан Мендыгалиев сообщил, что транзитные большегрузы разбирают более 70% выделяемого на регион дизтоплива. Фуры, следующие из европейской части России на восток, заезжают в Казахстан и пользуются бесплатными дорогами, попутно заправляясь казахстанским топливом. И это - не говоря о контрабанде, приваренных дополнительных баках и прочих хитростях, применяемых водителями и не только.
Невзирая на запрет...
Напомним, в этом ноябре в РК введен очередной шестимесячный запрет на вывоз бензина и дизтоплива автотранспортом. Ранее его уже вводили в апреле. В формулировке приказа уточняется, "за исключением вывоза в бензобаках, предусмотренных заводом-изготовителем автомобильных транспортных средств, а также в отдельных емкостях объемом не более 20 литров".
По подсчетам Минэнерго РК, только с мая по сентябрь текущего года спрос лишь на дизельное топливо превысил показатели аналогичного периода 2020-го на 480 тысяч тонн — это месячный объем производства трех НПЗ! Фактически спрос увеличился на 50–60 тысяч тонн в месяц, и наиболее заметный скачок потребления в РК ожидаемо фиксируется именно в приграничных областях.
При таком раскладе дефицит в секторе и сопутствующий ему рост цен закономерны, - подчеркивает представитель ПП ВКО. - Прошлый год — год локдаунов и закрытых границ — отлично показал "стерильную" ситуацию, при которой в отсутствие стороннего "вымывания" внутреннее потребление ГСМ в РК было перекрыто с лихвой и цены на топливо падали. По итогам октября 2020 года то же летнее дизтопливо подешевело на 1,5% к октябрю 2019 года, но уже в октябре текущего года стало дефицитным, и рост цен составил сразу 24,4%.
Напомним, цены на бензин и дизельное топливо в РК с 2016 года государством не контролируются и регулируются только рынком. В этих условиях искусственный дефицит будет неизбежно приводить к росту цен, причем пытаться перекрыть этот дефицит, наращивая внутреннее производство, бесполезно: речь идет не о потребностях казахстанцев, а вывоз из РК будет происходить в любом случае, просто в силу разницы цен.
У нас НПЗ не участвуют в ценообразовании ГСМ для конечного потребителя, - объясняет Данияр Акимбаев. - Казахстанские заводы работают по давальческой схеме. Поставщик нефти (давалец) — ресурсодержатель — передает сырье НПЗ для изготовления нефтепродуктов, будь то бензин, дизтопливо или иная продукция. При этом вся она является собственностью давальца, не завода. Все продукты, полученные в результате переработки, реализуют давальцы самостоятельно, и цены на них определяют, соответственно, тоже ресурсодержатели. Фактически единственный механизм госрегулирования цен на топливо в РК — государство обязывает нефтедобывающие компании поставлять определенное количество нефти (доля отличается для каждого конкретного месторождения) на внутренний рынок. При этом на внутренний рынок ресурсодержатель поставляет нефть по значительно более низкой цене, чем мог бы ее экспортировать, то есть ресурсодержателю это просто невыгодно.
Вырастет, не догонишь!
Этой весной заместитель премьер-министра страны Роман Скляр в ответ на депутатский запрос сообщал: "Коридор низких цен на ГСМ всегда субсидировали недропользователи путем предоставления более низких цен на перерабатываемое сырье. При этом разница от экспортной цены нефти составляла около 50 долларов за тонну, сейчас она выросла до 80–130 долларов в зависимости от направления поставки". Поэтому НПЗ загружают сырьем нередко по остаточному принципу, и не лучшего качества.
К слову, модернизацию на НПЗ в РК проводили не за счет государства - брали на нее займы — причем, в валюте. И возвращать их предприятия также должны в валюте. Инициирована модернизация в 2011 году. Тогда литр бензина популярной марки АИ 95/96 обходился в среднем по РК в 139,4 тенге, летнего дизтоплива — в 92 тенге, а доллар стоил 148 тенге.
С точки зрения инвестиций в модернизацию рост цен на топливо должен был быть соразмерным росту курса доллара. Однако и этого не произошло. В октябре текущего года литр бензина той же марки стоил в среднем 199,5, литр дизельного топлива — 240,9. А вот доллар подскочил в цене до 425,6 тенге. То есть за десятилетний период цены на бензин выросли на 43%, дизтопливо подорожало в 2,6 раза, а доллар — сразу втрое, - резюмирует эксперт. - Обрисуем ситуацию: чтобы удержать цены на топливо, нефтедобывающие компании страны обязывают поставлять дешевое сырье на внутренний рынок. НПЗ при этом работают на самоокупаемости, без закладывания прибыли, регулярно оптимизируют расходы, сокращают численность работников и иными методами как-то снижают себестоимость производства. А в итоге дешевое топливо уплывает из РК в приграничные государства.
Данияр Акимбаев уверен, что решается такая ситуация единственным возможным методом — ростом цен. Во-первых, это вернет интерес ресурсодержателей к внутреннему рынку, позволит полностью загрузить мощности НПЗ, которых вполне хватает на полное закрытие спроса на ГСМ и которые недозагружены, а самим заводам позволит планировать дальнейшие инвестиции в расширение. Во-вторых, снимет вопрос "вымывания" топлива в соседние страны.
Впрочем, роста цен на ГСМ стоит ждать в любом случае, даже без каких-либо специальных действий со стороны государства. До 1 января 2025 года в рамках Евразийского союза будет сформирован общий рынок нефти и нефтепродуктов, что неизбежно уравняет цены на топливо в РК и в странах-союзницах.
К сведению
Сейчас в Беларуси, входящей в ЕАЭС, бензин стоит на 83,6%, а дизтопливо — на 48,2% дороже, чем в Казахстане.
В тему
Основной объем бензина и дизтоплива в РК производят три НПЗ
- Атырауский нефтеперерабатывающий завод (АНПЗ)
- Павлодарский нефтехимический завод (ПНХЗ)
- Шымкентский нефтеперерабатывающий завод "ПетроКазахстан Ойл Продактс"(ПКОП)
Все три НПЗ построены в прошлом веке. К 2018 году проведена масштабная модернизация этих заводов. На них работают высокотехнологичные комплексы с применением технологий мировых лицензиаров Axens, UOP, Haldor Topsoe.
НПЗ производят автомобильный бензин марок АИ-92-К4/К5, АИ-95-К4/К5, АИ-98-К4, реактивное авиатопливо, экологически чистое дизтопливо, гранулированную техническую серу, параксилол, бензол, вакуумный газойль, сжиженный углеводородный газ, топочный мазут, нефтяной кокс, нефтяной дорожный битум и другие виды нефтепродуктов. АНПЗ также выпускает зимнее дизельное топливо Altay-45.