Өскемен
пасмурно
-10°
  • Өскемен
    -10°
  • Алматы
    -2°
  • Астана
    -6°
  • Ақтөбе
    -2°
  • Актау
    +10°
  • Орал
    +3°
  • Қарағанды
    -8°
  • Көкшетау
    -6°
  • Қостанай
    -5°
  • Қызылорда
    +3°
  • Павлодар
    -9°
  • Петропавловск
    -8°
  • Тараз
    +1°
  • Туркестан
    +2°
  • Шымкент
    +5°
$
498.34
519.72
¥
68.79
4.85
ҚР Ұлттық банк курстары

Егер бір оқиғаның куәсі болсаңыз, құқығыңыз бұзылса немесе қандайда бір мәселені көтергіңіз келсе, бізге хабарласыңыз

А был ли автобус: куда исчез регулярный пассажирский транспорт в городе Риддере

Город областного подчинения, крупный промышленный центр Восточного Казахстана почти лишился маршрутного общественного транспорта, вместо автобусов горожан перевозят частные такси

Усть-Каменогорск и ВКО / Риддер / А был ли автобус: куда исчез регулярный пассажирский транспорт в городе Риддере

Непривычно видеть улицы довольно немаленького города без "коробочек" линейных автобусов, обыкновенных для населенных пунктов аналогичной величины. Состояние регулярных маршрутных перевозок в Риддере откатилось на несколько десятилетий назад, передает корреспондент Устинка LIVE.

Единичный городской автобус Риддера

Прогресс транспорта

Когда-то Риддер оказался пионером городских автобусных перевозок в Восточно-Казахстанской области, первым в области наладив внутригородской маршрут. В 1938 году по инициативе руководства комбината "Алтайполиметалл" в Риддере было организовано автобусное сообщение с пятью остановками. В 1939 году по первому городскому направлению работало два автобуса, а к 1952 году число машин парка пассажирского транспорта в городе, тогда называвшемся – Лениногорск, достигло двадцати штук. 

В том же году автопарк Лениногорского полиметаллического комбината пополнился сразу четырьмя сорокаместными автобусами наиболее массовой в те годы марки - ЗИС-155, в газетах их назвали – "автобусы троллейбусного типа". В связи с приобретением первых больших автобусов появились новые маршруты, которые связали окраины города с промышленными площадками и центром. В январе 1957 года в составе областного автотреста была выделена пассажирская автобаза №1 города Лениногорска, вскоре получившая название – Лениногорское пассажирское автотранспортное предприятие, которое постоянно развивалось вслед за расширением города. В 1970-х годах отстроили новые ремонтные цеха, стояночные боксы, посты техосблуживания и диагностики автобусов, и к 1980 году ПАТП приняло свой окончательный облик. Кроме того, автопарк стал обслуживать междугородные маршруты в Усть-Каменогорск и Шемонаиху.

2 Один из немногих пригородных автобусов.JPG

Непреодолимые обстоятельства

Несмотря на не прекращавшийся упадок системы пассажирских перевозок в девяностые годы, коллективу Лениногорского ПАТП удалось сохранить предприятие. Автопарком все также обеспечивался своевременный выход автобусов на маршруты и функционирование диспетчерской службы. К моменту возвращения исторического названия и до 2010-х годов в Риддере сохранялся парк автобусов советского производства - несколько потрепанного внешнего вида, но с отменной регулярностью движения. В двухтысячных годах автобусное семейство в ТОО "Лениногорское ПАТП" пополнилось подержанными автобусами немецкого производства, которые, как и последние экземпляры советских ЛАЗ-ов и ЛиАЗ-ов, успели застать крах предприятия пассажирских перевозок.

3 На остановках немноголюдно.JPG

"Пирог" автобусных маршрутов Риддера оказался разделен между несколькими перевозчиками, а ПАТП, некогда единое мощное предприятие, пало жертвой раздела имущества, сопровождавшегося постоянными распрями и судебными тяжбами. В проигрыше оказались и работники автопарка, и жители города. Свою лепту внесли и карантинные ограничения, распространявшиеся не только на междугородный, но и на городской транспорт. За время отмены городского сообщения количество оставшихся автобусов в Риддере стало неуклонно уменьшаться. Подвижной состав перевозчиков был распродан, а то и сдавался на металлолом.

Картина на бүгін

Социальные сети пестрят жалобами горожан на нерегулярность движения маршрутов. Увы, жаловаться на работу общественного транспорта приходится и в Усть-Каменогорске, и в других городах Казахстана ввиду общих причин: нехватки водителей, отсутствия техники и запчастей, недостатка субсидирования. Подобные сообщения в соцсетях стали обыденностью. Напротив, сообщения жителей Риддера об отмене рейсов, поломках, длительном ожидании экипажей создают представление, будто общественный транспорт вполне действует, лишь типичные для нынешних времен проблемы никак не дают жителям добираться из пункта "А" в пункт "Б". Что же на самом деле? Когда-то Риддер имел разветвленную сеть направлений. В недавней истории одним из самых регулярных маршрутов горняцкого городка был маршрут номер 14 – "Автостанция – 1-й район". Он пролегает через весь город, не затрагивая отдельные районы, куда далее направлялись пригородные маршруты, такие как 12, 13, 160.

Ориентируясь по уже известным направлениям, можно понаблюдать, сколько же фактически двигается автобусов по городу, и с какой регулярностью. И вот – конечная остановка "Автостанция". Потрепанный 14-й автобус, ПАЗ-ик довольно редкой заднемоторной модели "Аврора", подъезжает к остановке. Безусловно, необходимо на нем прокатиться: вдруг это последний транспорт на ближайшее время? Водитель аккуратно, без всякой спешки управляет автобусом, что даже несколько непривычно на фоне постоянных рывков, толчков и "автобусных гонок" Усть-Каменогорска. Кондуктор обращается с пассажирами вежливо, объявляет каждую остановку – а ведь объявление остановок в областном центре уже редко можно услышать. Вот только пассажиров немного: за время перемещения в совсем небольшом автобусе оказались заняты лишь сидячие места. Похоже – времена, когда уже на "Автостанции" 14-й автобус основательно набивался желающими проехаться, ушло в прошлое.

4 Табличка с неактуальной информацией

Добравшись до конечной 1-го района, было решено проделать обратный путь до автостанции пешим ходом, и заодно оценить, сколько же маршрутных автобусов попадется навстречу. В пути ожидалось встретить множество снующих взад-вперед 12-х, 13-х, 160-х, маршруток номер 225, а в центре города – автобусов номер 3, 4, 5, 8, 18, 27, словом – привычный автобусный винегрет десятилетней давности. Однако к концу пути ожидало разочарование: в ходе путешествия через весь Риддер удалось встретить лишь все тот же единственный 14-й ПАЗ-ик, один автобус 12-го маршрута и один 160-й. Недавно введенный маршрут №22 тоже оказался невидим взору приезжего путника. Причины пропажи автобусов ясны, но куда делись пассажиры?

5 Городское ПАТП практически опустело

На остановках отнюдь не столпотворение, возгласов возмущения ожидающих также не слышно. По словам местных жителей, недавно введенная стоимость проезда в 130 тенге с незначительной "альтернативой" для пенсионеров в виде тарифа в 115 тенге не компенсирует удовольствие длительного ожидания столь редкого автобуса, который теперь выглядит как необычный аттракцион, нежели как общественный транспорт. Другие просто привыкли еще с карантинных времен ездить на такси, не обращая внимание на аккуратно развешанные на остановках таблички с номерами ныне не существующих маршрутов. 

7 Автобус ПАТП г. Риддера в 2010-х годах

Более того, сами бывшие работники автопредприятий занялись извозом – даже кондукторы взялись за получение водительских прав: с повышением стоимости проезда в автобусах появилась возможность "прицепом" поднять цену за услуги такси, и работать в частном извозе становится все выгоднее. Деятельность интернет-агрегаторов только способствует приумножению "частников". В свою очередь, градообразующие предприятия "Казцинка" обслуживаются служебными автобусами, своим присутствием хотя бы частично компенсирующими фактическое отсутствие общественного транспорта в Риддере.

6 На проходной ПАТП в 2010 году

В одной из деревень - дальней окраине города Риддера, на машинном дворе виднеются до боли знакомые силуэты старых автобусов. Парочка стандартных для советского и постсоветского автобусного парка типов автобусов: ЛиАЗ-677М и ЛАЗ-695Н. Принадлежали они ТОО "Лениногорское ПАТП", о чем говорят эмблемы на водительских дверях. Многие годы их можно было видеть снующими по улицам Лениногорска, затем Риддера. Отставлены от работы они были относительно недавно, в 2014-2015 годах, перед началом конца пассажирского автопредприятия, и были пущены на запчасти для сельхозтехники. Так выпотрошенные кузова остались лежать в поле. Эти полусгнившие остовы старых автобусов стали последними вещественными свидетельствами работы ПАТП, от которого фактически осталась лишь вывеска на проходной.

8 Последние автобусы ПАТП

Следующая →