Риддер в 1912 году: как его увидел исследователь тех времен Александр Новоселов
Краевед Елена Лямкина продолжает собирать исторические свидетельства, заметки и фотографии о прошлом города горняков и открывает ранее неизвестные факты широкому кругу читателей
Мы расскажем о том, каким увидел "Риддерскъ" писатель, исследователь, член русского географического общества Александр Новоселов, посетивший его проездом, летом 1912 года, передает корреспондент Устинка LIVE.
В своей публикации (ссылка) Елена Лямкина сохранила орфографию текста автора для особой атмосферности и образности впечатлений. Однако для облегчения прочтения мы позволили себе отказаться от старославянских "ятей". Ведь главное здесь именно историческое свидетельство писателя о давно минувших днях.
Риддерскъ расположен на высоком плато у северного подножия Ивановскаго хребта, великолепными снежными вершинами которого, я любовался еще в Выдрихе с конусообразной Ревнюхи, - так описывает город 1912 года Александр Новоселов. - Селение правильно распланировано. Улицы широкие. Есть большая площадь, порядочный сад, находящийся в частном владении, но предоставленный в пользование общества. Бойко торгуют пять-шесть лавок. С первого взгляда селение нельзя назвать деревней, но отсутствие телеграфа и почты совершенно изолирует это и без того заброшенное в глухой угол, интересное село. Говорю интересное, потому что жители его - ближайшие потомки риддерских бергайеров, по-местному "бергалов", резко отличаясь по своему духовному облику от алтайского крестьянства, ближе всего подходят к мещанам. Будь это в какой-либо промышленной области, риддерский обыватель быль бы типичнейшим горнозаводским рабочим не у дел, но здесь, при всей значительности заводской закваски, он очень близко стоит к крестьянину. Получилось нечто среднее между тем и другим типом: земледелец, но не крестьянин, носит поддевку, но не мещанин.
Сетует исследователь на некоторую бесхозность и неиспользование местных рудников.
Рудник заброшен совершенно! – подчеркивает Новоселов. - Я побывал около шахт. Тяжелое впечатление производят залитые водой, когда-то хорошо оборудованные, шахты. Надстройки стоять еще крепко, но срубы уже сгнили и осыпаются. Гигантские кучи неразработанной руды насыпаны по склонам сопок.
Не правда ли, так и всплывает описанная автором картина в воображении человека, заинтересованного в изучении истории родного края? Особенная благодарность за публикацию Елене и архивам Риддерского историко-краеведческого музея.