В ВКО хотят запустить круизные речные маршруты Усть-Каменогорск – Катон-Карагай
На заседании комитета туризма Регионального совета Палаты предпринимателей ВКО был презентован проект по возрождению водного туризма, но нужна помощь РПП и областного акимата
Директор ТОО "Белалекс" Ксения Белова проинформировала участников встречи о текущей деятельности компании, которая с 2020 года организует водные прогулки на речных трамвайчиках, передает корреспондент Устинка LIVE.
Накоплен большой опыт пассажирских перевозок, за один сезон услугами речников пользуются более 40 тысяч человек.
Уже третий год трамвайчики "Белалекс" являются одной из достопримечательностей областного центра. Туристы, посещая наш город, стремятся побывать на водных экскурсиях и речных турах по Усть-Каменогорскому водохранилищу. К нам приезжали ведущие программы "Орел и решка", казахстанские блогеры и певцы, которые считают своим долгом сделать селфи на наших катерочках, – поделилась Ксения Белова.
Она напомнила, что 2023 год в Казахстане объявлен Годом туризма и что Главой государства постоянно делается акцент на развитии экотуризма, этнотуризма, в котором кроется потенциал прироста внутреннего валового продукта в объеме около 8%. При этом именно в Восточном Казахстане имеются огромные возможности развития водного туризма, ведь наш край богат такими природными достопримечательностями, как Бухтарминское водохранилище, озеро Зайсан, урочища Киин-Кериш и Шекельмес, а также самый большой в стране Катон-Карагайский национальный парк.
ТОО "Белалекс" вместе с Палатой предпринимателей ВКО провели определенную работу по изучению потребности в пассажирских перевозках на речном транспорте из Усть-Каменогорска в Катон-Карагайский район до причала в Большенарыме. Как сообщила Ксения Белова, с шілде следующего года казахстанцы готовы ехать в Катон, для чего существует три способа доставки – на автотранспорте, вертолете или теплоходе. Первый способ не совсем удобен, второй не всем доступен, а третий способ позволит не только комфортно добраться до места назначения, но и полюбоваться по пути красотами природы.
Предложение по водному трансферу такое: у нас есть уникальная возможность запустить катера наподобие всем известного "Балакирева", но начать мы могли бы с кораблей поменьше – от 10 до 15 спальных мест, с кинотеатром, сауной и всеми соответствующими опциями. Мы можем останавливаться по дороге в прибрежных местах, на пляжах, на базах отдыха по требованию. Считаю, что развитие круизного туризма очень сильно повысит качество жизни населения, – отметила Ксения Белова.
По подсчетам речников, время следования составит примерно 15 часов, с остановкой на Серебрянском шлюзе. Впрочем, процесс шлюзования можно и исключить путем доставки пассажиров колесным транспортом, в таком случае время следования сократится примерно до 9 часов. Периодичность маршрутов планируется в количестве двух-трех раз в неделю, но все будет зависеть от потребностей туристов. Сейчас "Белалекс" располагает пятью речными трамваями. Для того чтобы реализовать задуманное, необходимо приобрести несколько теплоходов и поставить причал в Большенарыме.
Есть два подходящих теплохода – "Юрий Мурин" и "Виталий Метте". Наша компания готова взять их в работу и организовать водные трансферы и круизы. То есть это не просто доставка, но и путешествия по Бухтарминскому водохранилищу на Шекельмес, Киин-Кериш, как это было раньше. Чтобы купить теплоходы, мы видим разные варианты – либо государственно-частное партнерство (ГЧП), либо лизинг, либо грантовое финансирование, либо какие-то другие варианты инвестирования. И мы просим оказать нам содействие по покупке теплоходов и запуску проекта. То есть надо сначала создать алгоритм, последовательность действий, и просим Палату предпринимателей взять нас на коучинг-сопровождение на 2023 год для совместной разработки модели реализации проекта, – обозначила потребности предприятия Ксения Белова.
Проект поможет создать новые рабочие места, поспособствует развитию прибрежного бизнеса, росту числа самозанятых, увеличению ВВП области и в конечном итоге – повышению рейтинга страны в целом. В ТОО "Белалекс" и Палате предпринимателей ВКО считают, что совместно с местным исполнительным органом можно возродить и развить водный туризм, который станет частью культурного наследия Нового Казахстана.
Директор Регионального центра ГЧП Даулет Батырбаев сразу пояснил, что сейчас вносятся поправки в Закон о ГЧП, поэтому инициирование проектов пока приостановлено.
Директор Палаты предпринимателей ВКО напомнил, что теплоход "Виталий Метте" находится под арестом в рамках уголовного дела в отношении АО "Азия Авто". Однако по аналогии с горнолыжной базой "Нуртау", которая также находится под арестом, но была сдана в аренду во избежание простоя, Кайрат Мамырбаев намерен провести переговоры с ДЭР о продаже либо сдаче в аренду речного транспорта. Когда закроют уголовное дело, неизвестно, а теплоход за это время может заржаветь и прийти в полную негодность, аргументирует представитель "Атамекена". Также он предложил Управлению предпринимательства и индустриально-инновационного развития ВКО включить проект отдельным пулом в концепцию развития туристической отрасли, которая находится в стадии разработки, на что последовал положительный ответ со стороны руководителя отдела развития туризма Алимжана Дайырбаева. Для того, чтобы проект получил дальнейшее развитие в частном порядке, последний пообещал провести переговоры с вышестоящим органом.
Просто видите, ситуация какая: ждать времени нет, то есть зима сейчас пролетит быстро, весна наступит, а уже с мамыр надо работать. Навигация начинается, к этому времени желательно бы что-то уже придумать и подготовить. Есть стандартные программы льготного кредитования, и я берусь лично порешать этот вопрос с "Народным банком". Может быть, мы и какую-то лизинговую компанию найдем – это как один из вариантов, мы его со счетов не сбрасываем. Кроме того, мы подготовимся к встрече с курирующим заместителем акима Шакарымом Буктугутовым, чтобы презентовать ему проект и наметить возможные пути решения вопроса с приобретением теплоходов, – продолжил Кайрат Мамырбаев.
Представитель ТОО "Белалекс" Олег Белов добавил, что есть еще два подходящих теплохода у АО "УМЗ", однако приобрести их можно только через торги, тогда как имеются и другие претенденты на эти две единицы транспорта.
У нас есть одно удивительное отличие – это прямое сообщение с Россией. Ни у кого нет такого, только у нас на Востоке. Поэтому мы можем из России притащить речной транспорт, какой нам надо будет. Мы можем крупнотоннажные суда притаскивать. "Юрий Мурин" и "Виталий Метте" могут перевозить 4 тысячи человек за сезон, а у нас население города уже почти 400 тысяч, это я за гостей даже не говорю. Нам этих кораблей, если честно, штук 100 надо, а у нас ни одного нет! Помогите нам, ребята, давайте запустим этот проект! – призвал Олег Белов.
Участники встречи проявили интерес к проекту ТОО "Белалекс", а директор Палаты предпринимателей ВКО намерен приступить к выполнению взятых на себя обязательств сразу после новогодних праздников.
Алаколь мы отстроили, закончили, отдали Абайской области. Теперь будем поднимать свои туристические направления, тем более что глава региона уже озвучил планы, прописанные в Программе развития побережья Бухтарминского водохранилища. А проект ТОО "Белалекс" действительно интересный, нестандартный, мы давно уже потеряли направление водного туризма, пора его восстанавливать, – подытожил Кайрат Мамырбаев.