Өскемен
малооблачно
-13°
  • Өскемен
    -13°
  • Алматы
    +2°
  • Астана
    -6°
  • Ақтөбе
    -2°
  • Актау
    +8°
  • Орал
    +1°
  • Қарағанды
    -3°
  • Көкшетау
    -9°
  • Қостанай
    -7°
  • Қызылорда
    +2°
  • Павлодар
    -11°
  • Петропавловск
    -9°
  • Тараз
    -3°
  • Туркестан
    +1°
  • Шымкент
    +3°
$
498.34
519.72
¥
68.79
4.85
ҚР Ұлттық банк курстары

Егер бір оқиғаның куәсі болсаңыз, құқығыңыз бұзылса немесе қандайда бір мәселені көтергіңіз келсе, бізге хабарласыңыз

Как в Восточном Казахстане будут повышать тарифы на коммунальные услуги

Аховая ситуация на сетях водо-, тепло- и электроснабжения региона, да и страны в целом, не оставляет даже шанса сомнения, что рост стоимости всей "коммуналки" все-таки произойдет

Усть-Каменогорск и ВКО / Как в Восточном Казахстане будут повышать тарифы на коммунальные услуги
Фото:
Устинка LIVE

О том, как, когда и по каким причинам в принципе это будет, на пресс-конференции рассказали представители сразу двух профильных ведомств – областного Управления энергетики и ЖКХ и Департамента Комитета по регулированию естественных монополий ВКО, передает корреспондент Устинка LIVE.

Веские основания

В связи с участившимися случаями аварийных ситуаций и технологических нарушений в сфере тепло-, водо-, электроснабжения в Республике Казахстан, в том числе в Восточно-Казахстанской области, остро стоит вопрос модернизации и реконструкции инженерной инфраструктуры, большая часть которой была введена в эксплуатацию в 1950-х годах. Замерзающий Риддер, частые отключения света и порывы на сетях водоснабжения в Усть-Каменогорске, районе Алтай, Глубоковском и Шемонаихинском районах – тревожные звоночки, заставляющие каждого из жителей региона задуматься о своем будущем, об элементарном жизнеобеспечении. С далеко не радужными перспективами в коммунальном секторе нос к носу столкнулись и чиновники. Мысля стратегически, Президент РК Касым-Жомарт Токаев ребром поставил проблему в своем ежегодном послании народу.

В стране изношены две трети сетей электроснабжения, 57% тепловых коммуникаций и почти половина водопроводных сетей. Искусственное сдерживание тарифов чревато веерными отключениями, авариями, и, как итог, угрозой здоровью и жизни граждан, - сказал глава государства. - На монопольных рынках необходимо перейти к новой тарифной политике "Тариф в обмен на инвестиции". Показатели износа сетей и мощностей нужно сократить минимум на 15%. Тариф будет предоставляться в обмен на вложения в инфраструктуру.

Для выполнения поручения, а также решения накопившихся проблем в сфере энергетики и жилищно-коммунального хозяйства 29 желтоқсан 2022 года в Закон РК «О естественных монополиях» внесены поправки, в соответствии с которыми:

  • субъекты монопольного рынка будут осуществлять денежные вливания, направленные на снижение накопившегося износа;
  • будет повышена конкурентоспособность заработных плат работников жилищно-коммунального сектора;
  • будет ускорена работа по передаче на баланс и в доверительное управления сетей, находящихся как в коммунальной, так и в частной собственности, что позволит повысить надежность предоставления коммунальных услуг.

Ранее основаниями изменения утвержденного тарифа до истечения его срока действия (субъекты естественных монополий (СЕМ) работали по утвержденным на пять лет тарифам, прим. ред.) являлось только изменение стоимости стратегических товаров, увеличение объемов предоставляемых регулируемых услуг, изменение ставок налогов и других обязательных платежей в бюджет в соответствии с налоговым законодательством РК, - пояснил руководитель ДКРЕМ по ВКО Арман Малик. - После внесения изменений в законодательство, дополнительно субъекты могут обращаться по таким основаниям, как изменение среднемесячной номинальной заработной платы одного работника по видам экономической деятельности в регионе (городе), получение на баланс и (или) в доверительное управление имущества (бесхозные сети) от местных исполнительных органов, увеличение суммы утвержденной инвестиционной программы. Во исполнение поручения президента по снижению уровня износа на 15%, Департаментом в настоящее время проводится соответствующая работа, расчеты с монополистами, а именно: необходимамыр сумма для замены изношенных сетей, источники финансирования и другое. Одним из вариантов предлагается разделить объем инвестиции путем распределения нагрузки на конечные тарифы на несколько лет до 2030 года и в итоге снизить уровень износа на 15%.

В итоге тарифное ведомство сейчас разрабатывает методы реализации поручения, чтобы соблюсти баланс интересов потребителей и субъектов естественных монополий. Уровень новых тарифов будет зависеть от подаваемой монополистами заявки, рассматривать которую планируют тщательно, индивидуально, с привлечением общественности и экспертов. Закон принят, а вот подзаконные акты еще разрабатываются, а именно вносятся изменения в Правила формирования тарифов. Так что, по словам Армана Малика, ожидать роста тарифа в ВКО можно только во втором полугодии 2023-го.

Неутешительная ревизия

По ВКО с 2018 года увеличения регулируемых Департаментом тарифов на коммунальные услуги в сфере теплоснабжения, водоснабжения, газоснабжения составляет не более 18%, а по услуге водоотведения наоборот они были снижены на 6%. В сравнительной таблице уровня тарифов по республике регион в среднем на 10 месте из 20 городов и областей. То есть в стране есть показатели как выше, так и ниже действующей стоимости коммуналки в ВКО. А вот по износу сетей мы, увы, в твердых лидерах, особенно по электроснабжению.

По информации коммунальных предприятий, в частности АО "Объединенная ЭнергоСервисная Компания", АО "Усть-Каманогорские тепловые сети" и КГП "Өскемен Водоканал", износ в сфере электроснабжения составляет – 97%, теплоснабжения – ориентировочно 65,7%, водоснабжения – 52,2%, водоотведения – 67,6%, - сообщил представитель Управления энергетики и ЖКХ ВКО Ельнур Шакиров. - В рамках расчета прогнозных показателей при переходе к тарифной политике "Тариф взамен на инвестиции" АО "ОЭСК" сообщает, что для снижения уровня износа на 15% до 2030 года с учетом сетей, находящихся в области Абай, требуется осуществить модернизацию 1 622 километров линий электропередачи и 3 543 единиц оборудования или в среднем по 180 километров ЛЭП и 552 единиц оборудования ежегодно. В ОЭСК 28,12 миллиарда тенге утвержденной инвестиционной программы предусмотрены на снижение износа.

Общая протяженность тепловых сетей по области составляет 1 009,44 км, средний износ 65,7%. В действующих инвестиционных программах СЕМ в период с 2023 по 2027 годы предусмотрены ремонтные работы на 20,4 км тепловых сетей на общую сумму 4,3 млрд тенге, что предполагает снижение износа лишь на 1,3%! Где уж тут снижение на 15%. Сейчас утвержден план мероприятий по проведению технического обследования инженерных сетей субъектами естественных монополий со сроком выполнения до 1 маусым 2023 года. Еще одно подтверждение того, что тарифы не изменят до этого срока.

Всего в коммунальной сфере области работают около 8 тысяч человек. Далеко не секрет и то, что в отрасли наблюдается грандиозный дефицит кадров. К примеру, в ОЭСК не хватает 440 специалистов, или 13,6%, в УК ТС – 88 (11%), в "Оскемен водоканале" - 200 квалифицированных сотрудников (20,7%). Причина текучки банальна - заложенные в тарифе заработные платы работников ниже, чем средняя по отрасли в ВКО по данным статистики. К примеру, по итогам 3 квартала 2022 года в сфере теплоснабжения средняя заработная плата составил 259 516 тенге, а в тарифе АО "Усть-Каменогорские тепловые сети" заложена 181 297 тенге, что ниже на 30% среднестатистического уровня.

Есть в регионе и еще одна большая проблема - бесхозяйные сети. С учетом разделения в области количество бесхозных электрических сетей составило 188,2 км линий электропередачи и 113 трансформаторных подстанций (ТП).

Из них 41,2 км ЛЭП и 18 ТП были поставлены на учет в органах юстиции как бесхозное имущество. Чтобы признать их поступившими в коммунальную собственность акиматами района Алтай и Глубоковского района ведутся судебные процедуры. 149,9 км ЛЭП и 108 ТП, находящиеся в коммунальной собственности разделены на следующие группы:

  • 51,2 км ЛЭП и 29 ТП (93 объекта), имеющие правоустанавливающие документы и находящиеся в удовлетворительном техническом состоянии, по которым акиматами Риддера, района Алтай и Катон-Карагайского района проведены оценочные работы, приняты соответствующие постановления и ведется процесс передачи на баланс АО "ОЭСК".
  • 79,44 км ЛЭП и 36 ТП (145 объектов), по которым в 2021 году акиматами Риддера, района Алтай, Глубоковского, Катон-Карагайского Кокпектинкского, Уланского и Шемонаихинского районов совместно с АО "ОЭСК" составлены дефектные акты и сметы на выполнение ремонтных работ на общую сумму 414,5 млн тенге.
  • по 16,26 км ЛЭП и 30 ТП, не имеющим правоустанавливающую документацию продолжается работа по составлению дефектных актов.

Вместе с тем, на балансе акимата Усть-Каменогорска находится 128 км ЛЭП и 41 ТП, которые были легализованы и приняты в коммунальную собственность, однако не имеют решения суда, - отметил Ельнур Шакиров. -Для составления плана передачи на баланс и в доверительное управление сетей, находящихся в коммунальной собственности, будет проведена разъяснительная работа с акиматами городов и районов и представителями энергопередающих организаций, изъявивших желание передать электрические сети на баланс АО "ОЭСК".

Тарифы: кому-то боль, а кому радость

Понятно, чтобы привести коммунальную инфраструктуру в порядок только в регионе, нужны сотни миллиардов. Только тарифами такое финансирование не вытянуть. По информации Управления энергетики и ЖКХ области, уже сейчас имеется 8 проектно-сметных документаций (ПСД) по реконструкции и строительству 20,4 км тепловых сетей на общую сумму 5, 7 млрд тенге.

Также на стадии корректировки находятся 3 ПСД на общую сумму 7,4 млрд тенге и 1 ПСД по реконструкции сетей в поселке Касыма Кайсенова на стадии получения заключения государственной экспертизы, - подчеркнул представитель ведомства. - На разных стадиях разработки находится 29 ПСД по реконструкции сетей водоснабжения и водоотведения на общую сумму 25 млрд тенге.

Из них 10 ПСД (9 по водоснабжению, один по водоотведению) разработаны, общая стоимость 11,4 млрд тенге, в разработке - 15 ПСД на сумму 12 млрд тенге, 4 ПСД общей стоимостью 1,6 млрд тенге - планируется к разработке. Реализацию этих проектов планируется осуществить за счет республиканского бюджета. Прорабатываются возможности ремонта и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры за счет заемных средств международных финансовых организаций, в том числе ЕБРР.

В социальных сетях восточноказахстанцы горячо и обреченно обсуждают будущее повышение стоимости коммунальных услуг. Прогнозируют рост тарифов сразу в два-три раза. Спешим успокоить потребителей ВКО – этого не будет!

Понимамыр социальную значимость такого шага, Департамент сейчас очень взвешено подходит к утверждению тарифов, особенно для бытовых потребителей, - заверил журналистов Арман Малик. – В основном нагрузка по повышению ляжет на бюджетные организации – в акиматах просчитывается возможное увеличение финансирования, для населения в этом году может лишь на несколько процентов увеличится. Точные суммы мы пока назвать не можем – работа идет. Также мы разделим процесс на ежегодные периоды до 2030 года. Кроме того, уполномоченным органом проводятся публичные слушания, где проект тарифа и инвестиционной программы монополисты защищают перед потребителями. Работают над проектами и экспертные советы, созданные при ведомстве, в их состав включены депутаты, представители общественных объединений, МИО и другие заинтересованные лица, что, в свою очередь, обеспечивает гласность и прозрачность решений. После проведение всех процедур, уполномоченным органом утверждается тариф и тарифная смета, а также совместно с государственными органами -инвестиционные программы. В этой связи, просим всех активно участвовать в процессе формирования тарифов и утверждения инвестиционных программ.

Для поддержки социально уязвимых категорий потребителей, которым и такое повышение тарифа на коммуналку ударит по бюджету, предусматриваются различные механизмы возмещения затрат.

К слову, отслеживать объявления о проведении публичных слушаний, всех процедур и процесса тарифообразования можно на общедоступной электронной базе данных "Монополист". Участвовать в обсуждении тарифов – на страничке ДКРЕМ по ВКО в Facebook.

Следующая →