Өскемен
пасмурно
-10°
  • Өскемен
    -10°
  • Алматы
    -2°
  • Астана
    -6°
  • Ақтөбе
    -2°
  • Актау
    +10°
  • Орал
    +3°
  • Қарағанды
    -8°
  • Көкшетау
    -6°
  • Қостанай
    -5°
  • Қызылорда
    +3°
  • Павлодар
    -9°
  • Петропавловск
    -8°
  • Тараз
    +1°
  • Туркестан
    +2°
  • Шымкент
    +5°
$
498.34
519.72
¥
68.79
4.85
ҚР Ұлттық банк курстары

Егер бір оқиғаның куәсі болсаңыз, құқығыңыз бұзылса немесе қандайда бір мәселені көтергіңіз келсе, бізге хабарласыңыз

В ВКО проблему эффективной подготовки кадров помогает решать дуальное обучение

Выпуск по этому методу в 2022 году по области составил свыше 600 студентов, из них трудоустроены 524 человека, доля занятости составляет 87,1%

Усть-Каменогорск и ВКО / В ВКО проблему эффективной подготовки кадров помогает решать дуальное обучение
Фото:
Палата предпринимателей ВКО

На площадке Палаты предпринимателей ВКО прошел областной семинар "Формирование профессиональных компетенций студентов колледжей в условиях дуальной системы обучения" под модераторством исполняющей обязанности руководителя Управления образования ВКО Алимы Ақылбек, передает корреспондент Устинка LIVE.

Эффективность на вырост

По словам Алимы Ақылбек, система профессионального образования в бүгіншних условиях постоянно совершенствуется и требует новых подходов к установлению взаимодействия сторон. Приоритетной становится задача приведения рынка образовательных услуг в соответствие с потребностями рынка труда. При этом одним из путей повышения эффективности профессиональной подготовки кадров выступает дуальное обучение.

В 2022-2023 учебном году по области действует 42 учебных заведения, дуальное обучение используют 28 колледжей по 49 специальностям и 61 квалификации. Охват составляет 2 741 студента, из них по госзаказу обучается 2 431 студент с привлечением 448 предприятий – социальных партнеров. Заключено 2 587 договоров, в рамках которых выпускники проходят стажировку с дальнейшим трудоустройством, – привела данные Алима Ақылбек.

Одной из мер, влияющих на востребованность выпускников колледжей, является развитие социального партнерства. Сегодня общее количество социальных партнеров в ВКО составляет 976 предприятий по 31 отрасли экономики, отметила спикер. По рекомендации Министерства образования и науки РК на 2022-2023 учебный год за счет средств областного бюджета целевой госзаказ на подготовку кадров размещается при наличии двухстороннего договора между колледжем и работодателем - для 15 колледжей ВКО выделено 706 ученических мест. Выпуск по дуальному обучению в 2022 году по области составил 601 студентов, из них трудоустроены 524 человека. Доля трудоустройства и занятости по дуальной системе обучения составляет 87,1%.

Начальник отдела развития человеческого капитала ПП ВКО Асет Адылхан сообщил, что ежегодно НПП "Атамекен" проводит масштабный опрос предприятий крупного и среднего бизнеса насчет потребностей в рабочих кадрах. В 2022 году участие в опросе приняли более 32 тысяч субъектов бизнеса, которые определили свою прогнозную потребность в кадрах на ближайшие три года. По области на текущий год потребность составила более 2 200 работников.

Кому, зачем и для чего…

Исходя из результатов опроса Нацпалата определяет ТОП самых востребованных специальностей на рынке труда, при этом от 57 до 62% составляет потребность в кадрах, которые обучаются в системе технического и профессионального образования (ТиПО), то есть в колледжах.

В ТОП-10 самых востребованных специальностей в сфере ТиПО вошли слесари-ремонтники, электромонтеры, электрогазосварщики, водители, повара и другие. Хотя существует такая тенденция, когда в поиске какой-то новой ниши многие колледжи внедряют специальности инновационного характера типа робототехники. На самом деле рынку требуются традиционные классические специальности, на которые у колледжей есть лицензии, – отметил Асет Адылхан.

Также существует проблема того, что студенты-выпускники колледжей, которых готовили, например, для сферы строительства, уходят в другие сферы деятельности, где более легкие условия труда и конкурентная заработная плата. И выходом из данной ситуации как раз является дуальное обучение.

С 2014 года совместно с Управлением образования ВКО, Министерством образования и науки мы начали реализацию Дорожной карты дуального обучения. В этот процесс больше 300 предприятий ВКО было вовлечено, хотя за период с 2014 по 2019 годы у нас эта цифра доходила и до 500, и до 600 предприятий. Однако ввиду того, что законодательство наше не позволяло в полной мере реализовывать процесс, многие предприятия отказывались от этой системы, находили другие варианты взаимодействия. Но за последние годы НПП «Атамекен» совместно с МОН РК было сделано очень многое в части утверждения нормативов: сейчас и в Трудовой кодекс определенные изменения внесены, и разработаны специальные правила и механизмы реализации дуального обучения. Сейчас из 770 колледжей по стране дуальным обучением охвачено 473, а это более 50%, – проинформировал Асет Адылхан.

Представитель "Атамекена" также рассказал о плюсах дуального обучения для предприятий, которые выражаются в учете их потребностей и пожеланий по подготовке кадров. Это касается и учебных программ, и объема учебных часов, и сроков проведения практики, и введения новых дисциплин. Показатель трудоустройства студентов, прошедших дуальное обучение, составляет порядка 87%, чем не могут похвастать колледжи, не участвующие в дуальном обучении.

Когда субъект бизнеса сам делает заказ на обучение необходимого специалиста, дуальная система обучения позволяет предприятию непосредственно участвовать в его подготовке. И основной документ, который регламентирует отношения между колледжем и предприятием, помимо договора, – это учебная программа, где по нашим нормативам минимум 60% времени должно быть отведено практическому обучению, различного рода производственным практикам, и 40% – теории. И тогда выпускник выходит из колледжа специалистом, "заточенным" именно под определенное предприятие, – пояснил Асет Адылхан.

Что касается наставничества и стажировок, то Палата предпринимателей ВКО принимает заявки от предприятий на подготовку наставников из числа работников. То же самое касается преподавателей специальных дисциплин в колледжах, которые осваивают на предприятиях новые технологии, новые виды изделий, тем самым расширяя свои компетенции и навыки.

Если 60% времени студент проводит на предприятии, то наставник в основном занимается им. Минимум 10 человек должно быть у наствника, в зависимости от возможностей предприятия. И хотя этот наставник является специалистом своего производства, но у него нет определенных знаний в сфере возрастной психологии, в сфере педагогики, в организации учебного процесса и непосредственно производственной практики, в приеме экзаменов. Наша программа обучения наставничеству как раз решает эти задачи. У нас есть тренеры-мультипликаторы, которые прошли специальное обучение за границей и теперь обучают наставников по заявкам предприятий. После прохождения обучения вы уже сами заметите, что подход и взаимодействие предприятия с колледжем станут на порядок выше, – завершил свое выступление начальник ОРЧК Палаты предпринимателей ВКО и призвал все колледжи и предприятия региона к воволечению в процесс дуального обучения.

Также в ходе семинара было рассказано о концепции, опыте, проблемах и перспективах дуального обучения, о технологии подготовки специалистов. Принято решение масштабировать дуальное обучение с охватом не только крупного, но и среднего бизнеса, в том числе в районах ВКО и сельской местности.

Следующая →