В Усть-Каменогорске ОФ "Союз пациентов Казахстана" проверит пять поликлиник
Цель общественного мониторинга медицинских организаций заключается в выявлении проблем на уровне ПМСП и оказание медиативной помощи в их решении
Сегодня в Усть-Каменогорске прошла адвокационная встреча "Голос пациента", передает корреспондент Устинка LIVE.
Медиаторами выступили представители общественного фонда "Союз пациентов Казахстана". В диалоге приняли участие представители неправительственных организаций, депутаты городского Маслихата, акимата и профильных организаций здравоохранения городов Усть-Каменогорска, Семея, Павлодара и Нур-Султана, общественных фондов и СМИ.
Организаторы диалоговой площадки считают, что благодаря тесному взаимодействию пациентских сообществ, НПО и правительства на исполнительном и законодательном уровнях, удастся решить целый пласт проблем в медицинской сфере, которые доставляют неудобства в первую очередь пациентам, вызывая социальную напряженность.
Социальная напряженность среди населения очень высокая, потому что Фонд социально-медицинского страхования, куда вносятся взносы застрахованного населения, не принес того результата, на который рассчитывали, - отмечает председатель ОФ "Союз пациентов Казахстана" Александр Пак. - Это было направлено на улучшение качества и доступа к медицинским услугам. Что произошло? Качество осталось на прежнем уровне, а доступ к ним исчез.
Говоря о необходимости мониторинга, Александр Пак отметил, что их цель не найти "косяки" в медорганизациях и наказать за них. Скорее наоборот – указать на недочеты и помочь найти пути решения проблем.
Гражданское общество обеспечивает взаимовыгодный диалог, - подчеркнул спикер. - Мы не хотим провести мониторинг и сказать что все плохо, мы хотим расширить диалог, чтобы показать проблемы, которые у вас есть и помочь их решить. Мы не для того, чтобы наказывать. Мы выступим как медиаторы и будем между пациентами и ПМСП налаживать связь.
Однако, присутствовавшие на встрече представители от здравоохранения отметили, что при каждой организации ПМСП действует своя Служба поддержки пациента, кроме того есть call-центр ФСМС 1406, на номер которого также можно обратиться, чтобы решить вопрос. Тем не менее, факт – жалоб, увы, от этого меньше не становится.
Было бы хорошо создать или модернизировать диалоговую площадку для пациентов, как считают в Союзе пациентов. Однако в ВКО такая площадка есть – Общественный совет ВКО по вопросам здравоохранения. И благодаря его работе, по словам руководителя ВКО фтизиопульмонологического центра Райфы Сафиоллиновой, многие вопросы бүгін удалось решить на высоком уровне. Например, обеспечение дорогостоящими лекарственными препаратами.
По словам Александра Яковлевича, мониторить в поликлиниках Усть-Каменогорска собираются услуги участковых терапевтов. Без них сейчас медуслуги мало кто получает, особенно в рамках государственного объема бесплатной медицинской помощи.
Анализ будет производиться среди застрахованных и не застрахованных пациентов, - подчеркнул Алекснадр Пак. - Направлен он на преодоление барьеров получения своевременной и качественно медицинской помощи.
Например, по результатам аналогичного мониторинга в Павлодаре, 10 из 10 не застрахованных пациентов не имеют доступа к услугам терапевта. А трое из пяти пациентов с социально-значимыми заболеваниями не имеют доступа к лечению ассоциированных заболеваний и побочных эффектов от терапии.
Семь застрахованных пациентов из десяти не могут попасть к терапевту по причине очередей, - констатирует спикер. - Семь из 10 застрахованных получают услуги диагностики УЗИ, КТ И МРТ на платной основе. Зачем мы платим в Фонд, если все равно идем в частные клиники? Основные барьеры – невозможность получить талончик к врачу через Дамумед. После посещения узкого специалиста нужно вновь взять талон к терапевту. Это проблемы для рабочего населения, у которого нет времени стоять в очередях.
Результаты общественного мониторинга должны повлиять на улучшение качества медуслуг, как считают организаторы встречи.
В защиту участковых врачей высказалась Райфа Сафиоллинова, отметив, что на одного терапевта бүгін приходится не один участок (с 1700 прикрепленными пациентами по нормативу), а минимум два, а то и три.
Дефицит врачей общей практики является причиной тех проблем, которые бүгін озвучили, отметила она. – Предлагаю, прежде чем пойти в поликлиники города, ознакомиться с тем, сколько у них участков, сколько врачей по нормативу, и вы поймете, откуда там проблемы…
По мнению Райфы Сафиоллиновой, в каждом конкретном случае нужно разбираться, создан ли ажиотаж с нехваткой талонов к врачу искусственно или же проблема состоит именно в нехватке специалистов.