Усть-Каменогорск
ясно
+6°
  • Усть-Каменогорск
    +6°
  • Алматы
    +17°
  • Нур-Султан (Астана)
    +4°
  • Актобе
    +4°
  • Форт-Шевченко
    +9°
  • Атырау
    +6°
  • Караганда
    +5°
  • Кокшетау
    +5°
  • Костанай
    +5°
  • Кызылорда
    +14°
  • Павлодар
    +6°
  • Петропавловск
    +3°
  • Тараз
    +15°
  • Уральск
    +2°
  • Шымкент
    +17°
$
449.58
-0.49
486.94
-1.57
¥
62.22
-0.13
4.86
Курсы Национального Банка РК

Звоните, если вы стали очевидцем происшествия, ваши права нарушены, или хотите поднять проблему

С ветви на ветвь

На прошлой неделе президент страны Нурсултан Назарбаев инициировал конституционную реформу. Глава государства заявил о снятии с себя порядка четырех десятков полномочий и передаче их Правительству и Парламенту.

Ветви, полномочия, ответственность, контроль - кто, с кем, за кем, за что и как? Вряд ли наш читатель перелистывает перед сном учебник «Основы политологии», и поэтому разобраться «с двух нот» в непростой системе отношений и взаимодействия властных структур, многим покажется не так просто. Пояснить теорию «властных» отношений, а также разъяснить «на пальцах», что повлечет за собой Конституционная реформа 2017-го года, мы попросили старшего преподавателя кафедры «История Казахстана и АНК» Восточно-Казахстанского государственного университета им. Д. Серикбаева Гульнару Жанарбаеву.

?Гульнара Нуртасовна, расскажите, пожалуйста, о ветвях государственной власти.
- С начала девяностых годов ХХ века, после распада СССР, в ряде государств, в том числе и в Казахстане шел процесс формирования новых политических систем. Основополагающие принципы государственности были провозглашены и закреплены в Конституции РК 1995 года. Согласно ним Казахстан объявляет себя демократическим, правовым, социальным и светским государством. В демократическом государстве главным источником власти признается народ, а также реализуется принцип разделения государственной власти на три ветви: исполнительную, законодательную и судебную. Каждая из них имеет ряд полномочий и функций, которые определены законодательством нашей страны.
?Что входит в функции законодательной власти?
- Законодательная власть обладает исключительным правом принимать законы. Ее высшим представительным органом является Парламент, состоящий из двух палат: Мажилиса и Сената. Функции парламента - представительная, законодательная, финансовая, учредительная и контрольная. На местах представительная власть - это маслихаты. Депутатов маслихатов избирает народ.
?В чем заключаются задачи исполнительной власти?
- Она обладает правом непосредственного управления государством. Носителем этой власти в масштабах всей страны является Правительство, которое возглавляет всю систему исполнительных органов и руководит их деятельностью. В регионах исполнительную власть представляют акиматы - районов, городов, областей.
?Реформа не затрагивает судебную ветвь.
- Дело в том, что судебная власть - независимая, которая охраняет право, выступает арбитром в споре о праве, отправляет правосудие.
?Что представляет собой парламентско-президентская республика, о котором говорил глава государства в своем обращении?
- В современном политическом пространстве существуют следующие виды республик: парламентская, президентская и смешанного типа.
Президентская республика концентрирует в руках президента полномочия главы государства, В ней происходит внепарламентский метод формирования правительства и избрания президента. Правительство ответственно перед президентом, у которого широкие полномочия. Яркий пример –США и Россия.
В парламентской республике вся полнота власти принадлежит Парламенту. Глава государства избирается Парламентом и несет ответственность перед ним. Он имеет большие полномочия и назначает премьер-министра, который формирует Правительство и отчитывается перед главой государства. Яркие примеры парламентских республик - Австрия, Германия, Италия, Польша, Турция, Израиль.

Смешанная форма - это, когда и парламентская, и президентская власть наделены одинаковыми полномочиями. Например, во Франции, где президент избирается народом и не зависит от Парламента. Но Парламент имеет полномочия издавать законы, и Правительство отчитывается, как и перед Парламентом, так и перед президентом.
?Гульнара Нуртасовна, как будет Казахстан переходить к парламентско-президентской форме?
- Казахстан является на сегодняшний день президентской республикой. Законодательно Президент является не только главой государства, но и наделен рядом широких, в том числе законодательных полномочий. Такая ситуация первоначально была вызвана реалиями времени. В сложный период становления государственности независимого Казахстана, возможно, была необходимость в сильной президентской власти. Однако процесс формирования политической системы нашего государства еще продолжается. Что, кстати, и нашло подтверждение в Обращении президента Нурсултана Назарбаева 25 января 2017 года. Реформирование политической системы, прежде всего, связано с дальнейшей демократизацией политической жизни государства и общества в целом. В предлагаемых поправках четко прослеживается тенденция сокращения ряда полномочий главы государства и передача их Парламенту и Правительству. В частности, предусматривается укрепление законодательной функции Парламента страны. До сегодняшнего момента часть этих полномочий была закреплена в том числе и за Президентом страны - он мог издавать Указы, имеюшие силу закона. Также будут усилены контролирующие функции законодательной власти, что даст Парламенту возможность влиять на процесс формирования Правительства. Оно будет нести ответственность теперь не только перед Президентом, но в большей степени перед Парламентом страны. Целый ряд полномочий социально-экономического характера от Президента также перейдет Правительству и другим органам, представляющим исполнительную ветвь власти, в области экономики, бюджетного планирования и предпринимательской деятельности. Реформирование политической системы может привести, скорее всего, к новой форме государственного управления - парламентско-президентской республике.
Как изменится работа депутатского корпуса, и как относятся народные избранники к возросшему количеству обязанностей, рассказала Депутат Мажилиса Парламента РК от ВКО Ирина Унжакова:
- Лично мое мнение, что увеличится количество коммуникационных, согласительных площадок с Правительством. И решения теперь будут приниматься более равновесно и более согласованно. Естественно, это все вольется в регламент депутатов. Думаю, будет больше взаимодейтсвия с Правительством.
Ответственности у депутатов, бесспорно, прибавится. Получены полномочия на утверждение отчетов Правительства, на утверждение кандидатуры премьер-министра, упрощена процедура выражения вотума недоверия Правительству. Это все, конечно, накладывает больше ответственности на Парламент, потому что права и обязанности неразрывны. И все решения, связанные и с основными фигурами, и с институтами социально-экономического развития, будут теперь приниматься в тандеме с Парламентом. Президент страны очень четко и ясно объяснил: кому, что и куда. Поэтому, даже добавить к этому нечего.

О реформе и новых полномочиях Парламента рассказал и руководитель секретариата Ассамблеи народа Казахстана ВКО Аскар Нургазиев:
- Обращение президента относительно разделения полномочий и передачи около 40 президентских функций представительной и исполнительной власти - это последовательная политика главы государства. Если вы вспомните, на протяжении становления нашего государства этот процесс демократизации общества, децентрализации власти, передачи полномочий от высших органов на места, последовательно шел. В том же ряду мы можем отметить, например, назначение акимов областей. Назначал их президент. Но наступил такой момент, когда президент также назначал акимов областей, но уже с согласия областного маслихата. При всем при этом, Казахстан по форме правления - президентская республика и президентской республикой остается. Чтобы быть парламентской республикой, должна быть прочная и сильная многопартийная система. Поэтому на этапе становления и развития суверенного государства, мы нуждаемся в такой сильной президентской власти. Глава государства сам об этом говорил - когда мы встали на путь независимости, появилось много непонятного. Когда экономика лежала на боку, когда не платили зарплаты, пенсии, нужна была сильная президентская власть. Но наступило время, когда нужно какие-то полномочия передавать и повышать ответственность исполнительных органов власти, центральных и местных. И повышать вес Парламента. В своем обращении президент говорит, что Парламент будет контролировать исполнительную власть. Те шаги, которые предпринимаются, укрепляют политическую систему нашей страны. Обществу нужна стабильность. Чтобы то, чего достиг на сегодня Казахстан, укрепилось и продолжало развиваться. А для этого должна быть незыблемая политическая система и конечно же мир и стабильность в нашем обществе. Все это делается с прицелом на будущее.

Следующая →