Усть-Каменогорск
малооблачно
-13°
  • Усть-Каменогорск
    -13°
  • Алматы
    +2°
  • Нур-Султан (Астана)
    -6°
  • Актобе
    -2°
  • Форт-Шевченко
    +8°
  • Атырау
    +1°
  • Караганда
    -3°
  • Кокшетау
    -9°
  • Костанай
    -7°
  • Кызылорда
    +2°
  • Павлодар
    -11°
  • Петропавловск
    -9°
  • Тараз
    -3°
  • Уральск
    +1°
  • Шымкент
    +3°
$
498.34
519.72
¥
68.79
4.85
Курсы Национального Банка РК

Звоните, если вы стали очевидцем происшествия, ваши права нарушены, или хотите поднять проблему

Шыгысэнерготрейд: за счёт тарифа из долговой ямы

С 1 января 2017 года в Восточном Казахстане выросла цена на электроэнергию.

Среднеотпускной тариф ТОО «Шыгысэнерготрейда» подорожал на 5,5%. Уже в этом месяце за световое благо нам предстоит платить по новым ценам.

Повышение, которого всегда так не хотят потребители, для энергоснабжающей организации - вынужденное. За последние два года плату за электрическую энергию ни разу не меняли. Все многочисленные заявки предприятия на рост тарифа были отклонены, но это, как выяснилось, лишь усугубило ситуацию. Расходы Шыгысэнерготрейда неумолимо растут, ведь поставщики электроэнергии давно перешли на новые расценки, к тому же потребители задолжали предприятию немыслимые суммы, и из-за этого оно само завязло в долгах. Власти и общественники ищут выход – как реанимировать предприятие, чтобы не допустить дальнейшего роста тарифа.

Ощутимая разница

Электроэнергия в Восточном Казахстане подорожала под занавес уходящего года. Защищая новый тариф на общественных слушаниях, представители ТОО «Шыгысэнерготрейд» несколько раз повторили, что никакой выгоды предприятие не получит. Единственное, для чего это нужно, – покрыть хотя бы часть многочисленных убытков.

Определенная их доля возникла из-за того, что поставщики АО «KEGOK» и АО «ВК РЭК», у которых Шыгысэнерготрейд покупает электроэнергию, несколько раз за последние два года повышали свои тарифы. С 1 января 2017 года АО «ВК РЭК» снова поднимает расценки с 3,76 тенге за киловатт-час до 3,82 тенге. Наценяет свои услуги и АО «KEGOK». Шыгысэнерготрейду с его старым тарифом так или иначе приходилось оплачивать дорожающую электроэнергию. И вот теперь разницу все-таки включили в тариф. За счет чего произошло повышение, рассказала начальник отдела бюджетного планирования и экономического анализа ТОО «Шыгысэнерготрейд» Елена Ивченко.
- Конечный тариф для населения складывается из трех составляющих – покупка электроэнергии, передача и снабженческая надбавка или затраты на обслуживание потребителей, - поясняет она. – Наш среднеотпускной тариф до 1 января был 10,526 тенге и средний рост его составил 0,58 тенге за киловатт-час или 5,51%. Покупка электроэнергии стоимостью 5,310 тенге за киловатт-час и снабженческая надбавка, самая убыточная наша составляющая, стоимостью 0,227 тенге за киловатт-час - пока остаются без изменений. Рост идет по передаче электроэнергии, этот пункт с 5,29 тенге за киловатт-час мы повышаем до 5,409 тенге, и по балансировке, то есть разнице производства и потребления электроэнергии, ее мы повышаем на 0,002 тенге. Это за счет роста тарифа KEGOKа.


Кому это выгодно?

На общественных слушаниях представители Шыгысэнерготрейда назвали и еще одну причину повышения платы за электроэнергию. Оказывается, дешевый ночной дифференцированный тариф, на который перешла львиная доля потребителей, а также предприниматели с их пекарнями, прачечными и другими заведениями, энергоснабжающей организации совсем невыгоден. Активное потребление восточноказахстанцами недорогой электроэнергии в темное время суток для ТОО «Шыгысэнерготрейд» обернулось убытками. За 2015 год и 11 месяцев 2016-го на применении ночных дифференцированных тарифов предприятие потеряло 191 млн тенге! И эти убытки по закону энергоснабженцы вправе включить в свой тариф. Такая странная ночная экономия, за которую нас в конечном итоге заставят платить, поднимая стоимость электроэнергии, вызвала недоумение у общественников. Представители Шыгысэнерготрейда поспешили прояснить ситуацию.
- Среднеотпускной тариф, который распределяется на физические и юридические лица, нам устанавливал Комитет (Комитет по регулированию естественных монополий и защите конкуренции РК – прим. авт.), - говорит Елена Ивченко. - Он посчитал, что у нас в ВКО 52% всей реализованной электроэнергии потребляют юридические лица и значит их тариф - 11, 574 тенге и 48% потребляют физические лица, и значит, тариф для населения - 9,383 тенге. Это я называю еще старые цены. Так вот мы подавали наоборот. Физические лица у нас в реалии потребляют 52% электроэнергии, а юридические - 48%. Если есть перекос и возникают убытки, то разницу можно вкладывать в тариф при очередном его рассмотрении.
- Понятно, что вам это все компенсируется, но это же невыгодно потребителям, почему вы тогда не обратились в Комитет, чтобы там сделали правильные расчеты по тем данным, которые вы предоставили? – задала вопрос председатель общественного объединения «Наше поколение» Марина Соловьева.
- Когда мы предоставляем расчеты по тарифу и объемам распределения электроэнергии между юридическими и физическими лицами, Комитет в первую очередь отстаивает интересы последних, - ответил на это заместитель генерального директора по экономике и финансам ТОО «Шыгысэнерготрейд» Еркен Танибергенов. – Если применять фактические доли потребления электроэнергии, получается резкий рост тарифа для населения. Этого нельзя допустить, поэтому Комитет распределяет эти объемы самостоятельно, защищая интересы потребителей.
По словам представителей Шыгысэнерготрейда получается, что если население тратит больше электричества, значит и тариф для простых граждан согласно методике расчета должен быть выше, а у предпринимателей и организаций соответственно ниже. То, что причитается нам, обычным потребителям, мы, как выяснилось, так или иначе выплатим, как бы нам искусственно не сдерживали тариф. Еркен Танибергенов называет это «оттягиванием повышения тарифа по времени». В этой ситуации лично нам непонятно, почему в расчетах, принятых законотворцами на республиканском уровне, не учитывается уровень достатка как рядовых граждан, так и предпринимателей? Как, например, можно сравнивать пенсионера и бизнесмена? Почему простые потребители согласно методике расчета должны платить большую цену за одну и ту же услугу лишь оттого, что потребляем мы больше, чем юридические лица? И что это за методика, при которой Комитету приходится приписывать предпринимателям лишние объемы потребления электроэнергии, лишь бы не допустить резкий скачок тарифа для населения?

Повысят и ещё раз повысят

Представители Шыгысэнерготрейда подтвердили, что не удовлетворятся только этим повышением в 2017 году. Мы уже писали, что в Казахстане меняется законодательство в области защиты конкуренции и вместо регулируемых рынков, которые всегда контролировали антимонопольщики на предмет обоснованного повышения тарифов, теперь создадут общественно-значимые. Это те сферы, где возможно социальное напряжение из-за роста цен на услуги и где государство по-прежнему оставляет за собой контроль и регулирование. Войдет в перечень этих сфер и энергетика.

Однако пока закон по общественно-значимым рынкам на стадии расмотрения, такие предприятия как Шыгысэнерготрейд могут уже без подачи заявки в Департамент по регулированию естественных монополий и защите конкуренции по ВКО повышать свой тариф. Что и было сделано.

Представители компании пока включили в него самое необходимое и успокоили нас: электроэнергия в ВКО по-прежнему остается самой дешевой в республике.
- Новый тариф в ВКО в размере 12,439 тенге за киловатт-час с учетом НДС ниже среднереспубликанской цены на 4,786 тенге и ниже максимального тарифа, который установлен в Костанайской области на 7,676 тенге, - сообщил Еркен Танибергенов. - Близко к нам по стоимости электроэнергия в Павлодарской области, где плата за нее составляет 13,776 тенге за киловатт-час.
Но долго ли наш тариф будет самым дешевым? Заместитель генерального директора по экономике и финансам ТОО «Шыгысэнерготрейд», едва успокоив нас, тут же сказал, что после внесения изменений в законодательство, предприятие снова подаст заявку на увеличение тарифа. И речь пойдет теперь уже об удорожании снабженческой надбавки или так называемых затрат на обслуживание потребителей.

Здесь у предприятия тоже нет иного выхода, кроме как повышать плату за свои услуги. Энергоснабжающая организация практически находится на грани банкротства, а все потому, что у нее накопились немыслимые долги. Во-первых, компании не платят потребители. Это физические лица и коммунальные предприятия, такие как «Теплокоммунэнерго» города Семея и зыряновский «Водоканал».
- Практически вся задолженность физических лиц текущая, она перекрывается следующим месяцем, но есть и просроченная - 250 миллионов тенге, - говорит Елена Ивченко. - Но основная доля, - примерно миллиард тенге и эта цифра стабильно держится, - это долги коммунальных предприятий.
Из-за того, что энергоснабжающая организация не дополучает внушительные суммы от своих потребителей, она сама не может рассчитаться со станциями и поэтому берет кредиты в банках. Кредиторская задолженность предприятия уже составляет 1 млрд 700 тысяч тенге!
- Банковские проценты сидят в нашей снабженческой надбавке, пока мы ее не повышаем, но мы зажаты сейчас в такие тиски, несем такие затраты, что эти 5,5%, на которые мы поднимаем тариф сейчас, нам погоды не сделают, мы просто возьмем их с потребителей и отдадим ВК РЭК и KEGOKу, - добавляет Елена Ивченко.

Козёл отпущения?

Шыгысэнерготрейд уже давно стали крайними. Тарифы поднимают поставщики электроэнергии, а отвечать перед населением приходится энергоснабжающей организации. Понятно, что социальный вопрос, никто не хочет повышения, но и предприятие уже в таких долгах, что дальше некуда. На общественных слушаниях выяснился еще один нюанс. За электроэнергию мы платим обычно до 25 числа месяца, притом за тот объем электроэнергии, который уже потребили, а Шыгысэнерготрейд покупает ее заранее. На какие деньги? Как раз за счет банковских кредитов, проценты с которых неизбежно заложат нам в тариф.

Почему от таких вот несостыковок, чьих-то долгов должны страдать добросовестные потребители, которые оплачивают счета по квитанциям заранее, например, до 10 числа? Такой вопрос задала Марина Соловьева, имея ввиду пенсионеров, которые обычно платят за комуслуги исправно - сразу, как только получат пенсию. Согласилась с общественницей и первый заместитель председателя Усть-Каменогорского филиала партии «Нур Отан» Майраш Екибасова и попросила специалистов ТОО «Шыгысэнерготрейд» посчитать, какое количество потребителей рассчитываются за электроэнергию до 25 числа.
- Я думаю таких потребителей нужно поощрять, предоставлять им скидку, чтобы вам было легче, и чтобы людей стимулировать на раннюю оплату, - предложила Майраш Шайзадиновна. - Нужно вообще внести предложение, чтобы изменили законодательство по срокам оплаты комуслуг. Пусть люди платят заранее, чтобы уйти от этих кредитов. Мы инициируем такое предложение и это будет один из механизмов, как не допустить дальнейшего роста тарифа.
Кроме этого Майраш Екибасова запросила информацию по предприятиям-должникам и пообещала помочь Шыгысэнерготрейду с погашением задолженности. Специалисты организации, к слову, сами на днях выезжали в рейд по должникам. Но после такого объезда квартир нам стало не по себе. Мы увидели, что свет за неуплату обрезают тем, кому за него просто нечем заплатить. В следующем номере «Устинки плюс» мы расскажем о семье инвалида второй группы, который попал в число таких неплательщиков.

Горько, что уровень жизни людей упал настолько, что некоторые из нас не могут себе позволить элементарного. Те же коммунальные предприятия Семея и Зыряновска задолжали потому, что им тоже не платят потребители. Разве решит рост тарифа проблему? Он усугубит ее! Надо пересматривать методики расчетов, вносить изменения в сроки оплаты, чтобы Шыгысэнерготрейд остался на плаву, и чтобы у потребителей с минимальными зарплатами и пенсиями не забирать последнее.

Мнение эксперта

Председатель экспертной группы по вопросам ЖКХ по ВКО Эдуард Датчиков:
«Шыгысэнерготрейд - конечное звено, доля которого в тарифе ноль и десятые процента, но предприятие все время сталкивается с негативными моментами от населения. Конкретно для этого повышения есть объективные причины, это тоже самое, что нам добавляют пенсию или зарплату на инфляцию. Тариф, хотим мы этого или нет, будет расти».

Следующая →