Өскемен
пасмурно
-10°
  • Өскемен
    -10°
  • Алматы
    -2°
  • Астана
    -6°
  • Ақтөбе
    -2°
  • Актау
    +10°
  • Орал
    +3°
  • Қарағанды
    -8°
  • Көкшетау
    -6°
  • Қостанай
    -5°
  • Қызылорда
    +3°
  • Павлодар
    -9°
  • Петропавловск
    -8°
  • Тараз
    +1°
  • Туркестан
    +2°
  • Шымкент
    +5°
$
498.34
519.72
¥
68.79
4.85
ҚР Ұлттық банк курстары

Егер бір оқиғаның куәсі болсаңыз, құқығыңыз бұзылса немесе қандайда бір мәселені көтергіңіз келсе, бізге хабарласыңыз

Через тернии – к культуре: история постройки досуговых зданий в Усть-Каменогорске

В послевоенные годы в областном центре строились клубы и дома культуры, принадлежавшие ведомствам и предприятиям города. Однако их возведение не обходилось без проблем

Усть-Каменогорск и ВКО / Усть-Каменогорск / Через тернии – к культуре: история постройки досуговых зданий в Усть-Каменогорске
Фото:
Фото автора

В Усть-Каменогорске один за другим организовывались культурные учреждения. Церемонии торжественного открытия монументальных построек – события, надолго врезавшиеся в память горожан и запечатленные в средствах массовой информации. Им предшествовали ситуации, о которых не писали в газетах. Некачественные стройматериалы, брак при монтаже конструкций, бюрократические проволочки – эти описанные в архивных документах ситуации не способствовали введению столь необходимых зданий в эксплуатацию в надлежащий срок.

Ошибки гидростроителей

В 1945 году в поселке строителей Усть-Каменогорской ГЭС – на Аблакетке вовсю шло возведение здания нового клуба. У центральной улицы поселка среди времянок и общежитий вдоль берега Иртыша, будто в ознаменование победы в мировой войне, вырисовывались очертания капитального сооружения с мощными колоннами, на замену старого клубного помещения во временном бараке довоенной постройки. Клуб был целиком спроектирован инженерами треста "Казгидроэнергострой" – управления строительства ГЭС. Управляющий трестом М. В. Инюшин в своем приказе от 8 қаңтар 1946 года отметил: много сил и любви к делу, отдавая для этих работ все свое свободное время, в ходе создания проекта клуба приложил начальник отдела гражданских сооружений треста И. Д. Гончаров. Значительную помощь оказал ему инженер технического отдела В. Г. Степанович. Этим приказом, отмечая заслуги в создании клуба, инженеры были премированы 1000 и 500 рублями соответственно. Вскоре в здании уже отмечался Первомай: вечером 30 сәуір 1946 года в новом клубе состоялось собрание рабочих и инженеров строительства гидроэлектростанции, посвященное праздничному дню.

1 Обрушение стен клуба

Однако вскоре внешне красивое строение стало трескаться и приходить в негодность. Созванная 15 ақпан 1949 года комиссия от областного отдела архитектуры установила: разваливающееся здание клуба вводилось в эксплуатацию в 1946 году без официальной государственной приемки. Осмотр кирпичной кладки стен клуба показал серьезные разрушения из-за применения загипсованного цемента при замешивании раствора. Более того: из-за отсутствия обязательной специальной обработки потолочные балки и чердачное перекрытие оказались поражены домовым грибком и попросту сгнили. Областные архитекторы даже оштрафовали руководство строительства ГЭС на 300 рублей, предписывалось привлечь непосредственных исполнителей некачественных работ к ответственности. Дело дошло до необходимости серьезной реконструкции здания в 1949 году. Его доделку и расширение назвали "Сооружение клуба второй очереди". В целом "Клуб второй очереди" и новую угловую пристройку завершили в 1951 году, в таком виде клуб поселка Аблакетка проработал уже в качестве досугового учреждения в подведомстве конденсаторного завода до начала 1980-х годов. Когда, в свою очередь, в негодность пришла та самамыр пристройка, затем благополучно снесенная. Основное, то самое многострадальное сооружение, на самом деле грамотно спроектированное еще в 1944-1945 годах, оказалось сохранено: в новейшей истории в бывшем клубном здании разместился православный храм.

2 Аблакетский клуб

Трудности отвода

Постройка помещений для осуществления культурного отдыха работников треста "Алтайсвинецстрой", весьма необходимого столь мощной организации, велась споро, качественно и без проволочек: по воспоминаниям непосредственных участников, о ходе работ по зданию, названному "ДКС" – "Дом культуры строителей", докладывали лично И. В. Сталину. Вот только строительным работам предшествовали ожесточенные споры: где разместить большой клуб? Изначально управляющий строительным трестом В. А. Зимин в феврале 1951 года направил в Усть-Каменогорский горисполком просьбу об отводе участка под клуб треста на 440 мест не где-нибудь, а в районе нынешнего проспекта Шакарима – ранее улицы Ворошилова, ровнехонько на месте нынешнего здания "Казгипроцветмета". Выбор объяснялся относительной равноудаленностью отводимого участка к жилому массиву треста "Алтайсвинецстрой" в поселке Октябрьском и жилым постройкам треста в районе свинцово-цинкового комбината – на Стройплощадке.

3 ДКС 1975

Однако такое расположение массивного сооружения стало бы сильно диссонировать с перспективным строительством запроектированной неподалеку Заульбинской центральной площади и будущим клубом металлургов, постройку которых по новому городскому генплану активно продавливало управление "Главцинксвинец". Так под строительство дома культуры "Алтайсвинецстроя" в 1952 году отвели участок поближе к промзоне – на Стройплощадке по нынешней улице Бажова. Прямо напротив школы фабрично-заводского обучения №39 – ныне здание учебного заведения по улице Бажова, 14, поближе к расположенным за школой ФЗО №39 двухэтажным общежитиям треста по улице Калинина. Но и такое размещение осталось на бумаге: памятуя о бдительном взоре вышестоящих инстанций, клуб строителей уже начали строить, причем в створе нынешней улицы Промышленной, рядом с новой четырехэтажной школой, вскоре переданной под корпус педагогического института. Официальный отвод этого участка произвели в 1952 году постфактум.
К слову, этот вариант размещения дома культуры оказался поводом для коллизии между трестом "Алтайсвинецстрой" и Кировским райисполкомом, в чьем подчинении находились земли колхозов, расположенных прямо у относящихся к областному центру заводских жилмассивов. Когда тресту понадобилось расширение земельного участка для нужд дома культуры, достроенного 8 мамыр 1953 года и открытого посетителям 20 мамыр того же года, выяснилось, что под снос попадают несколько усадеб колхоза "Красный Партизан" в селе Заульбинка, чему исполком Кировского района сильно воспротивился. Дошло вплоть до Совета Министров Казахской ССР, чье решение в сентябре 1953 года оказалось простым: участок под расширение территории ДКС отвести, поскольку четыре усадьбы колхоза все равно подлежат переселению. Кроме того, необходимость сноса колхозных домиков аргументировалась противопожарными требованиями: дома находились слишком близко к дому культуры. Шутка ли: район Стройплощадка, здания ДКС и института – территория Усть-Каменогорска, а только вышел за порог – и уже очутился в колхозе. В память об этих нестыковках – расположение частных домов на улицах Краснознаменной, Советской и Смирнова практически впритирку к участкам бывшего дома культуры строителей и бывшего пединститута.

4 ДКС 2022

Досадное обрушение

Атмосфера вокруг строительства клуба на 852 посадочных места для рабочих свинцового-цинкового комбината складывалась иная, нежели при сооружении дома культуры строителей. Дворец культуры металлургов, строительство которого стартовало в декабре 1951 года, поначалу оказался знатным долгостроем и источником многочисленных нарушений строительной дисциплины. Согласно титульному списку объектов, строившихся трестом "Алтайсвинецстрой", сдача клуба металлургов в эксплуатацию предполагалась в 1954 году, в областных газетах уже в начале 1954 года появились фотографии почти законченного здания. Однако в памяти старожилов запечатлилась картина, как в этом же году обрушились колонны фасадного портика будущего ДКМ. В справке Усть-Каменогорского горисполкома о состоянии жилищного и культурно-бытового строительства в областном центре, датированной ноябрем 1954 года, указывалось на недостаточный контроль заказчиков строительства объектов и областного отдела культуры за возводимыми объектами. Отмечалось настолько низкое качество работ по клубу металлургов, что имели место разрушения и обвалы портала и пяти колонн главного входа, правая стена зрительного зала треснула, сценическая коробка дала осадку.

5 Строительство ДКМ 1954

Еще в 1953 году на сессии Усть-Каменогорского горсовета в докладе треста "Алтайсвинецстрой" о жилищном строительстве за первое полугодие 1953 года отмечалось: по клубу металлургов, возведение которого вело управление "Кульбытстрой", отмечен ряд серьезнейших недочетов. Имели место отступления от проекта и спешные заделки и замазки нестыковок конструкционных элементов, горизонтальность рядов кирпичной кладки не соблюдена, кладка стен отклонена от вертикальной оси, как и отклонились от вертикали те самые впоследствии рухнувшие кирпичные колонны. Объяснялись столь серьезные просчеты неудачным набором инженерно-технических работников в ходе организации трестом отдельного управления по строительству соцкультбтытовых объектов – "Культбытстрой" в 1952 году, что в итоге привело к пересмотру документации и полной реконструкции здания.

6 Строительство ДКМ

Уже к декабрю 1954 года подготовили оснастку для литья новых колонн будущего ДКМ, и затем строение обрело крепкие железобетонные колонны фасада. В 1955 году в газетах вновь появились изображения большой стройки. В конце концов, на все, про все ушло еще более чем два года. Дворец культуры металлургов успешно достроили и официально открыли с 1 мамыр 1957 года. Днем ранее, 30 сәуір 1957 года в новом клубе металлургов состоялось первое собрание работников треста "Алтайсвинецстрой" и свинцово-цинкового комбината. Монументальное сооружение и сейчас работает на благо горожан и гостей города, в качестве областного Дома дружбы.

7 ДКМ

Несмотря на промахи и ошибки строителей и проектировщиков, споры при отводе участков под строительство, общественные сооружения перепроектировались и перестраивались, как крайне необходимые для бурно расширявшегося областного центра. Крепко стоя на своих фундаментах, действуют культурные здания и сейчас, пусть и не всегда по своему первоначальному назначению.

Использованы материалы Государственного архива Восточно-Казахстанской области

Следующая →