Усть-Каменогорск
малооблачно
-13°
  • Усть-Каменогорск
    -13°
  • Алматы
    +2°
  • Нур-Султан (Астана)
    -6°
  • Актобе
    -2°
  • Форт-Шевченко
    +8°
  • Атырау
    +1°
  • Караганда
    -3°
  • Кокшетау
    -9°
  • Костанай
    -7°
  • Кызылорда
    +2°
  • Павлодар
    -11°
  • Петропавловск
    -9°
  • Тараз
    -3°
  • Уральск
    +1°
  • Шымкент
    +3°
$
498.34
519.72
¥
68.79
4.85
Курсы Национального Банка РК

Звоните, если вы стали очевидцем происшествия, ваши права нарушены, или хотите поднять проблему

Есть такая профессия – дарить надежду…

Они спасают, хотя и не работают в службе ЧС, врачуют чужие тела и души, хотя не давали клятву Гиппократа

Они выбрали сложный и порой остающийся без внимания труд. Люди с большим сердцем работают среди тех, кого мы, «нормальные», не хотим замечать. Но дети и взрослые с ограниченными возможностями, бывшие заключенные, одинокие пенсионеры, бездомные и забытые всеми ждут помощи и надеются только на них - скромных социальных работников.
Социальный педагог из ОО женщин-инвалидов «Алтын-Ай» Анжела Русакова пришла в эту профессию недавно, но совсем не случайно. Ее младший «солнечный ребенок» родился с синдромом Дауна, и тогда женщина поняла, что в ее силах сделать шаг навстречу не только к нему, но и десяткам других людей с инвалидностью. Накануне Дня работников системы социальной защиты команда «Устинки плюс» побывала в том месте, где молодым людям с психоневрологическими заболеваниями каждый день дарят надежду на полноценную жизнь.


Делу – время…

Пытаясь устроить своего малыша с ограниченными возможностями в садик, Анжела Витальевна столкнулась с тем, что десятки таких же мам и пап просто не знают о том, где им могут помочь и в итоге надеются только на себя. Но женщина не сдалась, стучала во все двери, искала поддержки у неправительственных организаций. Однажды она услышала об «Алтын-Ай» и его уникальном проекте.

- Полустационар для детей старше 18 лет, имеющих психоневрологические отклонения, это именно то, что я искала и даже пожалела, что не пришла сюда раньше, - делится педагог. - Здесь особенный молодой человек может беспрепятственно заниматься спортом и творчеством, ходить в музеи, театры, кино, клубы, на курсы и даже выступать на сцене.

Моя собеседница уверена, что пока не встретишься и не пообщаешься с его воспитанниками, никогда не узнаешь всю силу человеческой доброты и душевности. Я уже не раз была в гостях у алтынаевцев, общалась с руководителем и педагогами, но с ребятами никогда не знакомилась.

«О чем с ними разговаривать? Вдруг буду их смущать?» - спрашивала я себя, разглядывая огромный стенд достижений и будней детей, установленный в фойе. К счастью, парни и девушки сразу дали понять, что не кусаются. Узнав, что я работаю журналистом и хочу рассказать об их здешней жизни и наставнике, многие заинтересовались.
- Журналисты про нас пишут, - деловито говорит мой новый знакомый Сергей. – Это раньше мы дома сидели, а сейчас ходим пять раз в неделю в САД (– прим. авт.), отдыхаем, в спортзалах и в библиотеке занимаемся.
- Чему вы за это время научились? – спрашиваю заинтересованно.
- Ой, многому! - поделился парень. - Можно на компьютерные курсы ходить и на парикмахерские, получать разные знания, учить языки. Я теперь могу сам «компы» ремонтировать. А еще мы на сцене выступаем, сами номера придумываем и репетируем. Хотите, покажем? У нас классное видео есть со Дня инвалида (показывает отрывок из сценки по сказке Александра Пушкина – прим. авт.)…

Люди без масок

- У ребят богатый внутренний мир, - делится социальный педагог. – Когда я только переступила порог полустационара, меня поразила открытость воспитанников, они живут без масок. Если любят, то навсегда, а если нет – то никогда не будут притворяться. Такие дети помогают многое осмыслить. Глядя на них, начинаешь ценить то, что имеешь. Утренние обнимашки, искренние расспросы и переживания о том, как идут мои дела – это не передать словами, просто нужно пережить.
В том, что это действительно так, я тоже смогла убедиться.

- Какие у тебя волосы красивые, длинные, - делает мне комплимент девушка по имени Настя. - Ты их заплетаешь? Нас этому научили, а еще подстригаться, краситься и шить. На праздники у нас всегда все приходят красивые и нарядные…
- У вас здесь выставка творчества, это все вы сами сделали? – спрашиваю я.
- Конечно, а кто еще, - удивляется девушка. – И это только часть поделок, кто-то их дарит, а кто-домой забирает, - отвечают ребята.
Вы когда-нибудь задумывались над тем, о чем мечтает молодой человек с особыми потребностями? О дорогой машине, мешке денег, яхте, доме и шубе? Нет. Судя по нашей с ребятами беседе, мечты у них более приземленные. Для многих мечта всей жизни: собака, хорошая работа, грамотная речь, а кто-то очень хочет найти свою вторую половинку, чтобы мама и папа всегда были рядом…

Двоек здесь не ставят

Как в любом коллективе здесь есть место любви, дружбе, конфликтам, переживаниям, зависти. Задача социального работника – направить всю энергию и эмоции в нужное русло.
- Воспитанники воспринимают себя обычными людьми, впрочем, мы так к ним и относимся, - говорит Анжела Витальевна. – Нет сюсюканья, ведь ребята не любят, когда их жалеют. Конечно, кто-то приходит сюда, чтобы просто провести время и пообщаться, но большинство мечтает состояться как личность, они строят планы, все по мере возможностей. Единственное, что осталось от «вчерашних инвалидов» - это любовь к подаркам, видимо, привыкли, что только по праздникам о них вспоминали.
Недавно в полустационаре запустили проект самоуправления. Дети, которые смогли чему-то научиться, пытаются передать свои знания другим, и это хорошо работает! Оказалось, что если объясняет педагог, кто-то из ребят может и не воспринимать информацию, но когда сделать то или иное тебе советует друг – совсем другое дело. Здесь не ругают и не ставят двоек за плохое поведение. На словах кажется все просто, но объединению понадобились годы, чтобы заявить обществу о том, что особенные люди живут среди нас. Впереди еще очень много работы и нерешенных проблем и самая главная: что с ними будет, если ребята останутся одни?
- Раньше доходило до того, что родители с опаской отпускали детей в полустационар и постоянно спрашивали: «А что ты сегодня ел?», «Как ты себя вел?», и мы работали с ними по системе: сдал ребенка – принял, - продолжает Анжела Витальевна. - Сейчас ребята спокойно гуляют по городу, а их мамы и папы уже просят нас помочь трудоустроить детей, найти для них место в жизни, доказать, что они не пропадут. Вот таких высот достигли наши родители!

Сделай себя сам!

Профессия социального работника требует много энергии, мудрости и сил. Так что же позволяет Анжеле Витальевне не выгорать эмоционально, ведь, возвращаясь домой, она, можно сказать, заступает еще в одну смену?

- Воспитываю и своего, и чужих детей как полноценных членов общества, - говорит женщина. – К примеру, два моих старших сына относятся к младшему без лишней жалости и инфантильности. Мы живем в квартире, но чтобы в будущем младшенький смог сам себя обеспечить, хотим переехать в частный дом. Зачем? Для того чтобы сын знал: что он вырастит на огороде или в сарае, то съест или продаст. Не нужно создавать для таких детей тепличных условий, каким бы жестоким ни был окружающий мир. К счастью, сегодня многие алтынаевцы понимают, что смогут руками сделать многое. Некоторые девочки говорят, что мечтают стать поваром, официантом и даже уборщицей. У них в почете физический труд. Иногда иду на работу и думаю: как же я устала, как все это тяжело дается, а переступишь порог – дети к тебе подбегут, обнимут, и сразу хочется жить. Как же вы будете без меня? Да что там вы, как я буду без вас?

P.S. Я, хотя имею педагогическое образование, все время боялась сказать или спросить что-нибудь не то и тем самым неосознанно ранить новых знакомых. Но, видимо, зря переживала - мы одарили друг-друга улыбками, и на прощание одна из девушек угостила меня конфетами. Я шла домой и думала об этих удивительных детях, в моей душе все смешалось: радость, грусть, волнение, переживание и безумное желание двигаться вперед. Ребята, какие вы молодцы! Не теряйте своей непосредственности и веры в чудо!
Следующая →