Өскемен
ясно
-15°
  • Өскемен
    -15°
  • Алматы
    -4°
  • Астана
    -8°
  • Ақтөбе
    -6°
  • Актау
    +2°
  • Орал
    -2°
  • Қарағанды
    -6°
  • Көкшетау
    -7°
  • Қостанай
    -8°
  • Қызылорда
    -3°
  • Павлодар
    -13°
  • Петропавловск
    -10°
  • Тараз
    -4°
  • Туркестан
    -7°
  • Шымкент
    +1°
$
530.24
+1.72
543.97
+4.83
¥
72.33
+0.25
5.16
-0.01
ҚР Ұлттық банк курстары

Егер бір оқиғаның куәсі болсаңыз, құқығыңыз бұзылса немесе қандайда бір мәселені көтергіңіз келсе, бізге хабарласыңыз

Өскемен мен ШҚО Өскемен мен ШҚО Григорий Прыгов
Ақпарат көзі:
Устинка LIVE

Сотрудников КСК Усть-Каменогорска власти выселяют на улицу?

С кооперативами собственников квартир имел дело почти каждый житель областного центра

Прорванная канализация, протекающая крыша, уборка мусора у дома, свисающие с крыш сосульки - все эти коммунальные "радости" частенько беспокоят горожан, и ответственность за решение этих проблем как правило берут на себя КСК, передает корреспондент Устинка LIVE.

Устькаменогорцы привыкли, что пойти пожаловаться на плохое отопление в квартире или вылетевшие пробки в электрощите можно не покидая пределов района или даже родной пятиэтажки. Офисы кооперативов, как правило, размещают во дворах тех многоквартирных домов, которые они обслуживают. Однако совсем скоро эту традицию придется нарушить.

Прогнать, нельзя оставить…

В конце қаңтар на совещании с акимом Усть-Каменогорска Жаксылыком Омаром чиновники приняли решение забрать у КСК помещения. Письма с требованием освободить офисы в городские кооперативы начали приходить в феврале.
- Будем передавать помещения очередникам, которые нуждаются в жилье, - объяснил заместитель акима Усть-Каменогорска Денис Федченко. - КСК должны освободить офисы в течение 30 дней со дня получения ими письма. На тех, кто проигнорировали уведомление, акимат будет подавать иски в суд.
Исполнительный директор Ассоциации КСК Усть-Каменогорска Гульнар Абишева рассказала, что съехать нужно до начала сәуір.
- Но эти помещения оборудовали в домах во времена СССР специально для размещения организаций по обслуживанию жилого фонда! - говорит женщина. - Кроме того, у нас много кооперативов, которые находятся в обычных квартирах. Куда им съезжать? У них даже подвалов нет, только технические подполья высотой полтора метра. Там нереально устроить офис.
По словам Гульнар Абишевой, у КСК забирают не только отведенные офисы площадью 70 квадратных метров. Небольшие кооперативы передадут государству даже маленькие комнаты, в которых они и без того ютились.
- Письма рассылает городской Отдел жилищных отношений, которому на баланс передали наши помещения, - продолжила Гульнар Абишева. - Хотя раньше у местных КСК был договор с Отделом финансов, по нему мы платили аренду, делали ремонт, вносили платежи за коммунальные услуги. Договор заключали на год, и отдел мог его расторгнуть. Но они этого не делали, потому что претензий к нам не было.
Гульнар Абишева объясняет, что в непростой ситуации оказались не только сами КСК, но и жители города. К примеру, кооператив "Айжан", которым заведует она сама, отвечает за 58 домов, в штате находится 35 человек. Среди них слесари, дворники, другой обслуживающий персонал. Поскольку офис находится в самом центре жилого фонда, работники быстро реагируют на любые жалобы местных жителей. Если покинуть привычное место "обитания", в системе взаимодействия жильцов с КСК произойдет сбой.
- Мы ведь работаем в своем районе, в доме №5 по улице Виноградова. За день раз 50 нужно пробежаться, посмотреть, проконтролировать дворников и слесарей, - рассказал управляющий ПКСК "РАД" Алтай Аяганов. - Еще надо на крышу подняться, спуститься в подвал, видеть, что происходит на территории, говорить с людьми. А представьте, если бы офис находился, к примеру, на КШТ? Так ведь не наездишься!
"Ароматный" офис

Чтобы сохранить удобное для сотрудников и жителей расположение офиса, Алтай Аяганов подыскал помещение в паре сотен метров от прежнего. ПКСК "РАД" скоро переезжает в девятиэтажный дом на улице Карбышева, 40, но только офис там будет расположен в подвале, условия в котором далеки от идеальных.
- На спуске в подвал сломаны ступеньки, - рассказал Алтай Аяганов. - Мы сделали ремонт внутри, но там нет вентиляции. Душно из-за горячих труб! А главная проблема -это амбре. Дому 31 год, канализация старая, ее постоянно прорывает, потому что жильцы спускают туда даже подгузники.
В подвале, по словам Алтая Аяганова, царит тошнотворный запах. Однако акимат города настаивает на освобождении нынешнего офиса и не предлагает иных помещений ни для ПКСК "РАД", ни для других кооперативов областного центра. В такой же ситуации оказался ПКСК "Люкс-4", его офис находится в аналогичном смежном помещении с ПКСК "РАД". По словам его управляющей Светланы Тайсумовой, даже варианта с подвалом у них нет.
- Просто не знаем, где разместиться, - пожаловалась она. - Хотели снять квартиру, но владельцы, как только узнают, что мы КСК, сразу отказывают. Ведь будут постоянно шуметь люди, ходить к нам, домофон придется отключать. А в нынешних офисах весь день находятся по шесть сотрудников. Утром приходят слесари, сантехники и другие работники, мы проводим совещания. Как это делать без помещения?
Арендовать большое помещение кооперативы не могут, как пояснил Алтай Аяганов, платить за аренду нужно около 200 тысяч тенге в месяц - неподъемная сумма даже для крупного кооператива. Кроме этого, ближайшие офисы сдают довольно далеко от района улицы Виноградова и добираться туда ни самим сотрудникам КСК, ни жителям "подопечных" домов очень неудобно. Но и спускаться в подземелье, для того чтобы решать коммунальные проблемы, люди тоже не хотят.
- Это неудобно. Да и как в подвале можно работать? Там сырость, глубокий спуск, трубы горячие, канализация плохо пахнет. А как по этой лестнице будут старики ходить? - возмутился житель девятиэтажки по улице Карбышева, 40 Евгений Смирнов.
"Двойка" за "перестройку"?

В начале прошлого года в стране вступил в силу Закон РК "О жилищных отношениях", согласно которому жильцам каждого многоквартирого дома нужно взять бразды коммунального правления в свои руки.
- Изначально это должно было произойти до 9 қаңтар 2021 года, - объяснил член Палаты юридических консультантов ВКО Андрей Романов. - Владельцы жилья вправе выбрать, преобразоваться ли в объединение собственников имущества (ОСИ) или в простое товарищество (ПТ). Но потом решение вопроса отложили, и существование КСК продлили до шілде 2022 года. К этому времени дома должны стать либо ПТ, либо ОСИ, а сами кооперативы - сервисными компаниями.
При этом ОСИ, по задумке властей, является юридическим лицом со своими сложностями ведения документации и подойдет для больших жилых домов, а второе - ПТ не требует регистрации и станет хорошим вариантом для маленького числа жителей.
- У кооперативов есть база специалистов, и власти хотят, чтобы мы продолжали оказывать услуги по обслуживанию домов на коммерческой основе, - продолжила Гульнар Абишева. - Каждый дом сможет заключить договор с той компанией, которая понравится. Это якобы породит здоровую конкурецию между бывшими кооперативами и сделает работу прозрачной. Но наши отчеты и так доступны и в Сети, и в бумажном варианте.
Многие полагают, что с переходом деятельности КСК на коммерческие "рельсы" бывшие кооперативы смогут зарабатывать приличные деньги, что в том числе позволит без особых проблем подыскать подходящий офис для размещения за сумму намного выше 40 тысяч тенге в месяц. Однако, по мнению Гульнар Абишевой, такая "перестройка" не имеет смысла.
- Когда мы станем частной сервисной компанией, денег у нас будет столько же, сколько сейчас, - объясняет она. - В среднем с дома КСК получает 80 тысяч тенге, 24 тысячи из них заберет ОСИ или ПТ, а 56 тысяч отойдет сервисной компании. И из этой суммы мы должны заплатить дворнику, слесарю, сварщику, провести дезинфекционную обработку и еще аварийную службу вызвать?
Требовать повысить тариф за услуги сервисные компании не в праве - можно только попросить об этом жильцов. Но в городской Ассоциации КСК говорят, что убедить людей платить с квадратного метра жилья ощутимо больше почти нереально. Хотя рост тарифов теоретически мог бы покрыть расходы на зарплаты сотрудникам сервисной компании и обслуживание дома. Но уже сейчас жители сопротивляются повышению цен даже на два тенге. И, по данным Ассоциации, не торопятся создавать инициативные группы в домах для смены формы управления, назначать лидеров для ОСИ и ПТ.

Люди понимают, что для подобной работы нужны хотя бы минимальные знания в области коммунального хозяйства. Брать на себя ответственность за проблемы "коммуналки" в отдельно взятых домах среди рядовых жильцов мало кто хочет, и нынешнее устройство с давно знакомыми кооперативами устраивает большинство. По информации представителей Ассоциации КСК, несмотря на закон, за минувший год из 1700 многоквартирных домов Усть-Каменогорска на новую форму управления в виде ОСИ перешел лишь один!

Возможно, инициативы властей по переустройству старой системы, касающейся КСК, и принесут плоды в будущем. Но пока создается ощущение, что "лодка" добрых начинаний в очередной раз разбилась о коммунальный быт.

P.S. Во время подготовки материала сотрудники ПКСК "РАД" перебрались в подвал дома №40 по улице Карбышева. Но там прорвало канализацию, и они были вынуждены занять часть помещения продуктового магазина над подвалом, за аренду которого платят 165 тысяч тенге ежемесячно. Эти средства, по словам Алтая Аяганова, изыскивают за счет сокращения расходов на обслуживание домов жилого фонда. ПКСК "Люкс-4" находится в поиске подходящего помещения.
Следующая →