Усть-Каменогорск
пасмурно
-4°
  • Усть-Каменогорск
    -4°
  • Алматы
    +1°
  • Нур-Султан (Астана)
    -7°
  • Актобе
    -3°
  • Форт-Шевченко
    +10°
  • Атырау
    +5°
  • Караганда
    -8°
  • Кокшетау
    -5°
  • Костанай
    -5°
  • Кызылорда
    +3°
  • Павлодар
    -8°
  • Петропавловск
    -7°
  • Тараз
    +3°
  • Уральск
    +5°
  • Шымкент
    +7°
$
498.34
+3.47
519.72
-0.93
¥
68.79
+0.45
4.85
-0.06
Курсы Национального Банка РК

Звоните, если вы стали очевидцем происшествия, ваши права нарушены, или хотите поднять проблему

За семью печатями

Легко ли проверить бухгалтерию своего кооператива?

Мы продолжаем проект на тему работы КСК. В предыдущих публикациях мы неоднократно делали акцент на то, что кооператив - это прежде всего собственники, которые сами(!) избирают руководство и решают, на какие средства и как им жить. Но какой часто тайной покрыты финансы КСК - бухгалтерия, сметы, отчеты! С каким отпором сталкиваются наши читатели, пытаясь хотя бы отчасти заглянуть в денежную подноготную кооперативов и недоумевая - почему председатели некоторых КСК держат такую глухую оборону! Есть ли на них управа? И как можно проверить работу своего кооператива? Попробуем разобраться.

Тайну за семью печатями своего КСК наша читательница, Алла Зырянова, проживающая по улице Крылова, 74, пытается «разгадать» уже несколько лет. Успех - переменный.
В 2014 году в нашем доме объявили о капитальном ремонте холодного и горячего водоснабжения, - рассказывает Алла Петровна. - Никаких документов в КСК не предоставили, решения Правления не было. Просто в один день появилось объявление о том, что жильцы должны сдать деньги на ремонт.
Систему отремонтировали, а жильцов пригласили принять работу. Алла Зырянова и другие активисты живо откликнулись и спустились в подвал. Вооружившись «метром», люди измерили новые трубы, вот только их фактическое количество почему-то расходилось с заявленным кооперативом.
Согласно сметы стоимость ремонта составляла 1 206 000 тенге, - вспоминает женщина. - Но мы тщательно пересчитали ее, и выяснили, что ремонт обошелся всего в... 800 тысяч тенге!
Инициативной группе на удивление удалось заставить руководство КСК вернуть людям лишние деньги. Но осадок недоверия появился.
После инцидента председатель Людмила Белянцева сразу ушла в отпуск, - усмехается Алла Петровна. - Нам пришлось самим привести подвал после ремонта в порядок - утеплить и покрасить трубы, убрать мусор.
Бардак, который пришлось разгребать крыловцам, поверг их в шок. На что шли средства, ежегодно планируемые кооперативом на уборку подвала? На что вообще расходуются остальные эксплуатационные расходы? Как получается, что можно легко приплюсовать к смете 400 тысяч совсем не лишних для людей тенге?

Алла Зырянова тогда решила - эти вопросы не останутся для нее риторическими.


Волосы дыбом

Алла Петровна и еще две женщины решили создать ревизионную комиссию по их дому и получили на это одобрение жильцов. С тех пор начались ее мытарства и перманентная борьба с руководством КСК. Сначала с предыдущим, затем с нынешним. Идея проверить финансы родилась не на пустом месте, ведь по ее словам, с 2011 по 2013 год не было собраний, сметы не утверждались.
Мы стали задавать вопросы - дайте нам смету, покажите, как расходовались наши деньги? - рассказывает Алла Зырянова. - Нам ничего не предоставляли.
Инициативная группа «стучалась» выше - писали письма коммунальщикам, властям города. Только после личного приема у акима города в 2015 году лед тронулся. Руководитель жилищной инспекции областного центра Фархат Жилибаев настойчиво попросил руководство КСК «Доля» предоставить, наконец, нужные бумаги ревизионной группе. У последних от увиденного волосы встали дыбом.
К примеру, по протоколу 25 сентября 2012 года было общее собрание в подвале дома 68, на котором якобы присутствовало 114 человек, - рассказывает Алла Зырянова. - Помещение, к слову, умещает полсотни людей максимум. На том собрании было единогласно принято решение о повышении тарифа с 19 до 22 тенге. А ведь из более тысячи членов КСК там даже по бумагам не присутствовало и десятой части.
В бумагах, добытых с помощью Жилинспекции, инициативная группа обнаружила и акты ревизионных комиссий за 2011-2012 года, и отчеты аудитора за 2013-2014.
Я по образованию экономист, много лет работала с цифрами и планами, которые защищать приходилось в Минсредмаше, - рассказывает женщина. - Мы стали вникать в эти акты. Это не акты. Они ничего не отражают, к примеру, в них не указано, что должно быть по смете, а что было фактически.
Еще об одном «собрании», на котором в очередной раз повышали тариф в КСК «Доля», инициативная группа также узнала только из полученных документов. Оказалось, предыдущий состав КСК (председатель Белянцева, бухгалтер и мастер) ушел одновременно, по-английски, не отчитавшись. После этого прошло расширенное заседание Правления, где вместе с повышением тарифа выбрали и новое руководство.
Все втихаря, - говорит Алла Зырянова. - Новый председатель, новый бухгалтер, новый тариф.
Мы не выбирали - так кому нести и доверять наши взносы?

Цель повышения

Фактов все прибавлялось.

- В мае 2016 года была проведена ревизия по итогам 2015 года, - рассказывает женщина. - Ревизор доложила, что зарплата по нашему КСК составила 9,5 миллионов тенге, с перерасходом на 285 тысяч тенге. В отчете указала: «Причина, по пояснению главного бухгалтера, это перерасход фонда оплаты труда - компенсация за неиспользованный отпуск ушедшим председателю КСК и мастеру». Мы были возмущены - как ни спросишь, где Людмила Михайловна, отвечают, она в отпуске! Где мастер? Он в отпуске. А оказывается — они не отгуляли… Или к примеру, выяснилось, что по нашему дому насчитали 179 тысяч тенге лишних расходов. После признали, что ошибочно отнесли 122 тысячи из них на амортизацию. Амортизацию чего? Ведь у нас только общая собственность, основных средств нет! Немало вопросов вызвал и рост тарифа.

- В 2016 году он был повышен на три тенге, и это дало прирост доходов КСК на 2,2 миллиона тенге, - продолжает экономист. - А затраты зарплату на 2016 год председатель Екимова поднимает на 1,9 миллионов тенге. Из оставшихся 300 тысяч тенге 136 идут в резерв, остается около 170 тысяч тенге на содержание дома. Значит, причина повышения тарифа - не подорожание электроэнергии или других комуслуг, а повышение зарплаты заново пришедшему руководству? Без собрания опять же она нанимает юриста. Каков штат в КСК, спрашиваем? Но штатное расписание нам не давали...


Средненько?

Интерес к штатному расписанию привел в редакцию «Устинки плюс» и другого нашего читателя - Валентина Кадолу. Впрочем, у жителя улицы Виноградова и пенсионерки с улицы Крылова больше сходства, чем кажется - у обоих накопились вопросы к своим КСК, и оба не могут получить на них ответы, которые ищут, надо сказать, практически в одиночку.
- Их бухгалтерия - это темный лес, - считает Владимир Трофимович. - Но люди сейчас настолько безразличные, не хотят разбираться, знают, что с КСК бесполезно связываться. Вот откуда такие зарплаты?
Валентин Кадола показывает штатное расписание своего КСК «РАД» на 2016 год, которое он не без труда «раздобыл» - оклад председателя 94 600 тенге, мастера 62 500, бухгалтера 68 750 тенге. Вполне себе средненько?
- А вот рядом - премии, - поясняет Валентин Трофимович. - В 2015 году они выписывали себе по 8 000 тенге, а в 2016 - уже по 14 тысяч. Плюс совмещение, итого, к примеру, зарплата председателя выходит 122 тысячи тенге.
О каком совмещении идет речь, мужчина так и не понял. Как и не понял, кто избрал Правление, как решением Правления подняли тариф с 23 тенге до 30 тенге, вывели коммунальное освещение в отдельную плату и многие другие вещи. Разобраться Валентин Кадола предложил корреспонденту газеты вместе, пригласив на очередное собрание КСК «РАД» в марте этого года.

Повестка собрания обещала быть насыщенной: «Отчет управляющего КСК за 2016 года», «Отчет бухгалтера» и «Отчет ревизионной комиссии», и автор с большим энтузиазмом откликнулся на приглашение…

Ликбез не по теме

Сказать, что журналисту на собрании были не рады, ничего не сказать. Без особой милости встретили и нашего читателя - Валентина Кадолу. На его просьбу предоставить заявленные в повестке дня отчеты бухгалтер отрезала: «Я с должниками не общаюсь!». Впрочем, третьим(!) присутствующим на собрании был законопослушный, читай, без долгов, собственник Александр Георгиевич, поэтому господин председатель все-таки «провел» собрание. Хотя как провел? Попросту сменил тактику.

Вместо того, чтобы сразу перейти к отчетам, Алтай Аяганов начал долгие разглагольствования: о пользе общедомовых приборов учета, о нужности автоматических регуляторов на системе горячего и холодного водоснабжения, о неизбежности установки видеонаблюдения во дворах.

На настойчивую просьбу перейти-таки к повестке дня, председатель КСК «РАД» ответил автору:

«Вы никто и звать вас никак, вас пригласили, вот и сидите молча, мы можем говорить о всем, что угодно - про охоту, рыбалку, травить анекдоты, а вы слушайте».
Двум участникам собрания и мне битый час пришлось слушать про будущие пенсии, очереди в санаторий и даже нравы нынешней молодежи.

В середине «лекции» председатель все-таки попросил бухгалтера предоставить отчеты. Вместо этого женщина распечатала ведомость по должникам - мол, вот, Валентин Трофимович, у вас долг за два месяца. Затем молча надела пальто и ушла...

Я вам пишу...

Однако вернемся к нашим баранам, вернее к документам КСК «Доля», которые до сих пор по листику, по бумажке выуживает Алла Зырянова. Общение между собственницей и руководством кооператива давно перешло в эпистолярную форму.

«Ваше заявление рассмотрено, - пишет в ответе председатель кооператива Лариса Екимова (орфография и пунктуация сохранены). - Сообщаем что согласно п.4.3 КСК «Доля» член КСК имеет право получать, в том числе ЗНАКОМИТЬСЯ с данными, включая протокола собраний, бухучета, отчетности, сметой и другими. Именно «знакомиться». Вы можете ознакомиться на месте, в КСК. Кроме того, Устав КСК - это не простая бумажка, а юридический документ, зарегистрированный в органах юстиции и выдавать ее на руки мы можем по решению соответствующего юридического органа для определенно назначенной цели».

В письме госпожи Екимовой есть ответы и на другие вопросы «непокорных» жильцов:
«КСК не обязано Вам предоставлять все договора, которые заключаются КСК, они к вам отношения не имеют по той причине, что договора заключается на все КСК, а не конкретно на Ваш дом», - продолжает Лариса Екимова.
С должниками в КСК «Доля», судя по всему, разговор тоже короток.
«По Вашему анализу вы выставляете сумму 179 621 тенге и Вы просите включить ее как остаток неиспользованных денежных средств, но вы не берете во внимание долг по вашему дому, в том числе и ваш личный долг перед КСК, который вы оплачиваете как сами считаете по своим расчетам. Если от долгов отнять эту сумму, Вы увидели бы фактическое наличие денежных средств на вашем доме».

Никто не жалуется?

В телефонном разговоре председатель КСК «Доля» Лариса Екимова посетовала корреспонденту - мол, Алла Зырянова «всю кровь из нее выпила», и вообще «поймите, ей 76 лет».
- Выжили Белянцеву, теперь за нас взялись, - говорит председатель. - Требуют какие-то документы 2012, 2013, 2014 года. Вы дайте опомниться! КСК работает, все в порядке, вы придите - все покрашено: лавочки, песочницы. Все хвалят, никто не жалуется. Подъезд в их доме начали ремонтировать.
За подъезд на самом деле принялись. Вот только договор на ремонтные работы в КСК показывать... отказываются.
- Я ей покажу договор и что? Она спросит, сколько мы платим, - говорит Лариса Екимова. - Ей надо, чтобы за 50 тысяч подъезд отремонтировали. Она отстала от современной жизни, сейчас цены уже не те. Мы делаем за 160 тысяч тенге.
Не многовато ли? Наверняка не только Алле Петровне сумма за ремонт подъезда может показаться завышенной.
- Нет, не многовато! - заверила Лариса Екимова. - Везде берут 250!
Свои доводы председатель КСК приводит и в отказе показать штатное расписание.
- Штатное расписание ее тоже не касается, - уверена руководитель кооператива. - Потому что относится не конкретно к ее дому, а ко всему КСК. И должникам - да, почему им должны давать отчеты? Есть сайт, все там выложено. Либо на доске объявлений висит.

Семь нарушителей

В Жилищной инспекции Усть-Каменогорска «Устинке плюс» пояснили, что практика «посылания» к доске объявлений, кстати, нормальна.
- По закону «О жилищных отношениях» орган управления, руководитель должен представлять собственнику возможность посмотреть отчетность, а не предоставлять их лично, нарочно, - говорит руководитель ведомства Фархат Жилибаев. - Пришел, попросил, ознакомился, почитал. Если нужно - сфотографировал для себя.
Кроме того, уже второй год работает сайт жилинспекции kdmyk.kz, куда кооперативы выкладывают ежеквартальные отчеты.
- С этого года мы переработали форму отчета, детализировали ее, - говорит Фархат Патрисович. - Теперь видно, сколько идет на зарплату не только административному персоналу, но и техническому - дворнику, сварщику, электрику. Представлена более полная информация.
На сегодня за первый квартал из 1674 многоквартирных домов на сайте отчитались порядка тысячи. Остальные, считает руководитель жилинспекции, либо не хотят отчитываться, либо у них в документах попросту творится бардак.
- Если собственник не нашел отчета на портале или пошел в кооператив, и там ему не предоставили отчетность, он может прийти к нам и написать заявление-жалобу, - поясняет Фархат Жилибаев. - Тогда мы открываем проверку через прокуратуру.
За полтора года специалисты провели уже 50 таких проверок. В семи кооперативах ( в том числе и в КСК «Доля») нашли нарушения, вынесли предписания и привлекли к административной ответственности.
- Все семь пока получили предупреждения, - рассказывает жилищник. - При повторном нарушении им грозит штраф в размере 10 МРП, в последующем - до 100 МРП.
Но, увы, признались в Жилинспекции, приструнить председателя кооператива могут только в том случае, если он не предоставит собственникам два вида документов - годовую смету расходов и доходов и ежеквартальный отчет. Все. И да, по закону в кооперативе обязаны показывать и штатное расписание, и какие угодно договора, другие бухгалтерские документы. Причем задолжал ты или нет, роли не играет, государство таких ограничений не ставит. Опять же - обязаны предоставить любой документ вне зависимости от того, касается он только одного дома или всего кооператива. Но за их «сокрытие» жилищники никаким образом наказать руководство не могут. Нет у них таких полномочий.

Как нет и прав проверять финансовую деятельность КСК. Проверить ее не может никто, кроме самих жильцов. Выбрать ревизионную комиссию и вперед! Вот только большинство из нас далеки от азовбухгалтерии, и то, что смогла увидеть опытный экономист, мы можем не разглядеть или не понять. Ну насчитают нам «амортизацию» или «компенсацию за не использованный отпуск», а на самом деле на что пошли деньги? Толку будет от такой ревизионной комиссии немного.
- Вот поэтому желательно, чтобы членами ревизионной комиссии выбирали людей опытных, - говорит Фархат Жилибаев. - Тех, кто работает или раньше трудился бухгалтерами или экономистами на производстве.
Найти таких в вашем КСК непросто? Выход один - нанимать аудитора и платить ему деньги. Чтобы в результате сэкономить свои же.

Нет поддержки?

«Плати и молчи» - Алла Зырянова, Валентин Кодула и другие читатели «Устинки», которые, не будем скрывать, часто обращаются в редакцию, уверены, что именно по такому принципу работают многие КСК.

Почему так нервничают некоторые председатели кооперативов, стоит лишь завести речь об отчетах и прозрачности? Мы убедились, что добросовестные и честные КСК есть. Тот же «Контакт», который легко шел на контакт и без тени сомнения раскладывал на столе перед нами любые бумаги. Штатное расписание? Пожалуйста, работают ведь люди, а не агенты разведки. Смета? Пожалуйста! Что делать людям, которые не могут добиться «рассекречивания секретных данных»? Звонить Фархату Патрисовичу? Или пытаться попасть на прием к новому акиму? 
- К нам поступает чрезвычайно много жалоб на КСК, - рассказала председатель ОО «Наше поколение» Марина Соловьева. - Такая же ситуация, как в КСК «Доля», складывается в «Контуре», «Руслане» и многих других кооперативах. Люди взбудоражены — не могут добиться от руководства ответов на вопрос: куда идут их эксплуатационные расходы? Некоторые председатели словно считают, что взносы - это их личные деньги.
Марина Михайловна рассказывает, что в одном из кооперативов в пылу споров пришлось даже вызывать наряд полиции.
- Председатели встают на дыбы, защищают свои интересы: «Не вмешивайтесь в наши финансовые дела!»,- говорит общественница. - Мы обращались и в прокуратуру, но в надзорном ведомстве заявили, что не имеют права проверять хозяйственную деятельность КСК.
Единственное, что остается людям - обращаться в суд. Но разве это нормальный выход?  
- Мы можем проверить кооператив только по 13 пунктам, - пояснили и в Жилинспекции. - Они четко определены, и за их рамки выдвинуться мы не можем.
А ведь Жилинспекция - пока единственный госорган, который наделен более или менее адекватным количеством контролирующих полномочий в отношении КСК. Что намерены менять законодатели Казахстана, чтобы отрегулировать эту лихорадящую сферу, читайте в следующем материале проекта.


ИНФОБОКС:

Доступ к любым отчетам можно получить, зарегистрировавшись на портале kdmyk.kz. Отметим, что проштудировали сайт, отчеты - есть. Но обратим внимание - цифры (зарплата, расходы на содержание и т.д.) указаны для каждого объекта кондоминиума, а не для всего КСК.
Следующая →