Предприниматели ВКО вновь поднимают проблемы строительно-дорожной отрасли
Нехватка дизельного топлива, дороговизна битума и дефицит рабочей силы остаются главными проблемами в разгар строительного сезона
Хотя Палатой предпринимателей ВКО и НПП "Атамекен" проделана большая работа по решению проблем и продвижению предложений бизнеса, но после январских событий результаты обнулились, передает корреспондент Устинка LIVE.
Топливо преткновения
В очередной раз вопрос остро встал на расширенном заседание комитета строительства при Региональном совете РПП с участием представителей Нацпалаты, Казахстанской ассоциации организаций нефтегазового и энергетического комплекса Kazenergy, заинтересованных областных ведомств и бизнес-сообщества.
В основном наши предприниматели поднимают вопросы республиканского характера, и один из наиболее острых в настоящее время – это вопрос дефицита дизельного топлива в строительный сезон по Восточно-Казахстанской и Абайской областям, - отметил директор Региональной Палаты предпринимателей Кайрат Мамырбаев. - Тема всем знакома, вопрос поднимается ежегодно, в этом году тоже остался актуальным в связи с введением новых правил по регулированию цен. Две недели назад мы по дизтопливу проблему рассматривали, приглашали сети АЗС, субъектов бизнеса и задали такой вопрос: возможно ли, чтобы предприниматели, которые имеют спецтехнику – гусеничную, карьерную и другую, которую невозможно каждый раз привозить на заправочные станции и заправлять по 300 литров, предоставляя техпаспорт, – приезжали на бензовозе, имея на руках паспорта на такую спецтехнику, и заправлялся на АЗС?
АЗС отказываются заливать солярку свыше установленной нормы на одну единицу техники, так как опасаются штрафных санкций со стороны контролирующих органов, и в конечном итоге – прекращения поставок топлива. На запрос Палаты предпринимателей ВКО от Департамента государственных доходов по ВКО (ДГД) был получен ответ о том, что контроль за исполнением Приказа о регулировании цен на дизтопливо осуществляет сам разработчик правил – Министерство энергетики Республики Казахстан. ДГД, в свою очередь, переправил запрос Палаты в Департамент Комитета по регулированию естественных монополий по ВКО и в Департамент Агентства по защите и развитию конкуренции по ВКО. И пока ожидаются ответы от указанных госорганов, предпринимателям сообщили, какую работу в целом проводит центральный аппарат Нацпалаты "Атамекен".
Экономьте, битум золотой…
Заместитель директора Департамента строительства и земельных отношений НПП Ансар Сейсекеев рассказал о том, что в минувшую пятницу представители «Атамекена» участвовали в совещании на площадке Агентства по противодействию коррупции с участием "Казавтожола", Комитета автомобильных дорог, Министерства финансов, в рамках которого обсуждались вопросы строительства автодорог.
Мы внесли предложения касательно запрета на импорт битума в целях развития конкуренции, установления предельной цены на битум в диапазоне от 120 тысяч тенге, с аналогичным регулированием цен на бензин. Также было озвучено предложение по закупу у "Казмунайгаза", так как мы знаем, что "Казавтожол" закупает битум напрямую у "Казмунайгаза" по цене 110 тысяч тенге. В целом, все предложения были поддержаны участниками, и я думаю, что теперь они будут продвигаться Антикором. Однако есть опасения, что цена на битум не опустится, с учетом его доставки в условиях текущей геополитической обстановки. Возможно, около 180-200 тысяч тенге цена останется, потому что в целом отмечается рост цены битума в сезон строительства дорог, – довел информацию до субъектов бизнеса Ансар Сейсекеев.
Директор ПП ВКО согласился, что на ценообразование влияет и логистика, и курс российского рубля, и другие внешние факторы, тем не менее в периоды, когда битума вообще нет на рынке, снятие запрета на импорт помогло бы предпринимателям выполнять в срок свои договорные обязательства.
Помимо нехватки битума предприниматели также столкнулись с проблемой необоснованного увеличения его стоимости почти в три раза. Директор ТОО "Семейский механический завод" Нуржан Бахаев сообщил о том, что на данный момент, в пик строительного сезона, стоимость битума, закупаемого у трейдеров, достигает 280 тысяч тенге за тонну.Их это беспокоит, потому что когда объект останавливается и люди видят в городе, что объект стоит наполовину незаконченный, начинается негатив со стороны населения, и это отражается как на местных исполнительных органах, так и непосредственно на компаниях, которые взяли в работу объект. Нам поступало предложение, чтобы наши дорожники расширяли инфраструктуру для хранения битума в сезон дефицита, но это нереально, очень затратно - это не вариант. Мы надеемся, что вы держите данный вопрос на контроле, потому что из года в год одно и то же, мы и в 2023 году к этому придем. Если вы вопрос по снятию запрета импорта с Российской Федерации продвинете – это уже будет большой плюс, – резюмировал Кайрат Мамырбаев.
Я хотел бы попросить, чтобы "Казмунайгаз" с нами заключал такие же договора, какие он заключает с "Казавтожолом", и продавал нам напрямую битум по такой же цене. Потому что наши договоры, которые мы заключили на строительство внутригородских дорог с отделом транспорта и областным управлением транспорта, никакой силы в этой части не имеют, – констатирует Нуржан Бахаев.
Строить некому!
Предприниматели также подняли вопрос нехватки отечественных рабочих кадров и привлечения иностранной рабочей силы в строительную отрасль. Проблему члены комитета строительства Регионального совета ПП ВКО озвучили еще в прошлом году, с внесением конкретных предложений по ее решению. Директор по продуктам ТОО VK Development group Рауат Енсебаев напомнил, что бизнесом Востока было предложено включить строительство в группу сезонных работ, что позволило бы предприятиям получать квоты за более низкую плату. Правительство поддержало это предложение, были подготовлены изменения в законодательство о привлечении иностранной рабочей силы, но после январских событий работа в этом направлении прекратилась.
Мы предлагали приравнять строительные специальности к пятой категории. Действительно, инициатива была поддержана Министерством, даже в «Атамекен» поступил соответствующий проект Приказа, мы его согласовывали, но затем процесс был приостановлен на уровне Правительства РК. Акцент сместили на профессиональную подготовку казахстанских кадров для строительной отрасли, поскольку у нас своих безработных в стране хватает, – рассказал Ансар Сейсекеев.
Директор ТОО "Семей Құрылыс Материалдары" Асхат Мирманов в свою очередь рассказал о том, что на местном уровне его предприятию не удалось открыть в колледжах Семея специальности по производству газоблоков и шифера.
Чтобы открыть эти специальности, нужно согласовать их с Министерством образования и получить учебные планы. Мы пытались это сделать все лето, но так и не смогли открыть группы для нашего производства. К этому нужно системно подходить, то есть колледжи нужно загрузить именно теми специальностями, которые необходимы местным производителям для работы, – считает Асхат Мирманов.
Директор Палаты предпринимателей ВКО, суммировав ранее озвученные мнения бизнеса, обратился к центральному аппарату НПП "Атамекен" с просьбой разработать специальную форму для заполнения, в которой предприниматели могли бы основательно и аргументированно доказать, что казахстанских специалистов катастрофически не хватает в строительной отрасли и что наша молодежь не проявляет интереса к обучению рабочим специальностям. Таким образом, правительству нужно предложить другой механизм привлечения рабочей силы, связанный со стимулированием. Обсуждались также вопросы получения государственной поддержки для финансирования прорывных проектов в строительной сфере, о внесении изменений и дополнений в Приказ министра нацэкономики РК "Об утверждении Правил организации застройки и прохождения разрешительных процедур в сфере строительства", а также о дефиците бетона и других инертных материалов в Шемонаихинском районе.
По итогам заседания были приняты решения о дальнейшем продвижении поднятых вопросов Палатой предпринимателей ВКО совместно с центральным аппаратом НПП "Атамекен" и заинтересованными государственными органами.