Өскемен
пасмурно
-10°
  • Өскемен
    -10°
  • Алматы
    -2°
  • Астана
    -6°
  • Ақтөбе
    -2°
  • Актау
    +10°
  • Орал
    +3°
  • Қарағанды
    -8°
  • Көкшетау
    -6°
  • Қостанай
    -5°
  • Қызылорда
    +3°
  • Павлодар
    -9°
  • Петропавловск
    -8°
  • Тараз
    +1°
  • Туркестан
    +2°
  • Шымкент
    +5°
$
498.34
519.72
¥
68.79
4.85
ҚР Ұлттық банк курстары

Егер бір оқиғаның куәсі болсаңыз, құқығыңыз бұзылса немесе қандайда бір мәселені көтергіңіз келсе, бізге хабарласыңыз

Өскемен мен ШҚО Өскемен мен ШҚО Галина Пестрякова
Ақпарат көзі:
Устинка LIVE

Врач из Усть-Каменогорска рассказала о сложностях работы в период пандемии

Директор ТОО "Вита-1" Рая Рахимова встретилась с нашим корреспондентом и в эксклюзивном интервью поведала о проблемах, с которыми сейчас сталкиваются работники ПМСП

Ошибки даются для опыта, чтобы выучить урок, запомнить и не повторять. С начала пандемии COVID-19 врачи Казахстана столкнулись с некой сумятицей, передает корреспондент Устинка LIVE. Инфекция новая, как лечить и лучше действовать в интересах больного и контактных, непонятно. Рекомендации от Минздрава и других организаций приходили постепенно. Сейчас, когда туман над "полем брани" рассеялся, стали очевидны явные недочеты, допущенные в битве с КВИ. О них нельзя молчать. Нужно говорить, чтобы больше такого не повторилось. А главное, чтобы во всем не обвиняли тех, кто ценой собственной жизни и здоровья встали на передовую и держали оборону.

Врач с многолетним стажем, директор ТОО "Вита-1" Рая Рахимова встретилась с нами и рассказала о проблемах, с которыми пришлось столкнуться медикам ПМСП, выполняя свою работу в период карантина.

? Рая Жангалиевна, в лаборатории Национального центра экспертизы (НЦЭ) были перебои в приеме материалов на анализ методом ПЦР. Какова ситуация сейчас?
- ПЦР-анализы в НЦЭ не принимались, и это мешало нам работать. Смысл анализа в том, что через сутки, максимум через 48 часов, у нас должен быть на руках результат, чтобы врач мог определить тактику лечения. По Приказу МЗ РК и Постановлению главного санитарного врача эта лаборатория должна обследовать контактных - то есть их работа направлена на профилактику заболевания. Если человек заболел, мы подаем экстренное извещение. После эпидемиологи Департамента по контролю качества товаров и услуг определяют близкие контакты больного. Главный городской санитарный врач пишет в ПМСП постановление - кого обследовать из них и когда предоставить им результаты анализов. Мы берем ПЦР-анализ, который должны сдать в лабораторию НЦЭ. Бесплатно. Лаборатория работала то хорошо, то плохо, а потом и вовсе прекратила свою деятельность и с 1 тамыз категорически отказалась принимать анализы. Но от Департамента каждый день продолжало идти по нескольку постановлений, и попробуйте не выполнить - ждет не только административное наказание. Если человек окажется болен и будет дальше распространять вирус, то возникнет серьезная ситуация - вплоть до уголовной ответственности. Потому я написала официальное письмо как почетный гражданин ВКО во все инстанции, где пояснила, в чем проблема и что нам надо делать.

? Какой выход из сложившейся ситуации Вы видели?
- Если лаборатория не принимает материалы, то она должна быстро заключить договоры с другими лабораториями как с субподрядчиками и оповестить все медорганизации. Я получила ответ от руководителя Департамента, что лаборатория начала работу с 10 тамыз, но по факту в этот день анализы там не принимали. Тогда мы отвезли их в Клинико-диагностический центр, который через ФСМС заключил с нами договор. С 11-го тамыз только в НЦЭ работу возобновили, и мы смогли сдать анализы. Есть оговорка, НЦЭ все-таки заключил договоры с субподрядными лабораториями. Но тогда оповестите об этом всех! Вся суть в том, что у нас нет синхронной работы. На бүгін вопрос улажен. Но решать такие вопросы следует своевременно.

? Общественный резонанс получила тема приписок в программе Damumed. Что бы Вы могли сказать по этому поводу?
- Я глубоко возмущена и огорчена, что обвинили медицинских работников. Особенно в этот тяжелый период для их деятельности. Еще больше я возмущена, что официальный представитель Минздрава Багдат Кожахметов (так писали в некоторых CМИ) прокомментировал, что это делается якобы с целью наживы. Я хочу разъяснить людям, чтобы они поняли, Damumed - частная организация. Гендиректор Наталья Киль уже дала разъяснения по припискам, и, исходя из него, они не виноваты. 90% всех медороганизаций страны в этой системе, по сути, Damumed - монополисты. Но бүгін говорить, что система ни при чем, нельзя. Кто-то в комментариях пишет, что у него в системе информация о том, что в три часа ночи он был на приеме. Да. В три часа ночи бедная медсестра или врач сидели и вносили запись о приеме, которую не успели ввести в тот день. Я не могу отвечать за весь Казахстан, но, прежде чем встретиться с вами, я звонила в ФСМС и узнавала, есть ли приписки в системе по нашему ТОО. Мне ответили, что приписок нет.
Сегодня одна медсестра мне сказала, что настолько загруженный день был накануне, что все свои записи по осмотрам она вводила еще девять часов! Не всегда медики успевают. Абсурд в том, что бүгін не надо быть хорошим специалистом, чтобы лечить больных, надо уметь правильно вбить все данные в систему так, чтобы комар носа не подточил. Придут с проверкой: "Вы не так поставили код". И начинают штрафовать. Например, врач великолепно принял роды, операцию провел. Пациент доволен, а код неверно вбил, и все… Так нельзя.

? Гендиректор Damumed объяснила приписки ошибками системы. С Вашей точки зрения это верная формулировка?


- Приведу пример: видеоконсультация - это тоже прием. Сегодня во всем мире так. Мне по видео показали ступню ребенка. Я говорю: "У вас вульгарная бородавка. Назначу день прижигания". Разве я не поставила диагноз? Больной говорит: "Болит горло", я отвечаю: "Сядьте перед зеркалом. Посмотрите глаза - красные конъюнктивы? Отечность на лице есть? Имеется сыпь по телу? Есть воспаление подмышечных лимфоузлов?". Это уже обследование. Это прием, а не приписка. Прием терапевта оценивается у нас в 1200 или 1300 тенге. Мне хотелось бы сказать, чтобы население понимало, врач работает на ставку. Простой доктор никакой выгоды не имеет.

Подтверждает слова Раи Жангалиевны и забежавшая ненадолго по делу фельдшер мобильной бригады Елена Классен: "Программа так работает, что в любом случае пациент должен быть записан на прием. Для примера, у меня диспансерная группа, для пациентов пришли в аптеку препараты. Я знаю, сколько человек их получают. Начинаем перепроверять, и я вижу, что один за лекарством не пришел. Звоню. Отвозим на дом, что мы и делали для всех пациентов старше 65-лет во время карантина. Но чтобы выписать рецепт, сначала надо записать человека на прием, поэтому у него отметка, что он был на приеме такого-то числа, возникает. А по факту он не был. Он дома получил лекарства. Таким образом заочный прием осуществлен. И также флюорография. Пациентам необязательно приходить после обследования, но перед ним, чтобы мы выдали направление, он должен быть записан, по-другому программа просто не работает".

? Расскажите о работе мобильных бригад - одного из новшеств, привнесенного в период пандемии, какие возникали трудности у врачей?
- Отмечу, что создание мобильных бригад было верным решением, потому что скорая не справлялась с таким количеством вызовов. Из плюсов для ПМСП - ты видишь все прикрепленное население, знаешь, кто болен. Всех с диагнозом КВИ дважды в день обзваниваем. Это оценивается как прием. На третьи сутки мы делаем видеообзвон, если есть возможность у пациента. Было бы проще, если бы все медики таких бригад были обеспечены планшетами. Но при всем желании я не могу всем и сразу купить планшеты, потому что хочу сначала выплатить зарплату. Потому они также начинают вбивать данные в систему только после 18.00.
Но и тут с ФСМС у нас возникло недопонимание. Мобильная группа обслуживает пациента, оценивает его состояние удовлетворительно, чтобы оставить на дому. В обед или к вечеру состояние пациента заслуживает большего внимания, и к нему выезжают снова. А мне в ФСМС говорят, что можно всего раз к данному пациенту отправлять. И нам не дают включить в систему наш второй и порой даже третий выезд к одному больному. А потом эта же мобильная группа еще и развозила, бывало, пациентов по стационарам, в то время как должна была для этого вызвать скорую. Но тогда для чего мы мобильные бригады создали? В такой суматохе врачи работали, и они должны свои заработанные деньги получить.

? Возвращаясь к теме ПЦР-анализов, хочется узнать о тестировании беременных. Изначально тесты брали у всех несмотря на сроки. Теперь - на 37-й неделе беременности. Почему?
- Наши главные специалисты акушеры-гинекологи сказали, что ПЦР надо брать у всех беременных женщин, чтобы не было материнской смертности. Так и поступили. Через два месяца приходит разъяснение ФСМС, что делать это надо только в 37 недель. И начинают снимать с нас деньги за этот ПЦР-анализ. Чем я буду платить лаборатории? Мы в первую очередь хотели обезопасить будущих рожениц. В стране ЧП, карантин, и хорошо, что медики успели отреагировать. Работа сделана - оплатите. Сегодня в ФСМС республики пришел грамотный специалист Булат Токежанов, и я надеюсь, что подобных ситуаций больше не повторится. Нам нужно совместно синхронизироваться. Во время ЧП какие могут быть штрафы? Мы делаем общее дело и должны работать сообща.

P.S.: В начале тамыз Рая Рахимова летала в Нур-Султан, встретилась с главным санитарным врачом страны Айжан Есмагамбетовой в эфире программы "Большая неделя" на телеканале "Хабар", где также открыто рассказала о проблемах, возникших в сфере здравоохранения в сложный эпидемический период. Теперь наверху, возможно, проведут работу над ошибками. Ведь близится вторая волна заболеваемости… И как знать, что нас ждет впереди, если медицина "пойдет по старым граблям".
Следующая →