Клиент всегда прав? Как "блогеры" Усть-Каменогорска магазины у дома шантажируют
Владельцы объектов розничной торговли пожаловались на незащищенность бизнеса от действий представителей популярных аккаунтов в социальных сетях, которые запугивают продавцов, вымогая деньги
На заседании совета услуг и торговли при Палате предпринимателей Восточно-Казахстанской области, розничные реализаторы подчеркнули, что государство всячески поддерживает потребителей, по-разному трактуя законодательство в разных ведомствах, что приводит к внеплановым проверкам бизнеса и штрафным санкциям, передает корреспондент Устинка LIVE.
К примеру, отслеживание продукции с истекшим сроком годности весьма затруднительно при имеющемся ассортименте. Как сообщила одна из владелиц "магазина у дома", в ее торговой точке представлено порядка 16 700 наименований товара, и каждый день у отдельных единиц продукции заканчивается срок хранения, что невозможно фиксировать не то что одному продавцу, но даже в супермаркетах при имеющемся количестве мерчандайзеров повсеместно встречаются просроченные товары. В этой связи предприниматели напоминают, что покупатели, в соблюдение Закона РК "О защите прав потребителей", должны сразу обращаться к продавцу, чтобы тот обменял товар или вернул деньги. Однако сейчас некоторые клиенты, и в частности блогеры, минуя первую инстанцию, сразу обращаются в Департамент санитарно-эпидемиологического контроля ВКО для проведения проверки либо шантажируют продавца тем, что выложат видеозапись, и вымогают у него деньги.
Элементарный пример приведу: покупатель купил пакет молока, забыл вечером убрать в холодильник. Обычно это летом происходит, чаще всего. Приходит к нам, покупает такое же молоко или два, через 5 минут приходит и говорит: "Молоко кислое, замените". Такие случаи происходят у нас постоянно! Мы как предприниматели не защищены, нам приходится принимать товар, чтобы не было конфликтов. Но есть покупатели, которые хитрят. А теперь еще открыли дорогу блогерам, которые ходят и на этом зарабатывают. Сейчас каждый второй приходит с камерой и начинает нам тыкать, пугать наших продавцов, угрожать проверками, – рассказала одна из предпринимательниц.
Проблема в том, что ДСЭК тоже игнорирует вышеуказанную норму закона и принимает обращения таких заявителей в работу, вместо того чтобы направлять их обратно к продавцу для обмена товара или же письменного ответа об отказе.
У нас эта ситуация уже выходит из рамок защиты прав потребителя, потому что вы реализуете изначально несоответствующую продукцию, - ответила на возмущения бизнеса руководитель отдела контроля требований технических регламентов ДСЭК ВКО Алена Кравченко. - То есть уже срок годности истек, продукция опасна для жизни и здоровья населения. И здесь, минуя вас, человек может обратиться к нам, потому что вы нарушаете закон. Сейчас даже убрали уведомление вас о том, что придет внеплановая проверка по жалобе, если выявлена не соответствующая установленным требованиям продукция. В этом случае, вы не будете знать, когда мы придем.
Спикер дополнила, что лишь в том случае, когда продукт отвечает всем требованиям, а покупатель все равно хочет его заменить, он должен обосновать причину, поскольку со стороны бизнеса нарушений не допущено. Алена Кравченко также привела данные о том, что за истекший период 2023 года в ДСЭК ВКО поступило 61 обращение, большая часть из которых касались именно реализации товаров с истекшим сроком годности.
В свою очередь, руководитель Департамента торговли и защиты прав потребителей по ВКО Данияр Дюсембаев сообщил, что в его ведомстве заявителей сразу отправляют к субъекту досудебного урегулирования спора – предпринимателю либо продавцу. В течение 10 дней он обязан дать клиенту ответ на его претензию, оформленную в письменном виде. Если таковой ответ не последовал – только в таком случае ДТиЗПП принимает заявление от потребителя и открывает проверку объекта бизнеса.
Хочу заметить, что в настоящее время в Мажилисе рассматривается проект нового Закона "О защите прав потребителей". Там теперь покупатель будет иметь право сам выбирать, куда ему обратиться – к продавцу, в общественное объединение по защите прав потребителей, в уполномоченный орган или сразу в суд, – добавил Данияр Дюсембаев.
Предприниматели также выразили недовольство требованием о том, что на всех ценниках стоимость товара должна быть указана как в цифровом выражении, так и с письменным указанием "тенге", хотя по казахстанскому законодательству тенге является национальной валютой и все товары на объектах торговли и так должны реализовываться в тенге. При таком требовании приходится терять уйму времени на оформление ценников, их размеры необходимо увеличивать, после чего они занимают много места на витрине. А если слово "тенге" на ценнике не указано – это становится еще одним поводом для шантажа и запугиваний со стороны блогеров, которые все снимают на видео и сразу вызывают полицию либо пишут обращение в ДСЭК.
В завершение заседания совета услуг и торговли предприниматели договорились о регулярной организации разъяснительных встреч, и в следующий раз многие темы они хотели бы подробнее обсудить с руководством ДТиЗПП. Со своей стороны, представители департаментов попросили председателя ВК филиала "Ассоциации торговых предприятий Казахстана" Владимира Бердника довести озвученную информацию до владельцев "магазинов у дома" и по всем возникающим вопросам напрямую обращаться в ДСЭК и ДТиЗПП.