История Усть-Каменогорска: именитый архитектор и неосуществленные проекты зданий
Как будущий основатель советской архитектурной школы Казахстана занимался проектированием общественных построек в областном центре ВКО
Николай Иванович Рипинский, долгие годы выполнявший самые разнообразные планировки зданий, успел создать несколько проектов для Усть-Каменогорска, передает корреспондент Устинка LIVE.
Предыстория была весьма трагичной: в 1945 году Николая Рипинского, сотрудника московских проектных мастерских, автора бесчисленного множества работ для разных городов СССР, по ложному доносу отправили в лагеря, а в 1950 году, после окончания срока заключения, сослали в Казахстан. Так он оказался в Усть-Каменогорске и начал работать в Восточно-Казахстанской проектной конторе "Облпроект".
На улице Чехова, бывшей улице Кирова – в историческом центре города находится здание, где в наше время размещен городской отдел архитектуры, а в 1940-х – 1950-х годах заседали областные власти. И именно к этому зданию приложил руки известный зодчий. Проект реконструкции облисполкома создавался в "Облпроекте" еще в 1949 году, однако именно при участии Н. И. Рипинского работа приобрела черты, воплощенные в реальность. По проекту 1951 года и были произведены работы по реконструкции. Внешний облик его в итоге сильно изменился: невзрачной двухэтажке, перестроенной в свое время из купеческого дома, добавили внушительных размеров классическую колоннаду. По иронии судьбы, именно этот проект оказался единичным из числа выполненных в Усть-Каменогорске.
Благодаря выпущенной в 2006 году в Алматы иллюстрированной биографии зодчего, появилась возможность лицезреть эскизы общественных зданий, которые могли появиться в городе. По всей видимости, одна из первых работ Николая Рипинского, сделанная в Усть-Каменогорске в 1950 году – фасад профилактория, который намеревались построить в... Панкратьевском саду! Глядя на ажурные украшения, скрывшие примитивные очертания сборного каркасного общежития, сложно представить, что такая красота могла появиться на городской окраине. Данных по дальнейшему развитию этого начинания в архивах не обнаружилось – по всей видимости, дальше эскизов работа не пошла.
Совершенно другие перспективы проявились у усть-каменогорского Дома связи, который решили расположить на углу двух магистральных улиц города – улиц Сталина (Пролетарской) и Ушанова. В конторе "Облпроект", ставшей Усть-Каменогорским филиалом республиканского института "Казгосстройпроект", документацией по четырехэтажному Дому связи занялись уже в 1951 году. А именно – подготовили проектное задание, принялись за выполнение технического проекта. Автором стал Николай Рипинский. Материалы, полностью законченные к 18 қазан 1952 года, были утверждены Министерством связи СССР.
В нем разместятся все службы связи – почта, телеграф, телефон, радиоузел. Фасад украсится колоннадой с лепными украшениями. Главная часть его увенчается аркой, покоящейся на двух колоннах, – такое описание будущего Дома связи приводили в газете "Большевик Алтая" в 1951 году, – Над аркой главного входа будут установлены часы, выше часов – рельефный герб Советского Союза. Своды центрального вестибюля и операционного зала будут расписаны картинами, отображающими культуры и экономику Восточного Казахстана.
Столь красноречивое описание все же не дает полного представления, как мог выглядеть этот объект. Эскизы Н. И. Рипинского, выполненные в 1951 году, показывают, что Усть-Каменогорский Дом связи мог стать чуть ли не античным "дворцом" с арками, колоннами, фресками и скульптурами – ничуть не скромнее общеизвестного Дворца культуры металлургов. Что же в итоге реализовали? Фундамент массивной постройки был заложен только в 1954 году, а дальнейшие работы совпали с вынесением постановления Совета Министров СССР "Об устранении излишеств в проектировании и строительстве", за подписью Н. С. Хрущева, от 4 қараша 1955 года. В итоге в жизнь воплотили совершенно другой, намного более "скромный" внешний облик здания, а в акте ведомственной приемки завершенного Дома связи, датированном 6 қараша 1959 года, проектировщиком значится уже институт "Ленгипрокоммунстрой" – известное учреждение, силами которого создавались архитектурные ансамбли Усть-Каменогорска.
Сохранился рисунок еще одного строения, которому было суждено остаться лишь "на бумаге". Согласно генеральному проекту планировки Усть-Каменогорска 1949 года, в числе зеленых зон предполагалось создание городского "Парка культуры и отдыха" на правом берегу Ульбы, в районе Тополиной рощи – нынешней многоэтажной застройки улицы Красина. Н. И. Рипинский подготовил эскиз одного из павильонов будущего парка, в характерном стиле "сталинского ампира". Однако работы по закладке этого парка не проводились, а в дальнейшем парк в заульбинской части города появился совсем в другом месте.
Наконец, речь пойдет еще об одном нереализованном проекте – максимально проработанном, со всеми документальными подробностями, но до воплощения которого дело не дошло. Известно, что в Усть-Каменогорске основная "сталинская" застройка производилась в ведомстве металлургических заводов. Но другие не менее важные предприятия и учреждения не желали отставать в деле улучшения условий своей работы. Таким учреждением стал Усть-Каменогорский сельскохозяйственный техникум. Начиная с момента основания в 1945 году, его учебные классы, в которых готовили зоотехников, агрономов-полеводов и техников-механиков, ютились в старых неприспособленных постройках в центре города. В 1951 году городские власти отвели участок для строительства учебного корпуса сельхозтехникума на углу улиц Ушанова и Кирпичной, ныне – угол улиц Казахстан и Мызы.
Пока шла подготовка территории и снос старых жилых домов, проектированием сельхозтехникума занимались в Восточно-Казахстанском отделении проектного института "Казгосстройпроект". Специалисты отделения подготовили пакет документации, реализацию которого намечали на 1953 год. Автором скрупулезно выполненного проекта учебного корпуса и территории сельхозтехникума стал Николай Иванович Рипинский. В областном архиве ВКО сохранились материалы проекта. На больших листах, подписанных автором, можно рассмотреть большое угловое здание в три этажа с подвалом, сопровождаемое обилием украшений и завершаемое шпилем с советским гербом. На фасаде – барельефы с изображением картин сельской жизни, на обстоятельно прорисованных планах этажей угадывается возможное применение узорной плитки. Как и полагается в архитектурной обстановке тех времен, территорию техникума должны были обнести забором с ажурными металлическими воротами, обставить скамейками и скульптурами, оформить кустарниками и клумбами. Предусматривали также планировку спортивной площадки.
В здании учебного корпуса на 480 мест собирались разместить аудитории, ряд специализированных лабораторий, библиотеку, буфет, актовый зал и спортзал. Таким мог стать сельскохозяйственный техникум, но пока утверждали проект в разных инстанциях, фактически всё строительство ограничилось лишь завозом штабелей древесины на строительную площадку. Учебное заведение осенью 1953 года перевели на Аблакетку, в опустевшие бывшие общежития строителей Усть-Каменогорской ГЭС, где сельхозтехникум и просуществовал до 1972 года, до организации совхоза-техникума в Саратовке.
"Точку" же в реализации художественно оформленного проекта учебного здания поставили в 1955 году, в очередной раз постановив – вернуть проект на доработку. И в тот же год участок, выделенный под строительство… изъяли за неосвоение, и передали в ведомство, как и "полагается", металлургического предприятия, которое тогда еще называлось – строящийся комбинат управления "Главредмет", ставший известным как Усть-Каменогорский титано-магниевый комбинат. Впоследствии этот участок напротив трамвайного депо был застроен "хрущевками" в ведомстве ТМК, и вряд ли теперь хватит фантазии вообразить на месте типовых пятиэтажных панельных домов учебный корпус с башней и барельефами – уникальное творение в классическом стиле, выполненное мастером советской архитектуры.
С завершением проекта Усть-Каменогорского сельхозтехникума, в 1953 году Николай Иванович Рипинский обосновался в Алма-Ате (нынешний Алматы). И если в провинциальном Усть-Каменогорске его нахождение совершенно не запечатлелось, то в столице Казахской ССР к его появлению отнеслись совершенно иначе. Чтобы работать рядом с Николаем Рипинским и учиться у него, в Алма-Ату 1950-х – 1960-х годов стремились попасть выпускники центральных вузов со всего Советского Союза. С годами сформировалась собственная творческая школа архитектора. А к концу 1960-х годов в столице появились лучшие творения зодчего – гостиница "Алма-Ата" и Дворец Республики.
Вспоминают, что на вручении Николаю Рипинскому документов о его реабилитации ему предложили лучшие должности в московских институтах. Архитектор отказался: Казахстан стал его новым "домом", и именно здесь у именитого специалиста появились возможности для дальнейшей творческой реализации. Сильнее всего его труд отразился на облике столицы республики, но тем интереснее, что и в Усть-Каменогорске остаются плоды его труда – Дом связи, пусть и в совершенно ином внешнем облике, и историческое здание бывшего облисполкома.
При написании текста использованы материалы Государственного архива Восточно-Казахстанской области.