Усть-Каменогорск
пасмурно
+7°
  • Усть-Каменогорск
    +7°
  • Алматы
    +16°
  • Нур-Султан (Астана)
    +2°
  • Актобе
    +15°
  • Форт-Шевченко
    +17°
  • Атырау
    +17°
  • Караганда
    +2°
  • Кокшетау
    +3°
  • Костанай
    +7°
  • Кызылорда
    +15°
  • Павлодар
    +3°
  • Петропавловск
    +3°
  • Тараз
    +16°
  • Уральск
    +12°
  • Шымкент
    +18°
$
448.41
+1.26
481.05
-4.69
¥
61.96
+0.13
4.79
-0.01
Курсы Национального Банка РК

Звоните, если вы стали очевидцем происшествия, ваши права нарушены, или хотите поднять проблему

НАШ КОМАНДИР: памяти друга Сергея Кузнецова

Об истории движения студенческих отрядов ВКО и его лидере

Газета / НАШ КОМАНДИР: памяти друга Сергея Кузнецова
Фото:
Из личного архива Сергея Кузнецова

Кузя, он же Серый, он же хоккеист, легендарный командир областного Студенческого строительного отряда - это все о нем, об уважаемом Сергее Ивановиче, которому принадлежала идея создания книги "На стройке молодости нашей", к 55-летнему юбилею ССО на Рудном Алтае. Благодаря чему я с ним и познакомилась. И в мою жизнь вошел, нет, - ворвался человек сильный, уверенный в себе, преданный друг, нежный муж и отец.

11 (6).jpg

Сергей Кузнецов

Несмотря на то, что болезнь (инсульт) "обескрылила" его в 47 лет, он оставался в строю - энергичный, с чувством юмора, с беспредельной любовью ко всем "соратникам" по студенческому движению, которое набрало особую силу в 70-80-х годах, когда он был командиром областного отряда. И его квартира оставалась штабом, который притягивал многих людей, не только ссошников… Среди них - Александр Викторович Казаков из Санкт-Петербур-га - личность масштабная во всех отношениях, президент группы компаний "КрашМаш", в комсомольской юности командир Казахстанского студенческого строительного отряда. Он постоянно был на связи с Сергеем. Собственно, своим участием (в финансировании книги) продлил жизнь Кузнецова на целых три года… Знал, что бездействие для КОМАНДИРА смерти подобно.

Жизнь продолжается!

Это была любимая фраза Кузнецова. Он был оптимистом в квадрате, не сломленный недугом! Так и встает перед глазами большое кресло, где он восседал в окружении телефонных аппаратов, книг, блокнотов. В руках неизменно планшет, в котором кладезь песен о комсомольской юности. И мы слушали, заряжались… Это кресло было его новым штабом, из которого он командовал, договаривался о встречах с ветеранами ССО, о поездках в Сугатовку, где столько было построено знаменитым отрядом "Дружба"! А главное, построено единение таких разных, но одинаково устремленных ребят из родственных вузов Москвы, Омска, Харькова, Киева, Ташкента, Усть-Каменогорска.

Сергей Иванович восхищал своей скромностью, до последнего момента верстки книги я никак не могла у него взять желаемого интервью. Бесспорно, он стал ее главным героем.

После института Кузнецов работал инструктором отдела строительства Областного комитета партии, трудился в проектном институте, в Усть-Каменогорском объединенном авиаотряде, был заместителем командира по эксплуатации наземных сооружений и строительству и даже успел стать директором АО "Восток-авиа". Но все же, по его мнению, самое значимое в биографии - участие в движении ССО, которое стало мощной реализацией комсомольского братства.

В первый линейный студенческий строительный отряд "Дорожник" он был принят бойцом в июне 1969 года, после окончания 1 курса УКСДИ. Отряд работал в ДСУ-62, выполняя работы на автомобильной трассе Кокпекты - Зайсан. Из-за отсутствия стройматериалов, техники, а может быть, слабой внутренней организованности членов отряда (на первом этапе), работа не задалась. "Одним словом, студенческое движение меня не впечатлило и не вдохновило, - вспоминал он. - Но приходит Александр Петрушов, командир отряда "Мастерок", и решительно заявляет: "Если не пойдешь в ССО, то мы пойдем в деканат! И тебя отчислят". Так в 1970 году Кузнецов стал бойцом "Мастерка". Отряд дислоцировался под Лениногорском. Строили школу на 460 мест, жилые дома для рабочих Леспромхоза. Сережа работал каменщиком, занимался организационными вопросами. За ударный труд и организаторские способности был избран бригадиром. Студенты жили в интернате поселка лесозаготовщиков и часто устраивали с местным населением соревнования по футболу и волейболу. Сергей тоже активно участвовал, потому что был парень спортивный, играл в молодежной хоккейной команде "Торпедо" вплоть до 3 курса учебы в СДИ, а еще играл на гитаре и пел. С последним связана интересная история уже в другом отряде, которая ярко высвечивает характер Кузнецова - не сдаваться ни при каких обстоятельствах.

1971 год. Областным штабом студенческих строительных отрядов его утвердили на должность командира линейного отряда "Гелиос". Работали в совхозе "Калгутинский" Курчумского района. Построили две кошары на джайляу и 8 двухквартирных домов на центральной усадьбе. Успели сделать так много, потому что КОМАНДИР серьезно подготовил отряд к трудовому сезону… Уже с марта не раз ездил в этот совхоз, выяснил, какие специалисты нужны согласно объему работ, искал людей, которые могут обучить бойцов изготавливать саман, блоки из бутового камня. Кузнецов один из первых начал выстраивать алгоритм взаимоотношений бойцов с руководством хозяйств. Порой из-за недостаточного снабжения строительными материалами, обеспечения транспортом, отсутствия должной проектно-сметной документации приходилось решать ключевые вопросы "с чистого листа".

То есть приходит директор совхоза и начинает длину помещения отмерять шагами: будет так! - вспоминал Кузнецов. - Происходит полное отклонение от проектной документации, но он ведь знает, что ему нужно! И мы стоически, без конфликтов, снова рассчитываем смету.

Просто работа

В "Гелиосе" была большая группа студентов-архитекторов. Они рисовали, оформляли интересно объекты. Разработали даже трафарет с названием отряда.

И эмблема "Гелиоса" появилась на наших куртках. А на моей штормовке нарисовали смешного питекантропа, - с улыбкой рассказывал Сергей Иванович. - И все потом выпрашивали у меня эту куртку. Долго я хранил ее как память об этих творческих ребятах, но все же не жадный, подарил кому-то свою реликвию.

Тяжелая работа на стройке была не по свободолюбивой натуре этих творческих ребят. Они часто убегали с этюдниками в лес. И заявили однажды КОМАНДИРУ: "Все! Нам трудно, мы уезжаем!" Но Сергей не растерялся, знал, что архитекторам нравится, как он поет под гитару.

Ладно! Ставлю вам условие: я буду петь для вас целый час у костра. И если хоть раз повторюсь в своем репертуаре, вы уезжаете". Они согласились. И Сергей пел не час, а все полтора. И архитекторы остались.

В ССО был "сухой закон", его нарушение строго "каралось". Но как не отметить день рождения хорошей девчонки, которая тем более повар, кормит вкусно?! "Очень смешно выглядело. Все гуляют, а я с биноклем смотрю на дорогу, не покажется ли машина с командиром областного отряда Набережным. И когда "объект" замечен, даю команду убирать все со стола. На нем немедленно появляются тетради по технике безопасности, - со смехом повествовал гуманный КОМАНДИР. То бишь занимаемся! Но такое случалось, конечно, редко. Иначе как бы мы могли работать с полной самоотдачей?!"

Кузнецов стал одним из новаторов и такого значимого для будущих специалистов движения, как "сами проектируем и сами строим".

В 1972 году Областным штабом ССО он утвержден командиром линейного отряда "Проектировщик", научным руководителем которого стал преподаватель УКСДИ Александр Сергеевич Варсава.

В зимний период бойцы отряда выполнили проектные работы по заказу Усть-Каменогорского свинцово-цинкового комбината. А в третий трудовой семестр летом - воплощали эти проекты в жизнь. Не без гордости акцентировал: "Ведь Восточный Казахстан был первым, кто инициировал эту идею!"

В 1973 году после защиты диплома связь со студенческим движением оборвалась, и он думал - навсегда. Но жизнь, а вернее, соратники по общему делу внесли свои коррективы. "Меня пригласили в Алма-Ату в проектный институт "Казаэро". И вот в один из дней сижу, работаю у кульмана. Звонит руководитель группы, сообщает, что ко мне кто-то пришел. Выхожу. Стоят мои друзья по учебе в СДИ и ССО: Слава Набережный, заместитель командира и Александр Казаков, заместитель главного инженера республиканского штаба студенческих отрядов, - вспоминал Сергей Иванович. - Эта встреча завершилась тем, что я вернулся в Усть-Каменогорск. И в апреле 1975 года на бюро областного комитета комсомола был утвержден на должность главного инженера областного штаба ССО".

В должности главного инженера Кузнецов проработал до 1977 года, а с января следующего года решением Бюро областного комитета партии был утвержден командиром областного штаба ССО, проработав в этом почетном звании до 1981 года.

С моей бытностью командиром областного отряда связаны три прекрасных года - 1979, 1980, 1981, когда к нам приезжали студенты из Ереванского политехнического института. Отряды у них были большие, от 300 до 500 человек. Особенно хорошо трудились они на строительстве Черемшанской птицефабрики - важном объекте, который курировал первый секретарь обкома партии Протозанов. Однажды я чуть припоздал на совещание. Сказал, что автобус задержался. Он пожурил меня: "А что ты ездишь автобусом? Это не дело! Командиру надо везде успевать". И почти сразу за трудовые успехи Александр Константинович выделил областному отряду легковой автомобиль для служебного пользования.

Сергей Иванович с теплотой и благодарностью рассказывал о своих бойцах ССО, умел видеть лучшее в каждом из них. Случались порой и просчеты, которые он самокритично отмечал и тут же исправлял.

В один из дней в штабе появляется Галина Алексеевна Володина, секретарь обкома комсомола, она курировала вузы и учебные заведения. И радостно заявляет, что нашла нам комиссара. Но когда прозвучала женская фамилия, я по-мужски возразил, что "бабе не место на корабле". Володина эмоционально пригрозила, что с нами разберется, а комиссаром все равно будет Виноградова". Сложилась драматичная ситуация. И, как потом оказалось, областной штаб ССО приобрел в лице Галины Дмитриевны настоящее сокровище. "С ее приходом все оживилось в отряде. Инициативная, работоспособная! В общем, с ней в тот год областной отряд занял 1 место в Казахстане. До того дошло, что звонит мне комиссар республиканского отряда Арутюнян: "Сергей, дай нам свою Галю! Надо хорошо отчет написать". Она и это сделала!

11 (4).jpg

P.S. К сожалению, время неумолимо... Нет давно Гали Виноградовой, Славы Набережного, Саши Петрушова… А теперь еще КОМАНДИР смотрит на нас с небес - Кузя, Серега, Сергей Иванович. Поколение особой прочности, когда собственное я уходило в тень созидающего принципа: все для общества, во благо других. Сергей Кузнецов мечтал, чтобы ее читателями стали молодые, чтобы знали, уважали, помнили. Чтобы высокие слова были подтверждены высокими делами. Он так думал и так жил.

Фото:
Из личного архива Сергея Кузнецова
Следующая →